ОБЩЕСТВО«Украсть не получится!» В окрестностях Ноябрьска расставляют «капканы» на тех, кто мусорит НОВОСТИПоезд Лабытнанги - Москва, задержавшийся из-за ЧП с грузовозом, нагоняет время по спецрасписанию ПРОИСШЕСТВИЯВ Новом Уренгое вахтовик утонул со второго раза НОВОСТИНа участке Собь – Харп сошёл с рельсов грузовой поезд ОБЩЕСТВОДайджест Арктики: северное лето собирает трагическую дань ОБЩЕСТВОСамый северный «Том Сойер Фест»: столетняя изба преображается силами молодежи ЭКОНОМИКАСоциальный бизнес в Салехарде: как выживают школы танцев и скорочтения ОБЩЕСТВОЯмальский пенсионер спустил на бирже миллион и с головой ушёл в огородничество ОБЩЕСТВОМосковские студенты-географы покорили ледник Романтиков. А он – их ОБЩЕСТВОГостиница для кошек. Как живется усатым-полосатым, пока хозяева в отпуске ОБЩЕСТВОГОСТ, принятый для съемок новорожденных, вернули разработчикам ОБЩЕСТВОЖивём на Севере: смотреть в оба! ПРОИСШЕСТВИЯВспыхнувший трансформатор в Салехарде обесточил типографию КУЛЬТУРАНа Ямале идет «перепись» достопримечательностей ПРОИСШЕСТВИЯВ Салехарде взорвалась трансформаторная подстанция ОБЩЕСТВОПотушат как надо, но не спасатели. Кто идет в пожарные дружинники ЭКОНОМИКАКассы магазинов могут превратиться в «банкоматы» ОБЩЕСТВОВ Новом Порту золотой рыбке сотворили чешую из дощечек ОБЩЕСТВОВ Губкинском расторгнут договор с предпринимателем из-за халтуры ОБЩЕСТВОЖителям развалившегося дома в Лабытнанги пообещали среднерыночную компенсацию ЭКОНОМИКАЯмальцам пересчитают земельный налог ПРОИСШЕСТВИЯСнесло крышу и оторвало обшивку. Ураган в Пангодах «покалечил» только пожарную часть НОВОСТИ«У нас семьи, которые хотят есть!» К надымчанам за помощью обратились вахтовики КУЛЬТУРАЯмальцев приглашают участвовать в интерактивной игре на знание сказки «Конёк-Горбунок» ОБЩЕСТВОВ Уральском регионе растет спрос на айтишников

  • Не думай о кювете свысока

    26.10.2012 21:02:18

    Не думай о кювете свысока

    Как остановить мчащийся с горы самосвал, у которого полный кузов, а трансмиссия отказала?

    Крепче за баранку держись, шофер! Никогда слова известной песни не были мне так близки и понятны, как в день встречи с Владиславом Брусиновым.

    Когда груженный хромовой рудой самосвал «Урал» спускался с Рай-Иза по серпантину градусов под 45, вышла из строя раздаточная коробка. Владислав начал торможение, но где там, разве тормоза без двигателя удержат на склоне махину весом более 10 тонн? Лопнула трубка в тормозной системе, и машина стремительно понеслась вниз…

    К слову, все автомобили, работающие в горных условиях, оборудованы специальными тормозами. Но в них, опять же, для гашения скорости задействован двигатель. Снижается подача топлива в цилиндры, и автомобиль замедляет движение. А тут…

    Раздатка выключилась, и сцепление между двигателем и колесами враз пропало. Грузовик Брусинова, в значительной степени потерявший управление, норовит настичь впереди идущий автомобиль, тоже груженный рудой. По встречной полосе поднимается порожний «Урал». Как быть, что делать?..

     

    СПУСТЯ  ВРЕМЯ

     

    …Когда чрезвычайная ситуация осталась позади, можно предаваться воспоминаниям с юмором. Мы сидим в теплой кабине «Ивеко» в качестве пассажиров. Правда, справа от водителя всего одно место. На нем примостился фотокор. Ему надо сидеть удобно, чтобы работать с камерой. А я устроился боком на двигателе. Ничего.

    Мы едем за рудой. На контрольном пункте перед въездом на горную дорогу охранник записывает номер нашей машины. Обратно на выезде нас опять возьмут на карандаш. Такой жесткий учет транспорта.

     

    – Чтобы не потерялись в горах? – интересуюсь у Владислава.

     

    – Нет, чтобы рабочие с горы не ездили за водкой, – отвечает водитель, продолжая уверенно крутить баранку.

