Ямальский фотограф Сергей Галко: очарованный космосом | «Красный Север»
0°C

обновлено: 12:24, 24 ноября 2023

Общество

Ямальский фотограф Сергей Галко: очарованный космосом

Трехцветная кошка, живущая в оленеводческом чуме. Салехард с высоты птичьего полета. Первый день навигации на реке Обь. Величественное, насквозь пронзающее душу северное сияние. Все это – работы ямальского фотографа Сергея Галко.


Родился в Салехарде, здесь окончил школу, некоторое время учился, работал и жил в Тюмени, но потом вновь вернулся на родину. По профессии – юрист. Любит свою работу, требующую глубокого знания законов. Но уже более десяти лет сердцем его завладела муза, которой не знали древние греки, ведь появилась она только в XIX веке – муза фотографии.

Трудно поспорить с тем, что фотография в наши дни стала полноправным искусством, соперничающим с живописью по воздействию на человеческие души.

– Фотография – многогранное явление, – объясняет Сергей Галко. – Существует множество направлений: коммерческая съемка людей и торжеств, туристическая пейзажная фотография, репортажная съемка, которой занимаются корреспонденты.

Есть такой феномен как концептуальная фотография, когда фотограф пытается передать на снимке некую идею, сообщить зрителю нечто важное. И внутри каждого направления можно найти еще десяток его разновидностей, а то и сотню.


Фотография интересна Сергею с детства – его волновало устройство окружающего нас мира. Он увлеченно листал познавательные книжки, посвященные законам физики и тайнам археологии.

– Но больше всего меня интересовал космос, – вспоминает Сергей. – Вселенная была до нас и будет после нас, ее возраст – почти 14 миллиардов лет, значит, столько всего уже произошло, а сколько еще предстоит пережить мирозданию! Человек и само человечество на этом фоне – словно метеор, на долю секунды зажигающийся в небе.

Умные книжки, потрясавшие воображение, как водится, были проиллюстрированы впечатляющими фотографиями.

– Фотография – мощный инструмент, чтобы познать мир, – говорит Сергей Галко. – В детстве работа фотографа казалась мне сложной и недоступной, но в наши дни появилась легкая в обращении цифровая техника. Первый осознанный опыт фотосъемки я получил в 2007 году. Тогда я был в отпуске в Сочи, у меня появились и цифровая камера, и свободное время. Сразу потянуло снимать ночной пейзаж.

Парадоксы фотодела

С приобретением нового качественного зеркального фотоаппарата он стал снимать уже регулярно – родной город Салехард, Полярный Урал, в отпуске – Крым.

– Пришлось перелопатить кучу книг о фотографии, – вспоминает Сергей о начале своего творческого пути. – Без знания теории освоить фотодело крайне сложно. Нужно знать законы построения кадра, понимать, что такое ритм, свет, цвет, научиться грамотно работать с техникой. Учителей, как таковых, у меня не было, но иногда я позволял себе в социальных сетях спросить совета у более опытных ямальских фотографов – Сергея Анисимова или Андрея Снегирёва.

С одной стороны, фотография – крайне легкое занятие, ведь, казалось бы, чтобы получить снимок, надо только нажать на кнопочку на камере или смартфоне. Но, с другой стороны, сейчас существует миллион фотографов и миллиард изображений в интернете и социальных сетях (особенно в приложении «Инстаграм», где каждый пользователь – фотограф), но можно по пальцам пересчитать фотографии, приковывающие внимание.

Надо суметь оказаться в нужное время в нужном месте, при этом быть на «ты» с техникой, понимать, как строить кадр, и осознавать, что именно пытаешься донести своим снимком до зрителя. Бытует мнение, что «фотошоп творит чудеса», но это всего лишь инструмент. Если нет достойного исходного материала, фотошоп мало чем поможет.

С высоты птичьего полета

Всерьез занявшись фотоделом, Сергей начал участвовать в региональных и всероссийских конкурсах и выставках. С 2015 года побывал в нескольких научных, туристических и фотографических экспедициях по Ямало-Ненецкому автономному округу. Его работы украшают здание Салехардского аэровокзала.

– Думаю, что фотография – огромный пласт человеческой культуры, – размышляет Сергей. – Кроме того, это двигатель экономики. Буквально все, что продается, завоевывает рынок с помощью рекламных фотографий.

Фото помогает доходчиво донести идею, раскрыть проблемы – от социальных до политических и экологических. Хотите, чтобы вас читали, – снабжайте текст фотографией. Для меня процесс создания снимков – возможность остро ощутить себя живым: именно в эти моменты чувствуешь, что жизнь действительно бьет ключом. Я до сих пор не перестаю удивляться богатству природы.


Снимки при помощи квадрокоптера – еще один способ фотографа взглянуть на мир под другим углом.

