Новоуренгойские энтузиасты приоткрыли «Тайны Мангазеи» | «Красный Север»
0°C

Общество

Новоуренгойские энтузиасты приоткрыли «Тайны Мангазеи»

Путешественники прошли тысячекилометровым маршрутом русских первопроходцев XVII века. Сначала они достигли древнего волока, затем спустились по реке Турухан к Енисею и развалинам Новой Мангазеи.


– Еще при Иване III первые русские воеводы пришли в Западную Сибирь. Больше 100 лет эта земля активно осваивалась и вошла в состав Русского государства в качестве опорного пункта, базовой территории для дальнейшего продвижения вглубь Азии. По сути, ямальская Мангазея – это окно в Азию, – комментирует участник экспедиции Денис Калинин. – Именно здесь, накопив силы для дальнейшего продвижения на восток, первопроходцы разведали Мангазейский волок и достигли Енисея. Всего за полвека, преодолев более трех тысяч километров, они вышли на побережье Тихого океана. В истории больше не было настолько стремительного присоединения таких огромных территорий…

Подготовка к уникальной экспедиции началась четыре года назад и продолжалась до самого старта. Из Нового Уренгоя в поселок Тазовский путешественники переправили две моторные лодки. Оттуда и отправились в путь. А спустя несколько дней достигли притока реки Таз – Худосея. Следующая задача – дойти до реки Покалькы. Переход составлял не более 60 километров, но они не обошлись без приключений. Обе лодки повредили о подводные камни винты, а одна, самая большая, еще и погнула вал, ее двигатель был полностью выведен из строя.

Однако это путешественников не остановило. Они разбили в устье Покалькы базовый лагерь, откуда на резиновой лодке совершили два разведывательных похода вверх по течению, в направлении к древнему Мангазейскому волоку – естественной границе между водоразделами двух великих сибирских рек – Оби и Енисея. В старину первопроходцы обильно полили этот участок суши потом – перетаскивали с помощью нехитрых приспособлений свои лодки и продовольствие.

«Мангазея златокипящая», художник А. Г. Визель.
«Мангазея златокипящая», художник А. Г. Визель.

Кстати, на месте волока когда-то располагалось небольшое поселение – съезжая изба.

В результате многодневной экспедиции участникам эксперимента удалось исследовать особенности реки Покалькы, почувствовать ее непростой характер. Оказалось, что петляющая по междуречью Енисея и Таза вод-ная артерия изобилует большим количеством отмелей, скрытыми под водой камнями, перекатами, а после двадцатого километра от устья – еще и порогами.

После преодоления нескольких порогов и повреждения очередного винта уже на резиновой лодке, продвижение к истоку реки, у которого располагались волок и водораздельное озеро, оказалось невозможным, но участники экспедиции довольны результатом разведки.

– До начала экспедиции мы прочитали тысячи страниц летописей, писем, приказов, научных исследований, форумов и заметок в интернете, но нигде не упоминалось о перекатах и порогах этой реки, – говорит руководитель экспедиции Павел Нефедов. – О каменистом характере Покалькы можно было узнать, только побывав здесь. Теперь мы располагаем всей необходимой информацией, чтобы достичь волока. Значит, разведка была успешной. А в том, что волок находится здесь, сомнений у нас нет. Вся теоретическая научная база говорит об этом.

– Я теперь могу с уверенностью заявить, что река Покалькы для такого вида лодок проходима только в период паводка, и то лишь одну неделю – сразу после ледохода, – резюмирует Виталий Дворяченко, участник экспедиции, член РГО. – К следующей экспедиции мы будем готовы, постараемся избежать трудностей и проблем со сломанными винтами и погнутыми валами.

Следующим этапом экспедиции, который намечен на 2019 год, должно стать преодоление всего течения реки Покалькы, изучение местности, где непосредственно находился волок, и достижение водораздельного озера. Планируется организовать и промежуточный лагерь в районе древнего волока.

ПОДРОБНОСТИ

Путешественники заменят кочи на карбасы

Исследователи планируют пройти по пути первопроходцев

на аутентичной копии древнего карбаса, возможно, под парусом и на веслах или перетащить судно против течения, как это делали бурлаки-первопроходцы.

– Когда-то мы собирались задействовать для этой цели коч, средневековое русское судно, но дополнительное исследование вопроса показало, что на древнем волоке использовались карбасы, то есть более легкие суда, – говорит Вячеслав Калинин, научный руководитель экспедиции, кандидат исторических наук. – Предварительно такую экспедицию решено осуществить в конце мая – начале июня 2020 года в период большой воды в реках Таз, Худосей, Покалькы и Турухан.

МНЕНИЯ

Поход поможет сохранить историю

Экспедиция осуществляется при поддержке регионального отделения Русского географического общества в ЯНАО, Межрегиональной профсоюзной организации «Газпром профсоюз», ООО «Газпром добыча Ямбург» и ППО «Газпром добыча Ямбург проф-союз».

– Профсоюз одобряет значимые и интересные социальные проекты, в том числе и экспедицию «Тайны Мангазеи». Восстановлению и сохранению истории нашей страны, патриотическому воспитанию молодого поколения сейчас уделяется особое внимание. Поэтому наша организация будет содействовать этому предприятию, – отмечает председатель первичной профсоюзной организации «Газпром добыча Ямбург профсоюз» Валерий Нагога.


0

0

0

0

0

0



Темы