...°C

Цифровое ТВ
16+
  • Неполевой дневник

    10.01.2013 06:34:56

    Неполевой дневник

    Мы продолжаем знакомить вас с блогами ямальцев. Свою страничку в Живом журнале салехардец Александр Сабаров (sibir79.livejournal.com) ведет три года. За это время он опубликовал огромное количество уникальной информации по истории Салехарда и Ямала. 

     

     

    «Здесь я избегаю пустых разговоров о политике и погоде. Интересует история, археология, фотография, ну, и еще куча всяких разных мелочей», – пишет о себе автор блога.

     

    ЖИВУ  В…

     

    Что значит – «живу в Салехарде»? Ты спроси у жителя Питера три пункта его житья в городе белых ночей, там, скорее всего, будет что-то про белые ночи, Неву и одноименный проспект. Или еще что-то знаковое. Вряд ли он скажет про колодцы дворов, вечную сопливость погоды и булку, скормленную бродячему псу.   Или москвич никогда не расскажет чужому про какие-то обыденно-интимные вещи, выползшие из метро или спальных микрорайонов.

    Вот и мне приятней рассказать/показать про экзотику одежды кочевников-оленеводов или позднемайские сугробы, а также хвастаться сыроядением некоторых пород рыб. Никогда я не стану хорошему человеку баять про белую тоску зимних ночей, про невозможность, при наличии денег и времени, свободного выезда за пределы унылого ковчега, про безудержное от ничегонеделания интриганство и создание и распространение разнообразных слухов людьми внешне достойными и приличными, про скуку, которая овладевает жителями от лета до лета, с оной скукой они борются с помощью работы и пьянства, рыбалки и охоты, служебных романов. Про отвратительно убираемые немногочисленные дороги, про скаредничество и стяжательство, про то, что газовая столица, в отличие от каких-нибудь деревень средней полосы, почти не газифицирована. Про грязь не только окраин, но и болота и помойки почти в центре. И еще про многое другое я никогда не расскажу.

    Уж лучше витрины и красивые картинки, экзотика с оленьими рогами, ненцы, одетые в малицы, перепоясанные украшенными поясами, торгующие олениной и мерзлой рыбой возле рынка, где летом разложены жителями солнечных окраин арбузы и дыни. Женщины-зырянки в киках и сарафанах, спешащие по своим делам. Мужественные рыбаки и охотники, еще будним днем корпящие над документами в душных офисах, уже в пятничный вечер спешащие от жен и детей в свои загадочные дали, зовущие плеском рыбин в сетях или гусиным криком над узкими протоками соров. Про снегоходы, летящие по замерзшему льду. Новостройки, сверкающие еще не облупившейся отделкой, белый айсберг новой администрации, величественно возвышающийся над мутным зеркалом Шайтанки. В общем, то, что суть парадный вход нашего города, а не его задворки.

     

    МЕСТО  ЖИЗНИ  – ЯМБУРГ

     

    Начинаю серию постов про историю существующих (и уже не существующих) населенных пунктов (городов, поселков, деревень и даже факторий) в Ямало-Ненецком автономном округе. Определенного порядка придерживаться не стану. Всё зависит от настроения и наличествующей информации. Дополнения о сабже в комментариях приветствуются.

    Сегодня начну рассказ об одном не типичном для России в целом, но вполне привычном для Крайнего Севера виде населенных пунктов – вахтовом поселке. А именно расскажу про Ямбург. Как это ни странно, история поселка, а вернее, его названия, гораздо старше его возникновения.

    Всё началось в 1825 году. В уездном городке Петербургской губернии – Ямбурге, в семье дворян Кушелевских родился мальчик, оно по рождению крестили Юрием. Окончив Белостокскую гимназию, Юрий поступает на службу в Тобольскую губернию сначала писцом, затем помощником столоначальника по третьему уголовному отделению суда. В марте 1850-го назначен исправляющим должность пограничного начальника в штат управления Сибирскими киргизами; в 1852-м Обдорским отдельным заседателем. В начале 1860-х служит в Петрозаводске чиновником для особых поручений, принимает участие в экспедициях П.Н. Рыбникова – собирателя образцов народного творчества; сотрудничает с В.Н. Латкиным – одним из основателей «Печорской компании», организованной для экспорта леса из устья Печоры. Именно он стал невольным крестником будущего центра газодобычи на Ямале. Во время одного из плаваний в Обской губе, нанося на карту название мыса Торфяного (по-ненецки – Ямбур-Сале), невольно дополняет название, похожее на имя его родного города, буквой «Г». Вот так на картах появляется будущий Ямбург. (…)

