ПРОИСШЕСТВИЯНа дороге к Вынгапуровскому взорвался газовый баллон. Есть пострадавшие ЭКОНОМИКАРазбирают по камушкам. В Надыме вторую городскую школу превратят в конфетку НОВОСТИПрокуратура проверит администрацию Лабытнанги и «управляшку» из-за развалившегося дома ОБЩЕСТВОО судьбе осевшего дома на Обской и его жителей спросили губернатора ПРОИСШЕСТВИЯСалехардца осудили за угон правительственного авто СПОРТВолейболисты новоуренгойского «Факела» вошли в состав символической сборной мира ПРОИСШЕСТВИЯСалехардца осудили за истязание сожительницы ЭКОНОМИКААэропорту Новый Уренгой дали добро на прием бразильских самолетов ПРОИСШЕСТВИЯ«Их просили сильно не раскачиваться…» В Ноябрьске спорят, надо ли демонтировать качели, на которых «поломался» ребенок ЭКОНОМИКААвто не дрогнет на кочке. Возле Обдорского острога ремонтируют дорожное полотно ОБЩЕСТВОБезопасность детских площадок на Ямале – под особым контролем ОБЩЕСТВОПосле уборки на Харасавэе экобригады очистят побережье Карского моря ЭКОНОМИКАСельхозкомплекс «Ноябрьский» увеличивает поголовье дойных буренок НОВОСТИЯмальцы отправили более трехсот килограммов посылок пострадавшим в Иркутской области ЭКОНОМИКАВ Харпе устроят заезды на лыжероллерах ЖИЛЬЁУ ямальцев меняются запросы к недвижимости на Большой земле ОБЩЕСТВО«Биографию» Ямала напишут студенты НОВОСТИШторм-прогноз на 17 июля. Ямальцев просят заранее преодолеть переправу через Обь ОБЩЕСТВОВ Кутопьюгане в честь праздника приготовили 150 литров ухи ЭКОНОМИКАСамый большой в мире мерзлотник готовят к реставрации ЭКОНОМИКАЯмальским предпринимателям бесплатно сделают сайт, видеоролик или подберут фирменный стиль ПРОИСШЕСТВИЯМальчику из Гыды возместили вред от укусов беспризорной собаки СПОРТИгрок ямальского «Факела» стал призером летней Универсиады ПРОИСШЕСТВИЯВ Лабытнанги сгорел ангар с газовыми баллонами и ГСМ ПРОИСШЕСТВИЯВ Приуральском районе спасают туриста с острой болью в сердце

  • О «выгоревших» батюшках и менеджерах по эгоизму

    14.01.2016 14:47:00

    О «выгоревших» батюшках  и менеджерах по эгоизму

    Отец Евгений из Пангод поделился с «КС» секретами настройки душевных струн.

    Отличается ли современное пастырское служение от того, что было прежде? Почему активизировались секты и радикальный ислам и правда ли, что приходят последние времена?

    В канун праздника Рождества Христова корреспондент «КС» попросил ответить на вопросы, волнующие многих православных, иерея Евгения Шестакова, настоятеля пангодинского Рождественского храма. Первый из них – о том, отличаются ли сложности нынешнего времени от проблем прошлого?

    – После богослужения мы иногда читаем сборник проповедей, изданный еще в конце 18-го века, – говорит отец Евгений. – Красивейший литературный язык, обороты речи и слова, вышедшие из употребления, – великолепный памятник письменности. Но, погружаясь в текст, понимаешь: ничем наши проблемы не отличаются от тех, о которых рассуждали авторы того времени. И требования к качествам верующего, не важно, священника или мирского человека, не отличаются. И беды у нас те же.


    МЫ ВЫИГРАЕМ ВОЙНУ!

    – Как же тогда оценивать влияние либеральных и антихристианских норм, которые активно распространяются в Европе, «прорастают» и в нашем обществе. Не они ли признак того, что наше время иное?

    – У русского писателя Дмитрия Мережковского есть выражение «пошлое пошло», так он говорил об опошлении русской духовной жизни, которое «пошло» еще в канун революции.

    Мы с вами – свидетели и участники одного только этапа многовекового процесса падения человеческого духа, который иногда приостанавливается взлетами культуры, духовным подвигом людей, а потом опять медленно ползет вниз.

    «Нет ничего нового под солнцем, всё суета и томление духа», – сказано в Ветхом Завете. Но православная церковная эсхатология (учение о конце земной истории и преображении вселенной) по-своему оптимистична. У человечества буквально «ничего не получится», попытка устроить общество и саму людскую жизнь на каких-либо посюсторонних принципах и идеалах (вполне хороших, но утопичных) закончится воцарением антихриста, то есть такой формой тоталитаризма и человеконенавистничества, которая Гитлеру и не снилась.

