ЭКОНОМИКАКоренных ямальцев зазывают на рыбалку ОБЩЕСТВО17-летняя салехардка стала участницей нового сезона шоу «Пацанки» ЭКОНОМИКАЯмальский флот ремонтируют корабелы из Северодвинска ОБЩЕСТВОИ лечиться, и отдыхать. Детям-инвалидам раз в год будут компенсировать любой проезд НОВОСТИЧто делать с Вынгапуровским? Губернатор предложил сообща обсудить судьбу отдаленного микрорайона ОБЩЕСТВОВ Новом Уренгое появились первые дог-боксы СПОРТПолицейский из Салехарда пробежал 176 километров за сутки ОБЩЕСТВОВ Лабытнанги устанавливают фотозоны и скамейки с подогревом ОБЩЕСТВОКому скамейки с подогревом, а кому площадки для собак: ямальцы агитируют за уют ПРОИСШЕСТВИЯВ Тазовском районе рабочего убило током НОВОСТИКоробка «Малышу Ямала» станет контейнером для игрушек ОБЩЕСТВОВоспоминания об Анатолие Острягине: «У него был дар воспитывать людей» НОВОСТИВ Яр-Сале хотят устроить своп-вечеринки, а в Муравленко – велопрокат НОВОСТИНа Ямале зафиксировали рекордную жару ОБРАЗОВАНИЕДля школьников Ямала создадут сеть IT-кубов ЭКОНОМИКАЯмальцы больше всех в России тратятся на алкоголь и сигареты КУЛЬТУРАСалехардам предлагают посмотреть кино в палатке ВЛАСТЬДмитрий Артюхов завершил автопутешествие по Ямалу и обещал регулярно повторять поездки ОБЩЕСТВОНа Ямале стартовал сезон охоты на пернатую дичь ВЛАСТЬПравительство ЯНАО выделит полмиллиарда на покупку квартир на вторичном рынке НОВОСТИ«Там столько грязи, Кать, тебе понравится!» Больше сотни экстремалов пробежали «ТрансУрал» ОБЩЕСТВО Ямальцев зовут на «КедрФест» СПОРТЯмальская шахматистка сыграет на командном чемпионате Европы ПРОИСШЕСТВИЯХозяин заброшенного завода в Надыме осужден из-за гибели ребенка НОВОСТИКак распознать в любимом «домашнего боксера» и вовремя сбежать

  • Неполевой дневник

    10.01.2013 08:34:56

    Мы продолжаем знакомить вас с блогами ямальцев. Свою страничку в Живом журнале салехардец Александр Сабаров (sibir79.livejournal.com) ведет три года. За это время он опубликовал огромное количество уникальной информации по истории Салехарда и Ямала. 

     

     

    «Здесь я избегаю пустых разговоров о политике и погоде. Интересует история, археология, фотография, ну, и еще куча всяких разных мелочей», – пишет о себе автор блога.

     

    ЖИВУ  В…

     

    Что значит – «живу в Салехарде»? Ты спроси у жителя Питера три пункта его житья в городе белых ночей, там, скорее всего, будет что-то про белые ночи, Неву и одноименный проспект. Или еще что-то знаковое. Вряд ли он скажет про колодцы дворов, вечную сопливость погоды и булку, скормленную бродячему псу.   Или москвич никогда не расскажет чужому про какие-то обыденно-интимные вещи, выползшие из метро или спальных микрорайонов.

    Вот и мне приятней рассказать/показать про экзотику одежды кочевников-оленеводов или позднемайские сугробы, а также хвастаться сыроядением некоторых пород рыб. Никогда я не стану хорошему человеку баять про белую тоску зимних ночей, про невозможность, при наличии денег и времени, свободного выезда за пределы унылого ковчега, про безудержное от ничегонеделания интриганство и создание и распространение разнообразных слухов людьми внешне достойными и приличными, про скуку, которая овладевает жителями от лета до лета, с оной скукой они борются с помощью работы и пьянства, рыбалки и охоты, служебных романов. Про отвратительно убираемые немногочисленные дороги, про скаредничество и стяжательство, про то, что газовая столица, в отличие от каких-нибудь деревень средней полосы, почти не газифицирована. Про грязь не только окраин, но и болота и помойки почти в центре. И еще про многое другое я никогда не расскажу.

    Уж лучше витрины и красивые картинки, экзотика с оленьими рогами, ненцы, одетые в малицы, перепоясанные украшенными поясами, торгующие олениной и мерзлой рыбой возле рынка, где летом разложены жителями солнечных окраин арбузы и дыни. Женщины-зырянки в киках и сарафанах, спешащие по своим делам. Мужественные рыбаки и охотники, еще будним днем корпящие над документами в душных офисах, уже в пятничный вечер спешащие от жен и детей в свои загадочные дали, зовущие плеском рыбин в сетях или гусиным криком над узкими протоками соров. Про снегоходы, летящие по замерзшему льду. Новостройки, сверкающие еще не облупившейся отделкой, белый айсберг новой администрации, величественно возвышающийся над мутным зеркалом Шайтанки. В общем, то, что суть парадный вход нашего города, а не его задворки.