    Самый важный период существования поселка связан с развитием газодобывающей отрасли на Ямале… 13 августа скважина дала мощный фонтан газа. Вот она и послужила началом Ямбургскому ГКМ и собственно одноименному поселку.

     

    МЕСТО  ЖИЗНИ  – ЛАБЫТНАНГИ

     

    Для меня, как жителя Салехарда, Лабытнанги  –  это где можно купить подешевле продуктовочку, хозтовары, место, где есть дорога, пускай что железная, но всё же есть. Место, куда ездят за тортиками. Ну и прочий дыбр. А место весьма интересное. Как всем известно, название города происходит от остяцких слов «лапыт» («семь») и «нангк» («лиственница»). Так вот, место сие есть довольно старое святилище, имевшее свое важное место в пантеоне нижнеобских духов. Фактически было промежуточным между Кровавым столбовым мысом (святилищем речных духов) и Бабушкой гор (святилищем, посвященным праматери). Собственно, все три точки в ясную морозную погоду просматриваются на значительном расстоянии по прямой линии с одной точки. Прямо с Полуя, через Обь и Вылпосл. И самое интересное, данное место локализуется точно во всех источниках.

    Ну это так, поэтическое вступление. Несмотря на то, что википедия и официальные источники говорят о том, что современный город – это потомок остяцкого стойбища, на самом деле предок города – зырянские выселки.

    Первые упоминания о Лабытнанги относятся к 1868 году. В документах филиала Государственного архива Тюменской области Тобольска, в книге Центрального статистического комитета «Список населенных мест по сведениям 1868 года» значится: «Поселение при протоке Вылпосл, три двора, 20 мужчин, 18 женщин». Местным жителям это место известно как Комяцкая деревня. Зыряне, как люди веры православной и довольно практичные, для поселения выбрали самый удобный мысок, вдававшийся в приобскую пойму, закрытый от ветра с гор высокой террасой. А то, что там было какое-то остяцкое святилище, их мало волновало. Впрочем, к чему их осуждать. Дети тундры! И вот этот зырянский поселочек и стал в конце двадцатых годов основой для производственного товарищества, а уж потом колхозом. Главным занятием колхозников, как вы понимаете, были рыболовство, охота и оленеводство. Впрочем, остяцкое поселение на месте Лабытнанги было, и даже не одно, но раскиданы они были по береговой террасе. Одно из них принадлежало роду князцов Тайшиных, урочище так и называется Князь-пугол.

    Дальше уже не так интересно. В 1948 году Лабытнанги стал железнодорожной станцией, одним из важнейших пунктов 501-й стройки, а с 15 декабря 1952 года получил статус рабочего поселка в составе Приуральского района. 28 сентября 1956 года передан в административное подчинение Салехардскому горсовету. В начале 1960 годов поселок стал перевалочной базой для освоения газоконденсатных месторождений. 5 августа 1975 года поселок был преобразован в город окружного подчинения. С этого времени город Семи лиственниц непрерывно связан с железной дорогой и геологией.

     

    ОБДОРСК И  ТЕЛЕВИДЕНИЕ

     

    Таки да, наш городок некоторым образом причастен к истории телевидения. Конечно, не прямым образом, но тем не менее. Просто еще один любопытный фактик. Владимир Козьмич Зворыкин (1889–1982) – изобретатель телевидения, в 1918 году, убегая из охваченной Гражданской войной России, был в Обдорске, о чем и упомянул в своих мемуарах.

