Общество
Ноябрьские кадеты побывали на Михайловской батарее
Учащиеся кадетских казачьих классов из Ноябрьска продолжают знакомство с местами исторической и боевой славы города-героя Севастополя. На этот раз пройти через толщу времени и прикоснуться к истории времен Екатерины II им позволила экскурсия по знаменитой Михайловской батарее, той самой, к созданию которой приложила руку и эта императрица.
Желающих узнать побольше о том, как складывалась судьба этого форпоста, оказалось много. Вместе с кадетами на экскурсии были и местные школьники – второй класс. Они в ответах на вопросы экскурсовода дали фору нашим казакам. Оказывается, начиная с первого класса, у них в школах есть специальный предмет – севастополеведение. Поэтому факты о своем городе-герое и о Михайловской батарее они знают, что называется, назубок.
Зато, когда дошло дело до залов про историю крепости в годы Великой Отечественной и экспозиций, собранных из того, что сохранили стены крепости и земля вокруг, нашим кадетам не было равных: стояли и терпеливо объясняли любопытным второклассникам, какая гильза, от какого оружия, как называется правильно…
Впечатления на ребят произвело и само место, и экспозиции. Только представьте себе – строение, напоминающее скорее средневековый замок, чем расположение воинской части. И в каждом из залов под стеклом, а то и просто за символичным ограждением в виде веревочки – сама история.
Реальные свидетели всех войн, начиная от русско-турецкой и заканчивая обороной города в Великую Отечественную: нагрудные кресты, пуговицы, медали, сабли и пули… Все то, что смогло дойти до нашего времени. Не муляжи, а те самые, пропитанные порохом и славой.
Замерли кадеты и у большой панорамы сражений, и рядом с костюмами уланского полка. И, как водится, сейчас у молодежи, все фиксировали на телефон.
Впечатлил и реальный документ за подписью императора Александра II. Непривычно было ребятам читать, что глава государства пишет о себе во множественном лице: «Мы, Александр II…»
– Смотри, как так-то? Он вроде один расписался...
– Действительно, странно получается!
Но именно зал, посвященный последней обороне города и судьбе крепости в 40-е годы прошлого века, вновь затронул за живое. За эти несколько дней, проведенных в Крыму, мальчишки уже не раз слышали от экскурсоводов, как начиналась война здесь, на побережье Крыма, во сколько был нанесен первый удар, сколько людей погибло…
Но теперь они, впечатленные пантеоном 35-й батареи, сами искали глазами имена солдат, пытались найти хоть одну зацепку, связывающую их с этим временем. Неважно, что это не прямое родство и, вероятнее всего, просто совпадение, но как это греет им душу!
– Что произошло с ними после 35-й батареи? Всех своих однофамильцев, найденных на стене в пантеоне, они негласно записали в родных людей. Не то, чтобы прямо сказали, а в разговорах друг с другом начали повторять: «Моих на стене 15», «А моих 31», «Мои тоже есть, трое...» И это, наверное, один из тех «маячков» для нас, как для кураторов и наставников, сигнализирующий, что мы идем в правильном направлении. Ни завтра, ни через пять-десять лет они не забудут историю Великой Отечественной, они будут вспоминать про тех почти родных, чьи имена отпечатались в их душе, – резюмирует преподаватель, организатор ОБЖ Алексей Дмитриев.