    Но в эту-то пору, когда и лучшие наши надежды померкнут, сам Бог вмешается в земные дела и призовет всех к ответу – Страшному суду. Мы проиграем битву, но выиграем войну. Для православной веры это оптимистично в глобальном масштабе.

    А во время, которое отведено нам, мы, как простые солдаты, должны делать свое дело – жить по совести и согласно с Божьими заповедями выправлять свою жизнь, привычки, формировать свои идеалы, воспитывать детей, работать.

    Либерализм, как стремление к свободе во всем и от всего, в своей дурной (пошлой) форме завоевывает нас тогда, когда совесть теряет ориентиры и идет на компромисс с ничем не управляемой волей. Вместе они подавляют сопротивление ума, который еще помнит, «что такое «хорошо» и что такое «плохо», и вот оно – готово антихристианство, сознательное противление божественной воле, сатанизм.

    Но покуда будут находиться люди, способные сообразовывать совесть, волю и ум с высшими божественными идеалами и способные следовать им, процесс обезбоживания и обесчеловечивания будет тормозиться.


    РАЗДЕЛЯТЬ И ВЛАСТВОВАТЬ – ПРИНЦИП ДЬЯВОЛА

    – Не секрет, что сегодня в России активизируются секты. Радикальный ислам также нарушает прежде сложившийся в мире баланс конфессий. Это явления одного порядка, объединенные войной против христианства, или у сектантов и неоисламистов различные задачи?

    – Успех любой секты (или какого-нибудь деструктивного движения) зависит от того, что их сорное семя падает на подготовленную почву.

    А разделять и властвовать – принцип дьявола, который есть ложь и отец лжи, причина расколов, раздоров, соблазнов и смуты. Любой человек, любого вероисповедания или не верующий ни во что, следующий этому принципу для достижения своих корыстных целей, – следует за дьяволом.

    Но думать надо не об этом, а о том, что любой раскол, соблазн, смута паразитируют на наших собственных недостатках. Проблема-то на самом деле шире и вовсе не в борьбе с сектами, экстремизмом и прочим!

    Вот, предположим, мы с вами проведем за год пару десятков мероприятий, на которых обговорим «правильные вещи», но при этом не будем вести никакой реальной системной работы по обсуждаемой проблеме – будет ли результат, проблема решится? Нет.

    А свято место пусто не бывает, и туда, где мы, согласно многочисленным резолюциям и отчетам, выстроили великолепное, но призрачное здание, придет некто, кто обоснуется там и начнет без лишних разговоров строить что-то свое. Нам это не понравится, но, извините, будет поздно.

    Разговоры же о том, что «мы делали много хорошего и, согласно отчетам, ничто не предвещало беды», – слабое утешение, когда враг на пороге. Пример Украины, сползшей в гражданскую войну в одно мгновение, должен учить нас не играть с огнем, не «майданизировать» людей, которые, отчаявшись добиться справедливости, внимания, конкретных дел, а не красивых слов, могут легко поддаться на обещания радикалов вполне по-сектантски решить все проблемы разом.


    СВЯЩЕННИК – ЭТО ВАМ НЕ ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕНЕДЖЕР

    – Кто-то вправе сказать, что разговоры о сектах, либерализме касаются глобальных процессов. Но не родной ли приход и батюшка, к которому регулярно ходишь на службу, исповедь, причастие, ведут настройку душевных струн, помогают идти к спасению, сохраняя веру предков?

    – Правильно. Но когда у самого «настройщика» что-то со слухом – справится ли он с этой задачей? Знаете, священнослужитель, подходя к архиерею, чтобы получить из его рук причастие во время литургии, говорит о себе: «Мне, недостойному». Чувствование своего недостоинства, переживание своей немощи является, пожалуй, главным для настроя душевных струн. Если это ощущение и понимание теряется – всё, как говорят в церковном сообществе, «батюшка выгорел».

    Происходит это тогда, когда священник зациклен на себе и, кроме своих интересов, обычно очень приземленных, ни о чем и ни о ком другом особо не волнуется.

    В миру есть интересное определение – эффективный менеджер. Оно уже пережило свой положительный смысл и всё чаще употребляется с долей сарказма, когда надо рассказать об управленце, который в работе мало что смыслит, зато умеет составлять отчеты и проводить мероприятия.

    Такой «спец» рано или поздно развалит любую организацию, поскольку любого дееспособного, думающего и работящего сотрудника он будет воспринимать как конкурента. Засилье таких вот «менеджеров» убьет всё живое в радиусе досягаемости. Поэтому думаю, что выживание любого общества от масштаба семьи (где такой «менеджер по эгоизму» тоже может завестись) до масштабов страны зависит, прежде всего, от того, способно ли это общество сократить влияние эгоистичных ценностных установок.

