16+
  • Отцу Иринарху и не снилось…

    04.05.2013 02:00:19

    Отцу Иринарху и не снилось…
    «Охота на ведьм» отменяется.  Но почему тогда пылают культовые места?

    В Салехарде вновь говорили о гармонизации межэтнических отношений и пагубном влиянии экстремизма. Для этого на консультативный совет по вопросам этноконфессиональных отношений при правительстве ЯНАО позвали представителей традиционного ислама и православной веры. Слово за слово – и вот уже внимание зала приковано к докладу… о деятельности евангельских христиан-баптистов! Для кого-то такой поворот в дискуссии может показаться неожиданным. На самом же деле он вполне закономерен: деятельность представителей этой конфессии давно вызывает напряжение у некоторых представителей кочевого населения, ученых и деятелей культуры. 

     

    Однако обо всем по порядку.

     

    О  ЧЁМ ИСТОСКОВАЛИСЬ БУДУЩИЕ ЭКСТРЕМИСТЫ?

     

    Речи духовенства были выдержаны в традиционном для таких мероприятий ключе и мало отличались о того, что уже приходилось слышать по этому поводу. Так Хайдар Хафизов, муфтий регионального духовного управления мусульман ЯНАО, еще раз посетовал на то, что приверженцами ислама (в том числе и его радикальных течений) становятся представители славянской молодежи. Им бы в православный храм ходить, а они на мечеть засматриваются:

     

    – Выбор религии – личное дело каждого, но тенденция нехорошая, – резюмировал Хайдар Тахирович.

     

    Его озабоченность разделил Сергей Чащин, епископ Салехардский и Новоуренгойский. При этом православный священнослужитель попытался разобраться в истоках явления:

     

    – Думаю, это происходит не потому, что тот или иной молодой человек, прочитав много книг, решает, что одна религия правильнее другой. Зачастую уход в религиозный экстремизм происходит на фоне каких-либо социальных несправедливостей. Именно под видом борьбы с коррупцией, социальным неравенством, произволом властей представители радикального ислама заманивают в свои ряды новых адептов.

     

    Говорил епископ и о другом факторе – семейных отношениях. По его словам, за годы советской власти институт семьи в русском обществе пострадал и ослаб, чего не скажешь о представителях исламских народов Кавказа, Средней Азии. Они, на зависть многим, всегда отличались добротными семейными отношениями. Поэтому нет ничего удивительного в том, что, истосковавшись по крепким семейным традициям, некоторые русские люди предпочитают ислам православию:

     

    – Посмотрите, сколько у нас неполных семей, сколько сирот при живых родителях, – сказал Сергей Чащин, – зачастую именно эти проблемы становятся причиной ухода молодежи в радикальный ислам. Но это уже не вера, это борьба, которую адепты радикализма начинают вести со всем обществом.

     

    ПОЧЕМУ ВОСТРЕБОВАНЫ «ЧУЖДЫЕ» ЦЕННОСТИ?

     

    Пока представители ямальских властей и духовенства обсуждали методы профилактики экстремизма, на северных территориях автономного округа зрела иная точка социальной напряженности. Этот процесс продолжался много лет и постепенно вырос в проблему, которая удостоилась обсуждения на уровне правительства ЯНАО.

    На консультативном совете выступила Инна Сотруева, директор департамента по делам коренных малочисленных народов Севера. Она сочла своим долгом встать на защиту ямальских кочевников, которых, по ее мнению, одолевают баптисты. Вот пространная выдержка из ее доклада:

     

    – В ЯНАО зарегистрировано более 20 протестантских религиозных организаций, восемь из них – евангельских христиан-баптистов (ЕХБ). Пользуясь непреложными законами гостеприимства коренного населения, неся свою веру, они месяцами проживают в тундре. Переходя из одного стойбища в другое, они втираются в доверие к людям.

     

    Оказывая на первоначальном этапе консультативную юридическую помощь, помогая кочевникам получать предусмотренные законом преференции, баптисты вовлекают народы Севера в свои организации. Влияние протестантского миссионерства на КМНС нельзя недооценивать. Народы Севера, живущие обособленно и испытывающие дефицит информации и живого общения, легко поддаются психологическому воздействию.

     

    Миссионерская деятельность баптистов направлена на внедрение чуждых культурных ценностей, на раскол жителей автономного округа по религиозному признаку. При этом баптисты не скрывают, что стараются привлечь в секту именно представителей традиционного населения Заполярья. Например, на их официальном сайте опубликован отчет о миссионерской экспедиции «Евангелие – народам Севера». Там же опубликована их стратегия, правила по проведению миссионерской деятельности среди населения, в которых указывается, что привлечение граждан происходит путем агрессивного навязывания своей веры, тщательной информационной обработки специально подготовленными для этого людьми.

