ПРОИСШЕСТВИЯАвария на ЖД в Коми поменяла планы ямальцев на отпуск ОБЩЕСТВОЯмальцы отправятся в горы с молитвами НОВОСТИУдивила всех: девятиклассница из Ноябрьска наловила рыбы больше, чем мужчины-соперники ЖИЛЬЁНовостройки Надыма оценили на доступность для маломобильных ОБЩЕСТВОНа Ямале модернизируют 14 почтовых отделений ПРОИСШЕСТВИЯВ Приуралье молния ударила чум, пострадали двое мужчин ОБЩЕСТВОБудущих охотников усадят за парты и заставят сдавать экзамены ЭКОНОМИКАЯмальских журналистов и блогеров научат мастерству медийщики из Russia Today ОБЩЕСТВОТазовчан зовут на забег «Северный закал» ПРОИСШЕСТВИЯНадымчанин убил друга шампанским НОВОСТИЯмальским охотникам отвели лимит на лосей и медведей ПРОИСШЕСТВИЯТазовчанка обвинила любовника в изнасиловании, чтобы не потерять жениха ОБЩЕСТВОИнвалидам упростили процедуру оформления льгот НОВОСТИЗа шесть лет на Ямале построят 27 новых детских садов НОВОСТИСиноптики обещают ямальцам порывистый ветер и дождь ЭКОНОМИКАДевочка Сихиртя стала туристическом послом Ямала ОБЩЕСТВОСеяхинцы избавляют озеро от грязи и безымянности ПРОИСШЕСТВИЯНа Ямале горит почти 650 гектаров леса ОБЩЕСТВОНоябряне надеются вернуть себе излюбленный пляж СПОРТПловец из Ноябрьска взял «серебро» всероссийских соревнований ОБЩЕСТВОКомары злые, а виды шикарные! Жители Вологды провели отпуск на Ямале ЗДОРОВЬЕВ новоуренгойской больнице освоили новый метод обследования сосудов сердца ПРОИСШЕСТВИЯВ Муравленко после попойки гость оказался мертвым ОБЩЕСТВОИз Ноябрьска в космос отправят бандероль ПРОИСШЕСТВИЯВажно: поезд Москва-Лабытнанги задержится из-за ЧП в Коми

  • Мечта на взлёт

    19.08.2011 09:16:12

    Мечта на взлёт

    Имя почетного жителя Ямала Владимира Васильева у многих ассоциируется с бурным развитием гражданской авиации в регионе.

     

    А начиналось всё с детской мечты…

     

    ОБ ОККУПАЦИИ И ТРОФЕЙНОМ ВЕЛОСИПЕДЕ

     

    Тихий уютный Могилёв в одночасье изменился. С неба летели бомбы, дома рушились, на улицах стреляли. Таким запомнил начало войны Владимир Васильев. На тот момент ему исполнилось пять лет.

    – Отца практически в первый же день забрали на фронт, – вспоминает Владимир Иванович. – А мы с мамой и старшей сестрой уехали под Могилёв в деревню к бабушке и дедушке. Там и остались на всё время оккупации. Пережить пришлось многое. Расстреливали целиком семьи, сжигали деревни. Нас судьба уберегла. Жили в землянке, голодали, но дождались победы.

    Советские войска освободили Белоруссию в 1944 году. Володя Васильев как раз закончил первый класс. Конечно, школ как таковых и не было, да и учебников никаких.

    – Можно сказать и тетрадки ни одной не исписал, – улыбается, вспоминая о той поре, Владимир Иванович. – Но, несмотря на все тяготы, нас, несмышленышей, собирали вместе, учили грамоте, как же иначе.

    А потом в 1945 году с фронта вернулся отец. Володя играл во дворе, когда увидел, что по проулку кто-то едет на велосипеде. Им оказался глава семьи Васильевых. Он возвращался победителем на трофейном двухколесном транспорте. Всю войну Иван Дмитриевич был шофером, дошел до Берлина.

    Семья воссоединилась и снова перебралась в Могилёв. С осени Владимир пошел в школу.

    – В классах было так холодно, что учителя просили каждого приносить из дома по полешку, чтобы было чем отапливать помещения.

     

    ПЕРВЫЙ ПОЛЁТ

     

    – О небе уже тогда грезили? – спрашиваю Владимира Ивановича.

    – Да, это была моя давняя мечта. Я уже учился в девятом классе. В один из мартовских дней в школу пришли люди, которые агитировали всех желающих поступать в аэроклуб, – рассказывает Владимир Иванович.

    Он и еще двое его одноклассников решили записаться туда. Правда, сначала надо было пройти медицинскую комиссию. Володя всё переживал, что не пройдет. Был он тогда худенький, роста невеликого, на физкультуре в строю последним стоял. «Куриный вес у тебя, Васильев», – смеялся доктор, который вел осмотр. Весил наш герой тогда от силы килограммов 50. Но именно он смог пройти медицинскую комиссию и начать занятия.

    Радости его не было предела! Еще бы, профессия военного летчика считалась тогда очень престижной среди сверстников. А поступление в аэроклуб как раз первая ступенька к осуществлению мечты.

    Перед тем как подняться в небо, мальчишки много занимались, тренировались, изучали теоретические вопросы.