     

    Мы общаемся, любуемся видами из окна. На Полярном Урале, как и на всём Ямале, уже заявила о себе зима. Тонкий снежный покров посеребрил землю, елки и березки. На белых скалах, как большие птицы, сидят бело-фиолетовые облака. Красиво. Не зря с разных уголков страны художники приезжают сюда – вдохновение неисчерпаемо. Да и поэтам есть где разгуляться…

     

    Дорога стелется под колеса автомобиля, то уходит вниз, то поднимается вверх. Это еще не серпантин, а подбрюшье каменного пояса. Трасса, можно сказать, хорошая. Лично директор «Конгор-Хрома» Ахмет Хадеев следит за тем, чтобы ее своевременно грейдировали и подсыпали. Но в межсезонье бывает на трассе скользко, надо быть предельно внимательным не только в горах. Как поведал нам Владислав, недавно один из его коллег здесь умудрился перевернуться на «Ивеко». Остался жив. Только кабину у машины помял, пришлось ее поменять.

     

    СЕДИНА НЕ  В  БОРОДУ

     

    …Та авария на серпантине, с которой мы начали рассказ, нашему герою, конечно, добавила седины. Страшно было? Наверное, да. Но главное не это. А то, что Владислав Брусинов не потерял самообладание, не зажмурил глаза, руль не бросил. У него, почти как на терпящем бедствие самолете, было всего несколько секунд на то, чтобы принять единственно верное решение. Как он поступил?

    Он направил автомобиль правым колесом на валун, и машина, подпрыгнув, завалилась правым бортом на заснеженную землю. Потом пришел бульдозер, вызволил технику из кювета. После экстренного минимального ремонта поездка продолжилась.

     

    – Жене рассказали о происшествии? – любопытствую.

     

    – А то как же, – отвечает автомобилист.– Теперь вот работаю на равнине. На гору ни ногой, судьбу второй раз решил не искушать. Детей надо еще на ноги поставить.

     

    …А вот и накопитель, расположенный на 24-м километре производственного пути на месторождение Центральное. Стоп, машина. Дальше хода нет, все роли расписаны.

     

    Эстафету начинают «БелАЗы» – они поднимают хромиты из карьера на поверхность. Потом вступают «Уралы», спускающие руду с горы к подбрюшью. Уже от накопителя на сортировочно-дробильный комплекс в поселок сырье везут «Ивеко». Потом хромиты поступят в печи Челябинского электрометаллургического комбината. Из них приготовят ферросплавы – ценнейшую добавку для стали. В частности, феррохром незаменим при изготовлении брони.

     

    Мы получаем несколько ковшей драгоценной породы. Грузоподъемность «Ивеко» 30 тонн. Машина заметно проседает на рессорах.

    Держим путь обратно. То, что у нас в кузове, специалисты бы оценили примерно на миллион рублей. Мы, воистину, везем сокровища. Но не надо забывать, что в эту цену вложен труд и геологов, и экскаваторщиков, и взрывников, тут же учтена цена всей мощной техники, которая, кстати, уже порядком выработала свой ресурс.

     

    ШОФЁРСКОЕ БРАТСТВО

     

    Водители встречных машин приветливо поднимают руку. Сигналят иногда. Очевидно, так подбадривают друг друга. Что-что, а поддержка в суровом Заполярье – это не просто знаки внимания, но и глубоко осознанная необходимость.

     

    Владислав Брусинов приехал на Ямал из Омска в 1998 году. Работал на разных объектах. Отсыпал полотно железнодорожной ветки Обская–Бованенково на автомобиле «БелАЗ». Приходилось трудиться и в пургу, и в мороз. Ездил одно время на вахтовке, возил рабочих. Исколесил тысячи километров зимников по полуострову Ямал. Главное правило зимней времянки – выходить на трассу в составе колонны. Потому что Север в одиночку не одолеть. Даже если ты суперпрофессионал. А уж в дороге и чаем горячим из термоса водила с водилой поделится, и сигаретой, и аккумулятор в случае нужды прикурит от своего. И выдернет машину из снежного заноса.

     

    Вспоминает, как на Центральном месторождении однажды разгулялась метель: трое суток колонна автотехники «Конгор-Хрома» не могла сдвинуться с места. Только на четвертые, когда непогода утихла, Брусинов с товарищами тронулись спасать терпящих бедствие. Насилу нашли их: бульдозеры шли по кабинам, находящимся под белым тугим настом, пока не обнаружили признаки жизни. К счастью, никто из людей не пострадал, мехколонну откопали.

     

    …На обратном пути солнце поворачивается к нам другим боком, меняются краски дня. Облака начинают отливать золотистым блеском. Всё отчетливее становится неба синь. Дорогу перебегает заяц-русак, какое-то время он сидит на обочине, шевелит ушами и с любопытством наблюдает за нами.

     

    – Красоту природы в карман не положишь, – будто прочитав мои мысли, говорит наш герой. – Чем больше сделаешь ходок за смену, тем больше денег заработаешь. Уже после восьми рейсов не до любования прекрасным.

     

    Выгружаем руду на дробилке, прощаемся. Владислав Николаевич едет за очередными 30 тоннами хромитов для ферросплавов, на основе которых сделают броню и закуют в нее десятки наших новых танков, бронетранспортеров.

    А нам бы переправу благополучно одолеть. И будем дома.

     

    Сергей Истомин

    Istomin60@mail.ru

    27.10.2012

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...