Общество
Откуда берется газ, стране расскажут байкеры
На Ямал прибыли мотопутешественники из разных городов России и соседних стран. Они проехали 15 городов страны и почти 6 тысяч километров для того, чтобы рассказать о труде газовиков и нефтяников.
– Когда составлял маршрут для слета «Мотополярник», понял, что он проходит через много городов, просто так проехать мимо них нельзя, – говорит Павел Кобяк. – Так появилась идея снять фильм о нефтяниках и газовиках, показать, как живут и работают люди.
Это будет уже третий фильм хард-туриста. Первые два были посвящены путешествиям в Магадан и Монголию. Как назвать ленту, основатель международного движения «Сел и поехал» и автор нескольких тематических книг, еще не решил. В команде Павла девять человек. Режиссер и оператор ведут летопись поездки, героями сюжета на мотоциклах стали друзья-байкеры. Через их впечатления жителям «большой земли» и расскажут об особенностях Севера.
– Опубликовали фотографии из Когалыма в нашей группе, оказалось, что люди не знают, как расшифровывается название компании «Лукойл» (Лангепас, Урай, Когалым, – прим. ред.), а бензином пользуются все, – поясняет Павел. – Тоже самое и с газом, многие включают конфорку, но не в курсе, откуда взялся ресурс.
Байкеры стартовали из Санкт-Петербурга 9 июля. Остановки делали во Владимире, Казани, Екатеринбурге, Югорске, Ханты-Мансийске, Сургуте, Нижневартовске и Когалыме. Первым ямальским городом для большого привала стал Надым. Вместе с байкерами и съемочной группой познавать все прелести Севера отправилась и семья Павла. Мама и сестра прибыли в Надым самолетом, а вот отец путешествует с самого начала. Правда, Федор Петрович делает это не на байке, а за рулем машины сопровождения. В свои 64 года он поддерживает любую авантюру сына.
– Первый раз Паша позвал меня с собой, когда собирался в Магадан. Аргументы были чуть ли не железные – мы проведем время вместе, я отвлекусь от работы и отдохну. К этой идее я отнесся настороженно, но все-таки согласился на поездку. А потом, как говорится, подсел на «иглу» путешественника, – вспоминает отец Павла Кобяка.
Север путешественник хотел посмотреть давно, в юности служил в Мурманске, но, говорит, это другой север. А эта часть Сибири была для Федора Петровича почти неизвестна. О Ямале он знал немного. Например, что люди отправлялись на полуостров на два-три года, чтобы заработать на машину, а потом так и оставались на всю жизнь.
– Я не могу сказать, что Ямал мне показался каким-то диким краем. Здесь очень комфортно. Дороги хорошие, магазины. Слышал, что у вас отличные условия для воспитания детей. Относительно безопасно, их нестрашно отпускать на улицу, школы и детские сады в шаговой доступности. Еще заранее готовился к встрече с местными комарами и мошками, но представления о них были «цветочками». Когда вчера переехали мост через реку Надым, остановились сделать съемку, и сразу стали их ужином. Видимо, северные насекомые почуяли «свежее мясо».
Среди участников проекта есть и настоящие мотолегенды. Например, Виталий Якоб, путешественник родом из Молдавии. На Ямале байкер уже второй раз, его общий дорожный стаж – более 320 тысяч километров.
– Я уже вышел на восьмой виток вокруг земного шара. Посетил более 100 стран, побывал, наверное, в 95 процентах городов России, – говорит Виталий. – Каждый раз новые открытия, знакомства, встречи с друзьями. Сюда ехал 8 тысяч километров, опять-таки, чтобы встретиться с добрыми друзьями.
Виталий «Витас» из Кишинева и Александр «Центробанк» из Киева, говорят, что для путешественников нет границ и национальностей
Вместе с авторами фильма на Ямал прибыли байкеры из разных уголков. Все они приехали на легендарный слет «Мотополярник», который проходит раз в два года в Ямбурге. Перед съездом многие побывали в Надыме, познакомились с городом и его историей. У каждого на счету тысячи километров пути бензина, кстати, считать топливо у путешественников как-то непринято.
– Это зависит от мотоцикла, особенностей пути, скорости. Но то, сколько бензина уходит на путешествие – самое последнее, о чем думаешь в пути, – говорит Дмитрий Матросов из Тамбова. – У тебя настрой на приключения, встречи с товарищами, знакомства с интересными людьми. Это перекрывает все расходы на топливо.
Команда проекта «Сел и поехал» после Ямбурга отправится обратно, по пути байкеры остановятся в Губкинском, Нефтеюганске, Тобольске и Тюмени. Фильм о том, откуда берутся нефть и газ, планируют показать уже через полгода.