     

    Зачастую эти миссионеры приходят в ЯНАО со стороны Воркуты. Имеют хорошую технику, располагают финансовыми средствами, активно распространяют специализированную литературу. Проповедуя свои идеи, они призывают народы Севера отречься от язычества, от традиционной веры.

     

    В последние годы стали появляться сведения об уничтожении культовых священных мест, в том числе являющихся объектами культурного значения КМНС (кстати, об одном таком случае «Красному Северу» сообщал археолог Андрей Плеханов, вернувшийся прошлым летом из экспедиции на север полуострова. – Примечание редакции.). Известны случаи, когда юристы ЕХБ, помогавшие тундровикам оформлять право собственности на земельные участки, не учитывали при этом традиции и взаимоотношения, сложившиеся в той или иной общине, семье.

     

    Участники круглого стола «Коренные народы как объект взаимодействия (воздействия) чужеродной культуры на Российском Севере», который состоялся в ноябре 2012 года в Сыктывкаре, утверждают, что миссионеры пропагандируют полное отрицание законов. Главная идея баптистов такова: тундра – это земля, которая с древних времен использовалась предками оленеводов. Следовательно, она принадлежит только им, и только они являются истинными хозяевами на этой земле. Такие призывы могут привести к расколу среди жителей Ямала не только по религиозному, но и по национальному признаку.

     

    РЕЛИГИОЗНЫЙ РЕЙД  ПО  ТЫЛАМ ИЛИ  ЛЖЕТРЕВОГА?

     

    Доклад Инны Васильевны взбудоражил аудиторию. После ее выступления могло сложиться впечатление, будто уполномоченные органы прозевали на воркутинском направлении обходной маневр деструктивных элементов. Пока автономный округ пытался в рамках своих границ урегулировать миграционные потоки, в его «тыловые» районы успешно внедрились и действуют некие то ли сектанты, то ли законспирированные юристы…

     

    Заместитель губернатора ЯНАО Алексей Булаев, председательствовавший на этом мероприятии, не позволил эмоциям взять верх и очень мягко поправил докладчицу, отметив, что ЕХБ – официально зарегистрированная организация, следовательно, ее нельзя называть сектой. После продолжительного обсуждения участники консультативного совета сошлись во мнении, что они не будут попусту вмешиваться в работу баптистов, ибо это необходимо лишь в тех случаях, когда речь идет об имущественных отношениях, сопряженных с нарушением закона.

     

    На доклад Инны Сотруевой откликнулись многие электронные СМИ, а на одном из форумов по поводу фразы об отрицании законов появилось язвительное замечание: «Примерно с такими обвинениями Христа к Пилату привели…»

    Впоследствии одна из этих публикаций была размещена на официальном сайте евангельских христиан-баптистов России под названием: «На Ямале сорвалась «охота на ведьм». Чиновникам напомнили об основах Конституции».

     

    ПОСТСКРИПТУМ

    На этом можно было бы и завершить рассказ о скандальном докладе и живом отклике на него. Да, баптистов нельзя называть сектантами. Да, они имеют полное право заниматься миссионерской деятельностью. И оказывать юридическую помощь кочевникам им никто не запретит, даже если они, не выходя за рамки закона, вдруг попытаются извлечь из этого некую выгоду.

    Но всё же хочется напомнить о том, что не баптисты первыми принесли на ямальскую землю христианские ценности. И тот, кто первым ступил сюда со словом Божьим, не жег культовые места кочевников и не устраивал под эгидой борьбы с язычеством «охоту на ведьм». С детьми природы надо бы помягче…

    Здесь вспоминается трогательный эпизод из рассказа настоятеля Обдорской духовной миссии Ивана Шемановского «Похороны в лодке». Суть в следующем: к настоятелю пришел крещеный ненец, у которого умерла жена, и попросил похоронить ее по христианскому обычаю. Договорившись о свечке и досках для гроба, ненец уже собрался уходить, но что-то терзало его… Наконец, он робко поинтересовался, а нельзя ли, не гневя Бога, похоронить любимую… в лодке по обычаю предков? И знаете, православный священник сказал, что, конечно же, можно…

    Этот рассказ был впервые опубликован в 1903 году. Прошло более ста лет. Куда делась та мудрость?

     

    Андрей Баландин

    severok2@mail.ru

    04.05.2013

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
Яндекс.Метрика скрипт статистика посещения
HitMeter - счетчик посетителей сайта, бесплатная статистика