ПОЛИТИКА На Ямале отпускников и командировочных ждут за открепительными заявлениями в МФЦ ОБЩЕСТВО Жители Гыданской тундры получают пропуска для пребывания в национальном парке ОБЩЕСТВО Гороскоп для всех Знаков Зодиака на 5 июня 2020 года ПРОИСШЕСТВИЯ В Новом Уренгое в нескольких метрах от перехода сбили малолетнего велосипедиста ОБЩЕСТВО В Салехарде хотят открыть интеллект-центр с кукольным театром НОВОСТИ На Ямале откроется еще одна лаборатория по диагностике коронавируса ЗДОРОВЬЕ Ноябрьские врачи спасли женщину с острым ишемическим инсультом НОВОСТИ Ямальцев зовут в «Команду Арктики» ПРОИСШЕСТВИЯ В Ноябрьске будут судить педофила, снимавшего порно с ребенком ОБЩЕСТВО В Лабытнанги сидельцев колонии обучили плотницкому искусству ОБЩЕСТВО Тарко-Сале остался без самой популярной летней зоны отдыха ОБЩЕСТВО Подсчитано, сколько денег хранят ямальцы в банках ОБЩЕСТВО В Надыме собираются ликвидировать 16 стихийных свалок НОВОСТИ В Тарко-Сале к осени появится арт-центр «Мадэй» НОВОСТИ За сутки в Новом Уренгое заболели коронавирусом 44 человека ОБЩЕСТВО «Удалёнку» планируют закрепить в Трудовом кодексе НОВОСТИ Из Салехарда уберут уродующее город «железо» ЭКОНОМИКА Для терминала СПГ «Обский» создадут акваторию в Сабетте ОБЩЕСТВО Выезжающих из Ямала через Югру предупреждают об ограничениях ПРОИСШЕСТВИЯ В Красноярском крае ввели режим ЧС из-за разлива нефтепродуктов ЭКОНОМИКА На мосту через реку Пур проходит финальный этап «надвижки» ОБЩЕСТВО На Ямале придумывают название для моста через реку Пур ОБЩЕСТВО Тазовчане уже собирают первые урожаи огурцов ЭКОНОМИКА Запсибкомбанк вошел в ТОП-3 рейтинга самых выгодных программ по рефинансированию ипотеки ОБЩЕСТВО Тюмень открыта для ямальцев: маска обязательна, справка – только в больницах ЭКОНОМИКА Запсибкомбанк продолжит обслуживать карты с истекшим сроком действия ЭКОНОМИКА Запсибкомбанк представил своим клиентам мобильный платежный сервис MirPay ЭКОНОМИКА Всех сотрудников «Газпром добычи Ноябрьск» протестируют на коронавирус ОБЩЕСТВО Гороскоп для всех Знаков Зодиака на 4 июня 2020 года ПРОИСШЕСТВИЯ Полпред УрФО взял на контроль дело о применении оружия полицейскими


  • Мечта на взлёт

    19.08.2011 09:16:12

    Мечта на взлёт

    Имя почетного жителя Ямала Владимира Васильева у многих ассоциируется с бурным развитием гражданской авиации в регионе.

     

    А начиналось всё с детской мечты…

     

    ОБ ОККУПАЦИИ И ТРОФЕЙНОМ ВЕЛОСИПЕДЕ

     

    Тихий уютный Могилёв в одночасье изменился. С неба летели бомбы, дома рушились, на улицах стреляли. Таким запомнил начало войны Владимир Васильев. На тот момент ему исполнилось пять лет.

    – Отца практически в первый же день забрали на фронт, – вспоминает Владимир Иванович. – А мы с мамой и старшей сестрой уехали под Могилёв в деревню к бабушке и дедушке. Там и остались на всё время оккупации. Пережить пришлось многое. Расстреливали целиком семьи, сжигали деревни. Нас судьба уберегла. Жили в землянке, голодали, но дождались победы.

    Советские войска освободили Белоруссию в 1944 году. Володя Васильев как раз закончил первый класс. Конечно, школ как таковых и не было, да и учебников никаких.

    – Можно сказать и тетрадки ни одной не исписал, – улыбается, вспоминая о той поре, Владимир Иванович. – Но, несмотря на все тяготы, нас, несмышленышей, собирали вместе, учили грамоте, как же иначе.

    А потом в 1945 году с фронта вернулся отец. Володя играл во дворе, когда увидел, что по проулку кто-то едет на велосипеде. Им оказался глава семьи Васильевых. Он возвращался победителем на трофейном двухколесном транспорте. Всю войну Иван Дмитриевич был шофером, дошел до Берлина.

    Семья воссоединилась и снова перебралась в Могилёв. С осени Владимир пошел в школу.

    – В классах было так холодно, что учителя просили каждого приносить из дома по полешку, чтобы было чем отапливать помещения.

     

    ПЕРВЫЙ ПОЛЁТ

     

    – О небе уже тогда грезили? – спрашиваю Владимира Ивановича.

    – Да, это была моя давняя мечта. Я уже учился в девятом классе. В один из мартовских дней в школу пришли люди, которые агитировали всех желающих поступать в аэроклуб, – рассказывает Владимир Иванович.

    Он и еще двое его одноклассников решили записаться туда. Правда, сначала надо было пройти медицинскую комиссию. Володя всё переживал, что не пройдет. Был он тогда худенький, роста невеликого, на физкультуре в строю последним стоял. «Куриный вес у тебя, Васильев», – смеялся доктор, который вел осмотр. Весил наш герой тогда от силы килограммов 50. Но именно он смог пройти медицинскую комиссию и начать занятия.

