Опоздал на стыковочный рейс. Что делать – разбираемся на примере салехардца | «Красный Север»
0°C

Общество

Опоздал на стыковочный рейс. Что делать – разбираемся на примере салехардца

Из-за замены самолета семье, чтобы продолжить путь на отдых, пришлось изрядно раскошелиться.


Эта история произошла почти полтора года назад. Житель окружного центра вместе с семьей в феврале 2018 года собирался на отдых за границу. Путешествие начиналось с аэропорта Салехарда, откуда семья должна была вылететь в Москву, а далее по маршруту Доха – Бангкок – Самуи. Однако вылет переносился несколько раз из-за замены воздушного судна авиаперевозчиком. Полет начался намного позже запланированного. В итоге семья, опоздав на заграничные рейсы, вынуждена была покупать билеты заново, на что ушло почти 76 тысяч рублей.

Вернувшись после отдыха в Салехард, мужчина решил призвать к ответу авиакомпанию, ведь дополнительно потраченные деньги с неба-то не упали. Разбирательства перешли в судебную плоскость. На заседании в июле прошлого года, где в качестве третьего лица, дававшего оценку иску, участвовал сотрудник Управления Роспотребнадзора по ЯНАО, выяснилось, что претензии к авиакомпании высказывались зря. Задержка вылета случилась не по вине перевозчика.

Перевозчик оказался ни при чем

Дело в том, что на воздушном судне, которое изначально готовилось к рейсу, должен был лететь инвалид. Чтобы его доставить на борт понадобился амбулифт. При его использовании повредили обшивку фюзеляжа в районе сервисной двери самолета. Авиакомпания решила, что использовать борт нельзя, это угрожает безопасности и пассажиров, и экипажа. Для выполнения рейса в Салехард из Тюмени прибыло резервное судно, на его перелет и подготовку ушло время.

Как рассказала Оксана Широкова, начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по ЯНАО, в суде сотрудники авиакомпании представили доказательства отсутствия вины перевозчика. В частности, это лист одобрения ремонта от АО «Гражданские самолеты Сухого», итоги расследования Росавиацией и решение Арбитражного суда ЯНАО по иску перевозчика к аэропорту. В споре двух хозсубъектов представитель Фемиды поддержал требования авиакомпании о взыскании убытков в размере более 840 тысяч рублей.

Городской суд согласился с представленными доводами и позицией коллеги из арбитража, но иск потребителя к авиакомпании не поддержал.

Однако пострадавший рук не опустил и направил претензию уже в аэропорт, но получил отказ, мол, возмещать материальный ущерб должен всё-таки перевозчик. Тогда мужчина обратился за помощью к специалистам Управления Роспотребнадзора по ЯНАО.

Новый виток судебных разбирательств, где интересы потребителя представляли сотрудники федерального ведомства, произошел уже в ноябре прошлого года.

Салехардский городской суд решил взыскать с аэропорта и стоимость купленных билетов в 75 926 рублей 84 копейки, и компенсацию морального вреда в размере 10 тысяч рублей, и штраф – почти 48 тысяч рублей.


Но с таким вердиктом не согласилось руководство аэропорта. Апелляцию уже в окружном суде рассматривали в конце мая этого года и не безуспешно. Представители Фемиды решили отказать потребителю в компенсации морального вреда и выплате штрафа, однако деньги, потраченные на билеты, аэропорт всё-таки обязан возместить потребителю.

Положен штраф

Специалисты Управления Роспотребнадзора по ЯНАО напоминают, что при задержке рейса согласно 99 пункту ФАП «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров» авиаперевозчик не только должен уведомить об этом потребителей, но и предоставить определенные услуги.

Кроме того, пассажиры могут потребовать штраф. Это 25 процентов от МРОТ, который для таких случаев равен ста рублям, за каждый час просрочки. Однако сумма не может быть больше, чем половина стоимости билета. Претензию нужно направить в течение шести месяцев после инцидента.

Добавим, что в случае с международными перелетами действуют иные расценки. Они зависят от того, какую конвенцию о международных авиаперевозках ратифицировала та или иная страна. Россия присоединилась к Монреальской. По ней компенсация рассчитывается по курсу СПЗ (специальных прав заимствования). Их курс формируется на основе корзины из доллара, евро, фунта, иены. Максимум, что можно получить – это до 4694 СПЗ. Для сравнения, 1 СПЗ по курсу Центробанка РФ 22 июня был равен 87,59 рубля. При идеальном стечении обстоятельств – сумма внушительная.


Но получить компенсацию можно только через суд, в котором нужно подтвердить величину ущерба и не факт, что даже в этом случае потребитель получит солидную сумму.

Еще один важный момент. Если у пассажира есть билеты на стыковочные рейсы, то нужно обязательно сделать отметку о задержке вылета. По прилету надо обратиться в офис компании-перевозчика замедлившего вылет, чтобы решить судьбу дальнейшей поездки. Однако как показывает практика, большинству всё-таки приходится покупать новые билеты. В таком случае придется возмещать убытки через претензию и обращение в суд. И, как показывает практика, зачастую ответчиком оказывается не одна лишь авиакомпания.

Фото: manvsclock.com, Инфографика: Татьяна Кайзер / КРАСНЫЙ СЕВЕР
Фото: manvsclock.com, Инфографика: Татьяна Кайзер / КРАСНЫЙ СЕВЕР

0

0

0

0

0

0



Темы