     

    МЕСТО  ЖИЗНИ  – ЯМБУРГ

     

    Начинаю серию постов про историю существующих (и уже не существующих) населенных пунктов (городов, поселков, деревень и даже факторий) в Ямало-Ненецком автономном округе. Определенного порядка придерживаться не стану. Всё зависит от настроения и наличествующей информации. Дополнения о сабже в комментариях приветствуются.

    Сегодня начну рассказ об одном не типичном для России в целом, но вполне привычном для Крайнего Севера виде населенных пунктов – вахтовом поселке. А именно расскажу про Ямбург. Как это ни странно, история поселка, а вернее, его названия, гораздо старше его возникновения.

    Всё началось в 1825 году. В уездном городке Петербургской губернии – Ямбурге, в семье дворян Кушелевских родился мальчик, оно по рождению крестили Юрием. Окончив Белостокскую гимназию, Юрий поступает на службу в Тобольскую губернию сначала писцом, затем помощником столоначальника по третьему уголовному отделению суда. В марте 1850-го назначен исправляющим должность пограничного начальника в штат управления Сибирскими киргизами; в 1852-м Обдорским отдельным заседателем. В начале 1860-х служит в Петрозаводске чиновником для особых поручений, принимает участие в экспедициях П.Н. Рыбникова – собирателя образцов народного творчества; сотрудничает с В.Н. Латкиным – одним из основателей «Печорской компании», организованной для экспорта леса из устья Печоры. Именно он стал невольным крестником будущего центра газодобычи на Ямале. Во время одного из плаваний в Обской губе, нанося на карту название мыса Торфяного (по-ненецки – Ямбур-Сале), невольно дополняет название, похожее на имя его родного города, буквой «Г». Вот так на картах появляется будущий Ямбург. (…)

    Самый важный период существования поселка связан с развитием газодобывающей отрасли на Ямале… 13 августа скважина дала мощный фонтан газа. Вот она и послужила началом Ямбургскому ГКМ и собственно одноименному поселку.

     

    МЕСТО  ЖИЗНИ  – ЛАБЫТНАНГИ

     

    Для меня, как жителя Салехарда, Лабытнанги  –  это где можно купить подешевле продуктовочку, хозтовары, место, где есть дорога, пускай что железная, но всё же есть. Место, куда ездят за тортиками. Ну и прочий дыбр. А место весьма интересное. Как всем известно, название города происходит от остяцких слов «лапыт» («семь») и «нангк» («лиственница»). Так вот, место сие есть довольно старое святилище, имевшее свое важное место в пантеоне нижнеобских духов. Фактически было промежуточным между Кровавым столбовым мысом (святилищем речных духов) и Бабушкой гор (святилищем, посвященным праматери). Собственно, все три точки в ясную морозную погоду просматриваются на значительном расстоянии по прямой линии с одной точки. Прямо с Полуя, через Обь и Вылпосл. И самое интересное, данное место локализуется точно во всех источниках.

    Ну это так, поэтическое вступление. Несмотря на то, что википедия и официальные источники говорят о том, что современный город – это потомок остяцкого стойбища, на самом деле предок города – зырянские выселки.

    Первые упоминания о Лабытнанги относятся к 1868 году. В документах филиала Государственного архива Тюменской области Тобольска, в книге Центрального статистического комитета «Список населенных мест по сведениям 1868 года» значится: «Поселение при протоке Вылпосл, три двора, 20 мужчин, 18 женщин». Местным жителям это место известно как Комяцкая деревня. Зыряне, как люди веры православной и довольно практичные, для поселения выбрали самый удобный мысок, вдававшийся в приобскую пойму, закрытый от ветра с гор высокой террасой. А то, что там было какое-то остяцкое святилище, их мало волновало. Впрочем, к чему их осуждать. Дети тундры! И вот этот зырянский поселочек и стал в конце двадцатых годов основой для производственного товарищества, а уж потом колхозом. Главным занятием колхозников, как вы понимаете, были рыболовство, охота и оленеводство. Впрочем, остяцкое поселение на месте Лабытнанги было, и даже не одно, но раскиданы они были по береговой террасе. Одно из них принадлежало роду князцов Тайшиных, урочище так и называется Князь-пугол.

    Дальше уже не так интересно. В 1948 году Лабытнанги стал железнодорожной станцией, одним из важнейших пунктов 501-й стройки, а с 15 декабря 1952 года получил статус рабочего поселка в составе Приуральского района. 28 сентября 1956 года передан в административное подчинение Салехардскому горсовету. В начале 1960 годов поселок стал перевалочной базой для освоения газоконденсатных месторождений. 5 августа 1975 года поселок был преобразован в город окружного подчинения. С этого времени город Семи лиственниц непрерывно связан с железной дорогой и геологией.