    Радости его не было предела! Еще бы, профессия военного летчика считалась тогда очень престижной среди сверстников. А поступление в аэроклуб как раз первая ступенька к осуществлению мечты.

    Перед тем как подняться в небо, мальчишки много занимались, тренировались, изучали теоретические вопросы.

    – Мой первый полет длился минут десять, – вспоминает ветеран. – Я был совершено один в кабине. Требовалось сделать круг над учебным аэродромом, и я справился, хотя было боязно и одновременно очень ответственно.

    Потом самых разных полетов в его жизни было множество. Но этот, конечно же, один из самых запомнившихся, потому что дал понять: небо – это его стихия.

     

    ЗНАКОМСТВО С СЕВЕРОМ

     

    После аэроклуба его направили в Кременчуг в летное училище, оттуда распределили в Кировоградское бомбардировочное училище. Там он проучился почти два года, когда началось сокращение вооруженных сил. Военные училища стали переводить в гражданские, Владимир Иванович получил направление в Сасовское летное училище Министерства гражданской авиации СССР. Там в 1959 году и завершил свое образование.

    – У меня был друг закадычный, мы с ним оба могилевские, вместе еще в аэроклуб ходили, – продолжает Владимир Иванович рассказ. – Так вот мы с ним почему-то очень хотели работать на Севере.

    Поэтому, когда сокурсники из Тюмени предложили друзьям из Белоруссии ехать с ними, согласились без всяких раздумий. Уже оттуда Владимир Васильев попал дальше на Ямальский Север – в Салехард.

    Край земли сразу показал свой суровый норов молодому летчику.

    – С первого раза приземлиться в Салехарде не получилось, – вспоминает ветеран. – Город закрыли из-за непогоды, посадили нас на запасной аэродром в Ханты-Мансийске. Там переночевали, а уже утром 7 января отправились по назначению. Прилетели, я вышел с самолета. Вижу, пацаненок с горки катается. Он меня до общежития довел, устроился я, только прилечь хотел, в Ханты-Мансийске особо выспаться не удалось, как меня в штаб вызвали. Пришел, говорят: «Готовься, завтра полетишь в первый рейс». Пункт назначения – Байдарацкая губа. Где-то на ее берегу располагался небольшой поселочек, туда нам и надо было попасть. А как раз туман стоял, видимости никакой, покружили мы, покружили и вернулись домой. Потом командир спрашивает, понял ли я что-нибудь. Машу головой: «Ничего». «Ничего, полетаешь – поймешь», – успокоил он меня.

     

    ШТУРМ С ВЫСОТЫ

     

    Вот так и началась трудовая биография на Ямале второго пилота самолета «Ан-2» Владимира Васильева. Примерно через год его назначили командиром самолета. Потом он стал командиром звена, в 1967-м – командиром эскадрильи, дальше – заместителем командира летного отряда.

    Возглавил Салехардский объединенный авиаотряд Васильев в 1971 году. В те годы авиаторы региона работали очень интенсивно – вывозили рыбу с Белого Яра, Находки, Антипаюты, Красноселькупа на Тазовский рыбозавод. Кроме этого, выполняли большой объем услуг для геологов Тазовской нефтегазоразведочной экспедиции. В начале семидесятых годов прошлого века началась эксплуатация гигантского газоносного месторождения на Ямале – Медвежьего.

    Одним из главных факторов, позволивших в рекордно короткие сроки начать промышленное освоение подземных кладовых «голубого топлива» и их ввод в эксплуатацию на Ямале, стало массовое применение авиации. Именно на эти годы приходится бурное освоение новой авиационной техники, в чем Владимир Иванович принимал самое активное участие. Под его руководством летчики и вертолетчики вместе с геологами, буровиками и строителями штурмовали открытые в регионе месторождения.

    – Вертолеты нашего авиаотряда обслуживали практически все экспедиции, осуществляли авиаперевозки в период освоения газовых месторождений на полуострове Ямал, в районах Надыма и Нового Уренгоя до постройки в этих городах собственных аэропортов, – рассказывает Владимир Васильев.

    В начале девяностых он перешел работать в администрацию округа, потом на пенсию, где много занимался общественной работой, возглавлял совет ветеранов. За высокие достижения в производственной деятельности награжден государственными наградами, кавалер ордена Ленина.

    О своих заслугах Владимир Иванович особо распространяться не любит. «Просто делал всё, что от меня зависело», – говорит он, улыбаясь.

    Кстати, старший сын Владимира Андрей пошел по его стопам. Тоже стал летчиком, сейчас он уже на пенсии, живет в Ярославле. А вот младший Алексей выбрал более приземленную профессию, трудится в правоохранительных органах.

    Александра МЕЩЕРЯКОВА

    Фото автора

     

    СПРАВКА «КС»

     

    Первый регулярный рейс на самолете «Як-40» по маршруту Салехард – Москва – Салехард был выполнен 16 мая 1973 года. В это же время на смену устаревшим «Ли-2» приходят самолеты «Ан-26», вводятся в эксплуатацию вертолеты «Ми-8» вместо «Ми-4». Параллельно развивается наземная инфраструктура аэропорта Салехард. В 1974 году принято в эксплуатацию здание аэровокзала.

    В конце 1980-х годов авиапредприятие, благодаря организованной командиром четкой и слаженной работе всех структурных подразделений, стабильной финансово-экономической и социальной обстановке в коллективе, достигло больших производственных успехов в работе. В год перевозилось около 230 тысяч пассажиров, 3500 тонн почты, 18 тысяч тонн груза. Прибыль составляла около 14 миллионов рублей. Обеспечивался максимальный налет на всех типах самолетов и вертолетов.

     

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...