    – Мой первый полет длился минут десять, – вспоминает ветеран. – Я был совершено один в кабине. Требовалось сделать круг над учебным аэродромом, и я справился, хотя было боязно и одновременно очень ответственно.

    Потом самых разных полетов в его жизни было множество. Но этот, конечно же, один из самых запомнившихся, потому что дал понять: небо – это его стихия.

     

    ЗНАКОМСТВО С СЕВЕРОМ

     

    После аэроклуба его направили в Кременчуг в летное училище, оттуда распределили в Кировоградское бомбардировочное училище. Там он проучился почти два года, когда началось сокращение вооруженных сил. Военные училища стали переводить в гражданские, Владимир Иванович получил направление в Сасовское летное училище Министерства гражданской авиации СССР. Там в 1959 году и завершил свое образование.

    – У меня был друг закадычный, мы с ним оба могилевские, вместе еще в аэроклуб ходили, – продолжает Владимир Иванович рассказ. – Так вот мы с ним почему-то очень хотели работать на Севере.

    Поэтому, когда сокурсники из Тюмени предложили друзьям из Белоруссии ехать с ними, согласились без всяких раздумий. Уже оттуда Владимир Васильев попал дальше на Ямальский Север – в Салехард.

    Край земли сразу показал свой суровый норов молодому летчику.

    – С первого раза приземлиться в Салехарде не получилось, – вспоминает ветеран. – Город закрыли из-за непогоды, посадили нас на запасной аэродром в Ханты-Мансийске. Там переночевали, а уже утром 7 января отправились по назначению. Прилетели, я вышел с самолета. Вижу, пацаненок с горки катается. Он меня до общежития довел, устроился я, только прилечь хотел, в Ханты-Мансийске особо выспаться не удалось, как меня в штаб вызвали. Пришел, говорят: «Готовься, завтра полетишь в первый рейс». Пункт назначения – Байдарацкая губа. Где-то на ее берегу располагался небольшой поселочек, туда нам и надо было попасть. А как раз туман стоял, видимости никакой, покружили мы, покружили и вернулись домой. Потом командир спрашивает, понял ли я что-нибудь. Машу головой: «Ничего». «Ничего, полетаешь – поймешь», – успокоил он меня.

     

    ШТУРМ С ВЫСОТЫ

     

    Вот так и началась трудовая биография на Ямале второго пилота самолета «Ан-2» Владимира Васильева. Примерно через год его назначили командиром самолета. Потом он стал командиром звена, в 1967-м – командиром эскадрильи, дальше – заместителем командира летного отряда.

    Возглавил Салехардский объединенный авиаотряд Васильев в 1971 году. В те годы авиаторы региона работали очень интенсивно – вывозили рыбу с Белого Яра, Находки, Антипаюты, Красноселькупа на Тазовский рыбозавод. Кроме этого, выполняли большой объем услуг для геологов Тазовской нефтегазоразведочной экспедиции. В начале семидесятых годов прошлого века началась эксплуатация гигантского газоносного месторождения на Ямале – Медвежьего.

    Одним из главных факторов, позволивших в рекордно короткие сроки начать промышленное освоение подземных кладовых «голубого топлива» и их ввод в эксплуатацию на Ямале, стало массовое применение авиации. Именно на эти годы приходится бурное освоение новой авиационной техники, в чем Владимир Иванович принимал самое активное участие. Под его руководством летчики и вертолетчики вместе с геологами, буровиками и строителями штурмовали открытые в регионе месторождения.

    – Вертолеты нашего авиаотряда обслуживали практически все экспедиции, осуществляли авиаперевозки в период освоения газовых месторождений на полуострове Ямал, в районах Надыма и Нового Уренгоя до постройки в этих городах собственных аэропортов, – рассказывает Владимир Васильев.

    В начале девяностых он перешел работать в администрацию округа, потом на пенсию, где много занимался общественной работой, возглавлял совет ветеранов. За высокие достижения в производственной деятельности награжден государственными наградами, кавалер ордена Ленина.

    О своих заслугах Владимир Иванович особо распространяться не любит. «Просто делал всё, что от меня зависело», – говорит он, улыбаясь.

    Кстати, старший сын Владимира Андрей пошел по его стопам. Тоже стал летчиком, сейчас он уже на пенсии, живет в Ярославле. А вот младший Алексей выбрал более приземленную профессию, трудится в правоохранительных органах.

    Александра МЕЩЕРЯКОВА

    Фото автора

     

    СПРАВКА «КС»

     

    Первый регулярный рейс на самолете «Як-40» по маршруту Салехард – Москва – Салехард был выполнен 16 мая 1973 года. В это же время на смену устаревшим «Ли-2» приходят самолеты «Ан-26», вводятся в эксплуатацию вертолеты «Ми-8» вместо «Ми-4». Параллельно развивается наземная инфраструктура аэропорта Салехард. В 1974 году принято в эксплуатацию здание аэровокзала.

    В конце 1980-х годов авиапредприятие, благодаря организованной командиром четкой и слаженной работе всех структурных подразделений, стабильной финансово-экономической и социальной обстановке в коллективе, достигло больших производственных успехов в работе. В год перевозилось около 230 тысяч пассажиров, 3500 тонн почты, 18 тысяч тонн груза. Прибыль составляла около 14 миллионов рублей. Обеспечивался максимальный налет на всех типах самолетов и вертолетов.

     

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...