     

    ОБДОРСК И  ТЕЛЕВИДЕНИЕ

     

    Таки да, наш городок некоторым образом причастен к истории телевидения. Конечно, не прямым образом, но тем не менее. Просто еще один любопытный фактик. Владимир Козьмич Зворыкин (1889–1982) – изобретатель телевидения, в 1918 году, убегая из охваченной Гражданской войной России, был в Обдорске, о чем и упомянул в своих мемуарах.

    «Как только мы прибыли в Омск, я нашел офис кооператива, от лица которого проделал всё свое путешествие. Меня встретили очень тепло. Они согласились, что им нужен инженер, который мог бы посылать соответствующую информацию из Америки, и выразили желание помочь мне туда уехать, но Омск был отрезан от мира со всех сторон, кроме севера, сражающимися друг с другом группировками, так что мне пришлось ждать улучшения ситуации. В кооперативе мне сказали, что к ним приходил профессор геологии Иннокентий П. Толмачов из Петрограда, который тоже пытается уехать из страны с какой-то научной целью. Я нашел профессора Толмачова, он рассказал мне, что надеется уехать северным путем – через Иртыш, Обь и Северный Ледовитый океан. У профессора было много друзей и в правительстве, и в кооперативе, которые помогали ему организовать его экспедицию, так что если я хочу к нему присоединиться, он с радостью меня возьмет. Так я оказался среди членов арктической экспедиции. У нас была небольшая речная лодка, собственность кооператива, на которой мы добрались до Обдорска (Салехард) в устье реки Оби. Отсюда мы надеялись найти транспорт, заручившись поддержкой местных властей…

    После месяца путешествия вниз по Оби, которая в низине расширяется на несколько миль, с малочисленными поселениями на берегах, мы прибыли в Обдорск (Салехард). Здесь мы провели несколько дней, договариваясь о нашем дальнейшем передвижении вокруг Ямальского полуострова (около 500 миль) до южной оконечности острова Вайгач, где на перешейке между островом и Новой Землей мы должны были найти радиостанцию, с которой можно было доложить о состоянии льда в этой части Северного Ледовитого океана. Находясь в Обдорске, мы посетили соседние поселения коренных жителей, наблюдали их традиционный быт, способы рыбалки и охоты на уток и гусей и другую дичь, используя рыболовные сети. Мы также увидели место, где они молились своим древним богам, хотя официально были христианами. Здесь, в месте, защищенном стрелами и луками, мы нашли множество приношений в виде звериных шкур и разных домашних принадлежностей». (Из неопубликованных воспоминаний Владимира Зворыкина «Моя автобиография».)

     

    ЖДУ  ДОБРЫХ  ВЕСТЕЙ

     

    Где гонец с добрыми вестями? Заплутал ли на перекрестках этого мира. Или застрял в придорожной харчевне, прилипнув к куску хорошо прожаренной кабанятины, увлеченный образом пышнотелой хозяйки, что, склонившись над кувшином, представила взору зрелище, завораживающее любого, кто может назвать себя мужчиной. А может, лежит  под кустом орешника в густой дубраве, с арбалетным болтом, торчащим из кадыка, без сапог, оружия и пояса, а переметную суму потрошат колоритные личности, чьи души ждут дьявол и шериф, вечные спорщики-союзники в желании подцепить несчастного на кованый крюк за третье ребро, поджаривая пятки на медленном огне. Где он, этот посыльный хороших новостей? Достаточно лишь узнать, что верный вассал собрал полсотни латников и спешит на помощь осажденному в ветхом замке сюзерену, или что караван с шелками из далекого Китая и пряностями из владений Великих Моголов пересек кипящую кровью и сталью страну, что капитан левантийской галеры, с крашеной хной бородой, задушен цепью раба-славянина, а корабль под защитой братьев-мальтийцев.

    В общем, немного добрых вестей не помешает.

     

    СЕЛЬХОЗРАБОТЫ

     

    Затеял сего дня отколупывать из мерзлоты плод, именуемый людьми не весьма благородными картохой, оный с весны в грунте похоронен был. Так себе нынче картопля. Не то что ране.

     

    ЗАМЕТКА  НА  ОБРАТНОЙ СТОРОНЕ  СТРАНИЦЫ

     

    Что быть «читабль» в ЖЖ, нужно быть яркой творческой личностью, зло юморить таким нью-Салтыковым-Щедриным, иметь в наличии выразительно-непримиримое политическое кредо, много и активно разъезжать по просторам, весям и нивам, благодетельствуя пространными отчетами. Периодически нужно клацать фотокнопкой. И постить, постить и еще раз постить. Или перепостить. Главное, чтобы быть, так-зять, «на острие». Или троллингом пробавляться. Или шокировать окружающих поведением. Быть просто нормальным, обычным человеком из масс в ЖЖ совсем не принято.

     

    Подготовила Александра Ниязова

    xandra-ni@yandex.ru

    10.01.2013

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...