-1...1°C

Цифровое ТВ
16+
  • Мыс Сантибе ждёт жертвоприношений

    05.11.2015 06:19:36

    Мыс Сантибе ждёт жертвоприношений

    Нужна ли тундре антиКУЛЬТурная революция? Специалисты предлагают узаконить ненецкие капища.

    Наслушавшись баптистов, ненецкие оленеводы сгоряча сожгли два языческих святилища. Наверное, могли бы и больше, но проповедники протестантизма на волне общественного резонанса поутихли. Прекратились и атаки тундровиков  на культовые места предков. С той поры минуло два года. Удалось ли организовать учет и защиту ненецких святилищ, выяснил «КС».

     

    НЕНЦЫ  НЕ  ПОСВЯЩАЮТ  В  ТАЙНЫ

    Председатель правления Союза оленеводов ЯНАО, представитель губернатора в Тазовском районе Леонид Худи считает, что для сохранения сакрального наследия тундровиков необходимо… узаконить древние святилища! То есть официально доказать их культовое значение.

    Проблема в том, что накопленные сведения о местах поклонения давно устарели. Часть ненецких капищ пришла в упадок и посещается несколькими стариками, другие и вовсе заброшены. Те же, что действуют, надежно сокрыты от любопытных, их координаты – тайна за семью печатями. Поэтому, случись газодобытчикам проложить в тех местах трубу, виноватых будет уже не найти.

    – Предупредить возможные эксцессы помогают общественные слушания, – уверен собеседник. – Они стали проводиться в обязательном порядке перед промышленным освоением какого-либо участка в тундре. При этом делается экологическая экспертиза проекта. Если становится известно о святых местах, отрезок трубы или дороги строители ведут в обход запретной территории. В этих вопросах представители ТЭКа идут навстречу тундровикам.

    По мнению Леонида Ивановича, на Ямале эта работа поставлена лучше, чем где-либо в России:

    – У нас много кочевников, живущих, как их предки, по обычаям тундры. Я был на Таймыре, там такой образ жизни практически утрачен. Оленеводы работают вахтовым методом «приехал-уехал» и не могут совершать обряды. Они их попросту забыли.

     

    ХОЗЯИНА  ВОДЫ  ПОЧИТАЮТ  НА  ЛЬДУ

    Священные места у коренных народов Ямала связаны со значимыми событиями в жизни рода, отмечают места каких-либо успехов или неудач.

    Зачастую это сопки, мысы, выступающие в море или реку, островки на озерах, отдельные деревья причудливой формы. По центру знаки святилища – черепа животных на видном месте, разноцветные ленточки, деревянные или костяные обереги.

    И если такое место становится особенным – «намоленным», то род непременно проведет там жертвоприношение, заколет заранее присмотренного в стаде оленя.

    – Мне с детства известны подобные участки, посещал их с родителями, – продолжил главный оленевод округа. – Так, в Надымском районе это Святой мыс (на ненецком – Хэбидя саля) в устье реки Шуга. А также мыс Сантибе, сопка Пяку-седе и священное озеро Нум-то, что значит «озеро богов», на границе с ХМАО.

    Также есть обычай поклоняться на середине Обской губы Яв ерву (хозяину воды). Этот обряд происходит в ноябре и марте, когда оленеводы Ямальского района перегоняют свои стада на зимние пастбища в Надымский район и обратно. На льду устраивают небольшой ритуал с трапезой, прося прощения за беспокойство и благополучия. На следующий день ритуал повторяется уже на берегу.

    К слову, существует несколько ритуалов, посвященных и вечному спутнику кочевников – оленю. В семье каждого оленевода есть священный «дающий жизнь», чаще белого цвета. Такое животное используется только для особых жертвоприношений.

    – Да, сегодня многие оставили кочевья и поселились в поселках, – резюмирует Леонид Худи. – Нередко вынужденно, после потери родовых путей каслания, в результате промышленного освоения. Досталось и родовым кладбищам. Например, несколько лет назад из-за необдуманного размещения геологоразведочной экспедиции в национальном поселке Нумги Надымского района снесли ненецкие захоронения и проложили дорогу.

    К счастью, времена меняются. Не так давно в Находке, на берегу Тазовской губы, по просьбе местных жителей предприятие ТЭКа установило охранную зону с ограждением вокруг старых захоронений.

    И сами ненцы, ханты, селькупы стали чаще проводить совместные традиционные обряды. Один из них третий год подряд организуют во время окружных фольклорных праздников на Ангальском мысу.

     

    К сведению

    ЖЕНЩИНА НЕ ИДЁТ К СВЯТИЛИЩУ

    На Ямале общинная память тундровиков крепка. Известно немало случаев, когда ненки, давно живущие в поселке или городе, попав в тундру, невольно начинают соблюдать предписанные обычаи. Наиболее явно это проявляется в отношении священных мест. Ненецкая женщина, как правило, не подходит к святилищам, даже если мужчине требуется ее помощь. Это табу, демонстративное нарушение которого  строго осуждается стойбищем, родом.

    Примечательно, что многие оседлые ненцы не всегда могут объяснить суеверия и обряды, которых они придерживаются, сменив среду обитания.

     

    Комментарий

    ЦЕННОСТЬ НАДО ПОДТВЕРЖДАТЬ УЧЁНЫМ

    С сентября 2006 года до мая 2015 года в округе действовал Закон  «Об объектах культурного наследия». В третьей главе ЗАО подробно оговаривалось, какие именно места и объекты, представляющие ценность для коренных малочисленных народов Севера, относятся к этой категории. Нынешней весной этот закон был принят в новой редакции и… лишился этой главы.

    Как пояснила первый заместитель директора департамента культуры ЯНАО Елена Дубкова, сейчас все перечисленные в прежнем документе объекты берутся под охрану в рамках федерального законодательства. Поэтому необходимость в дублировании этой нормы на региональном уровне отпала. 

    – Сохранности объектов это не угрожает, – подчеркнула чиновница. – То есть, если какое-то место признается экспертами священным или исторически значимым для традиционного образа жизни КМНС, его берут под охрану. На сегодняшний день на Ямале около пятидесяти таких точек. Десять из них являются объектами регионального значения.

    Федеральный закон трактует, что под охрану можно взять лишь тот объект, уникальность которого получила серьезное научное обоснование.

     – Органы местного самоуправления, на чьей территории есть такие памятники, могут заказать соответствующую экспертизу, – пояснила наша собеседница. – К примеру, в Салехарде очень много старых деревянных домов, но только единицы попадают в категорию историко-культурных памятников. Так и со священными местами, не все подходят…

    Владимир Ганчерко

    utrennii@mail.ru

    Фото: Леонид Трофимчук

     

     

    Леонид Трофимчук

    Фотограф
    +7 (34922) 4-63-61
    trofimchuk@ks-yanao.ru

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...