    Иными словами, если мы выстраиваем отношения с окружающими в контексте общества потребления – наши перспективы печальны. В религиозной жизни то же самое: если мы желаем только потреблять «духовный продукт», ничего духовного из себя не представляя и не производя, мы становимся «менеджерами», которые «попали в тренд» и могут рассуждать на околодуховные темы, считаться «специалистами по вопросу», но реально оставаться пустышками.


    РАСКАЯНИЕ – ШАГ К ТОМУ, ЧТОБЫ СТАТЬ ЛУЧШЕ

    – Многие подмечают, как незаметно из жизни современного человека уходит раскаяние в плохих поступках, а потом и вовсе возможность их видеть. Всевозможные «гуру» всё чаще учат нас прощать самих себя, «иначе переживания трансформируются в болезни и беды». Не опасен ли этот путь?

    –Не может быть верующим человек, который не видит своего греха. А тот, кто сам всё себе прощает и находит душе извинение в том, что «все так живут», стоит на пути погибели.

    Когда человек искренне раскаивается, славянский язык более точно выражается – сокрушается о своих грехах, это и есть попытка по-настоящему быть лучше, не казаться, а именно быть. Ради этой цели Церковь и существует, поскольку заповедь покаяния поставлена Господом Богом единственным условием веры. Поэтому Церковь – сообщество раскаивающихся, старающихся жить иначе, по Божьему закону, по совести. А таинства, богослужение, молитва и пост – средства укрепления в этом подвиге.


    У КАЖДОГО   СВОЙ ПУТЬ К БОГУ

    – Кому, если не священнику, виден сегодняшний уровень народной веры. По-вашему, достаточен ли он для того, чтобы люди могли спастись?

    – По слову Евангелия, вера «с горчичное зерно» способна «переставлять горы». Очевидно, у нас, если она есть, то точно меньше горчичного зерна. Бог спасает ему одному ведомыми путями и призывает к себе в тот момент, когда мы к нему наиболее близки.

    Для верующего человека естественно желать близости к Богу, бытия с ним. В земной жизни Бог не оставляет людей без своего благодатного присутствия, а в жизни иной обещает рай – доступное и полное общение с собой, источником всякого блага, блаженства, возможностей, творчества. О чем еще можно мечтать? Каждый человек приходит к осознанию этой цели постепенно и по-разному.

    Иному она может и не понравиться – бывает и такое следствие окамененного нечувствия, смертельного для души вируса эгоизма. Пока в людях есть эта тяга к небесному блаженству, земная жизнь получит свой вектор развития, и человек многое успеет – в добродетели, в подлинной свободе и творчестве. Если таковых людей много – можно сказать и о живом народном духе, способном самостоятельно творить свою историю богообщения – историю подвига и святости. Как только это желание гаснет, сам народ растворяется, исчезает его культура, его ценности становятся «ископаемыми».


    ТРУД И МОЛИТВА КАК ПРАВИЛА ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

    – Как же должна выглядеть работа над собой с позиций православного христианина?

    – Один мой знакомый мастер, знаменитый художник, сказал на вопрос о том, откуда в человеке талант: «Он не в голове и не в фантазии, он – в усидчивости!»

    Действительно, чтобы получить результат в любой работе, это качество просто необходимо. В духовной жизни это связано с привитием элементарных правил – труда, молитвы, поста. Человеку, колеблемому страстями, это очень трудно дается.

    Значит, нужно приобретать навыки добродетели, воспитывать волю, занимать ум полезным умственным трудом, а не информационным шумом мирской суеты. Это требует перестройки сложившихся привычек, опыта переступания через свои «хотелки»… Короче говоря, это повседневная работа над собой, ничего феерического, захватывающего. Помочь в этом создании себя может чтение святоотеческой литературы, поскольку все нюансы этой духовной работы ясны, опытно проверены поколениями наших предков.


    «ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ» ДЛЯ КАЖДОГО СВОЁ

    – Так или иначе, но приходится сталкиваться с мнением о том, что «наступают последние времена». Что может сделать каждый из нас, чтобы наш мир стал добрее, совершеннее и продолжал жить?

    – Последние времена наступают, и конец действительно близок, – отвечает отец Евгений, – доживем ли мы до них? Скорее, нет, но «последнее время» для каждого человека свое, и оно обязательно наступит – вечной жизнью не обладает никто.

    Поэтому важно, чтобы Благодатный огонь сошел в нашу жизнь, в нас самих и дал нам и нашим близким то тепло и свет, которые помогают прейти бурное житейское море и достигнуть берегов Небесного Царства, сохранив целомудрие своей души, с багажом добрых дел, поскольку ничего другого мы взять туда не можем.



    Елена Пекка
    Елена Пекка

    Автор
    +7 (34995) 6-48-72 - НАДЫМ
    ksnad@yandex.ru

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...