    «Как только мы прибыли в Омск, я нашел офис кооператива, от лица которого проделал всё свое путешествие. Меня встретили очень тепло. Они согласились, что им нужен инженер, который мог бы посылать соответствующую информацию из Америки, и выразили желание помочь мне туда уехать, но Омск был отрезан от мира со всех сторон, кроме севера, сражающимися друг с другом группировками, так что мне пришлось ждать улучшения ситуации. В кооперативе мне сказали, что к ним приходил профессор геологии Иннокентий П. Толмачов из Петрограда, который тоже пытается уехать из страны с какой-то научной целью. Я нашел профессора Толмачова, он рассказал мне, что надеется уехать северным путем – через Иртыш, Обь и Северный Ледовитый океан. У профессора было много друзей и в правительстве, и в кооперативе, которые помогали ему организовать его экспедицию, так что если я хочу к нему присоединиться, он с радостью меня возьмет. Так я оказался среди членов арктической экспедиции. У нас была небольшая речная лодка, собственность кооператива, на которой мы добрались до Обдорска (Салехард) в устье реки Оби. Отсюда мы надеялись найти транспорт, заручившись поддержкой местных властей…

    После месяца путешествия вниз по Оби, которая в низине расширяется на несколько миль, с малочисленными поселениями на берегах, мы прибыли в Обдорск (Салехард). Здесь мы провели несколько дней, договариваясь о нашем дальнейшем передвижении вокруг Ямальского полуострова (около 500 миль) до южной оконечности острова Вайгач, где на перешейке между островом и Новой Землей мы должны были найти радиостанцию, с которой можно было доложить о состоянии льда в этой части Северного Ледовитого океана. Находясь в Обдорске, мы посетили соседние поселения коренных жителей, наблюдали их традиционный быт, способы рыбалки и охоты на уток и гусей и другую дичь, используя рыболовные сети. Мы также увидели место, где они молились своим древним богам, хотя официально были христианами. Здесь, в месте, защищенном стрелами и луками, мы нашли множество приношений в виде звериных шкур и разных домашних принадлежностей». (Из неопубликованных воспоминаний Владимира Зворыкина «Моя автобиография».)

     

    ЖДУ  ДОБРЫХ  ВЕСТЕЙ

     

    Где гонец с добрыми вестями? Заплутал ли на перекрестках этого мира. Или застрял в придорожной харчевне, прилипнув к куску хорошо прожаренной кабанятины, увлеченный образом пышнотелой хозяйки, что, склонившись над кувшином, представила взору зрелище, завораживающее любого, кто может назвать себя мужчиной. А может, лежит  под кустом орешника в густой дубраве, с арбалетным болтом, торчащим из кадыка, без сапог, оружия и пояса, а переметную суму потрошат колоритные личности, чьи души ждут дьявол и шериф, вечные спорщики-союзники в желании подцепить несчастного на кованый крюк за третье ребро, поджаривая пятки на медленном огне. Где он, этот посыльный хороших новостей? Достаточно лишь узнать, что верный вассал собрал полсотни латников и спешит на помощь осажденному в ветхом замке сюзерену, или что караван с шелками из далекого Китая и пряностями из владений Великих Моголов пересек кипящую кровью и сталью страну, что капитан левантийской галеры, с крашеной хной бородой, задушен цепью раба-славянина, а корабль под защитой братьев-мальтийцев.

    В общем, немного добрых вестей не помешает.

     

    СЕЛЬХОЗРАБОТЫ

     

    Затеял сего дня отколупывать из мерзлоты плод, именуемый людьми не весьма благородными картохой, оный с весны в грунте похоронен был. Так себе нынче картопля. Не то что ране.

     

    ЗАМЕТКА  НА  ОБРАТНОЙ СТОРОНЕ  СТРАНИЦЫ

     

    Что быть «читабль» в ЖЖ, нужно быть яркой творческой личностью, зло юморить таким нью-Салтыковым-Щедриным, иметь в наличии выразительно-непримиримое политическое кредо, много и активно разъезжать по просторам, весям и нивам, благодетельствуя пространными отчетами. Периодически нужно клацать фотокнопкой. И постить, постить и еще раз постить. Или перепостить. Главное, чтобы быть, так-зять, «на острие». Или троллингом пробавляться. Или шокировать окружающих поведением. Быть просто нормальным, обычным человеком из масс в ЖЖ совсем не принято.

     

    Подготовила Александра Ниязова

    xandra-ni@yandex.ru

    10.01.2013

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...