– Каждый, и я не исключение, мечтает кардинально изменить ракурс, например снять знакомый пейзаж с высоты, – рассуждает Сергей Галко. – Привлекает возможность увидеть мир глазами птицы или летчика. Появление квадрокоптера помогает реализовать эту мечту.

Хотя есть и минус – более низкое качество картинки по сравнению с профессиональной цифровой камерой. К тому же надо учитывать, что квадрокоптер – не игрушка, съемки такого рода предполагают большую ответственность. Нельзя летать над людьми, машинами, нельзя нарушать частную жизнь, надо строго контролировать полет.

Экстремальный фототуризм

– Ничто так не продвигает туризм, как фотография, – убеждён Сергей Галко. – Она помогает людям точно понять, хотят ли они посещать это место, побуждают путешествовать. Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Кроме того, сегодня существует целая туристическая отрасль – фототуризм. Большое распространение и доступность цифровой фотографии привели к увеличению количества фотографов-любителей. Фототуры пользуются огромной популярностью.

У нас в России есть культовые для фотографов места – зимний Байкал с его торосами и ледяными гротами, осенний Крым, знаменитый туманами над Чёрным морем, Алтай со множеством красивейших гор и озер. В Териберку в Мурманской области стремятся фотоохотники за северным сиянием.

Все эти места прославились благодаря фотографам, чьи замечательные пейзажи красуются на многих выставках и конкурсах, широко представлены в интернете.


Ямало-Ненецкий автономный округ тоже не отстает. Проводится достаточно много фототуров по округу. Конечно, многие отнесут такой отдых к разряду экстремального туризма – часто фотографы, отправившиеся в путешествие на Ямал, делают запоминающиеся кадры при чувствительных минусовых температурах, среди снега и льда.

И, тем не менее, у фототуризма на Ямале насчитывается немало поклонников.

Мое любимое место – северная часть Полярного Урала, местные туда практически не ездят, но там можно запечатлеть потрясающие остроконечные вершины гор. Съемки, которые мне больше всего запомнились на Ямале, – это перегон трехтысячного стада оленей в лесотундре Приуральского района.

А еще – совместная работа с московскими фотографами, когда мы сидели на вершине горы, а вокруг простирались огромные снежные пространства, среди которых оленеводы перегоняли стадо.

Делая снимки, всегда хочется передать зрителям собственные эмоции, поделиться увиденным, увлечь, заинтересовать. И показать людям, что на Севере вовсе не скучно: наш край полон тайн и завораживающей красоты.

Из жизни чумовой кошки

Действительно, стоит только увидеть фотоработы Сергея Галко, посвященные северному сиянию, и сразу хочется побывать на Ямале, собственными глазами увидеть эти неземные краски.

– Северное сияние я фотографировал неоднократно, – рассказывает Сергей. – Съемки такого рода – не самые простые, приходится работать в темноте, в холоде. Тяжеловато и морально, и физически, не каждому подойдет. Да и застать северное сияние сложно. Приходится учитывать множество факторов – небо должно быть безоблачным, пейзаж интересным, с «изюминкой».

Сейчас есть прогнозы, предсказывающие вероятность северного сияния по данным, полученным со спутников и в результате наблюдений за Солнцем. Но, как показывает практика, точность этих прогнозов хромает. Пару раз увиденное мной северное сияние было настолько мощным, что буквально визжать хотелось от восторга. 

В голове стремительно проносились мысли: «Это не сон? А еще кто-нибудь, кроме меня, это видит? Это же фантастика!». Но такие сияния, когда двумя или даже тремя цветами полыхает все небо от края до края, случаются не слишком часто…


С особой любовью Сергей Галко снимает быт коренных народов Крайнего Севера – оленеводов. Трогательный пример – серия фотографий под названием «Из жизни чумовой кошки».

– Снимал этой весной, в поездке в стойбище оленеводов, которое находится за 140 км от Салехарда в Приуральском районе, – поясняет Сергей. – Зашли в чум, а там нас встречает кошка! Потом она вальяжно вышла на улицу и не спеша обошла свои владения – ни одна собака ее не тронула, все ее знали.

Кошка направилась в лесок, я за ней – снимать. Она будто специально позировала – то залезала на снегоход, то принималась картинно точить когти о доску, приколоченную к чуму. А потом уютно устраивалась на нартах, чтобы погреться на весеннем солнышке. Хозяева кошку любят, много историй про нее рассказывали за столом. Ночью она меня согревала – улеглась спать сверху.

Ямал – необычайно интересная территория во всех смыслах этого слова. Для меня это мой дом, моя родина, я здесь родился, живу, путешествую. Ямал – неиссякаемый источник вдохновения и главный герой моих снимков.


Анна Володина / Ямальский меридиан


0

0

1

0

0

0



обновлено: 12:24, 24 ноября 2023

Темы