Пассажирам, прилетевшим из Москвы в Салехард без багажа, ещё полгода «светит» компенсация | «Красный Север»
0°C

Общество

Пассажирам, прилетевшим из Москвы в Салехард без багажа, ещё полгода «светит» компенсация

Ямальские отпускники практически не возвращаются домой налегке. А 6 августа пришлось – впервые самолет из Москвы прилетел в ямальскую столицу без пассажирских сумок и чемоданов. Почему это произошло и велика ли «расплата» авиакомпании за задержку багажа, выяснил «Красный Север».


В салехардском аэропорту не припомнили, когда такое было. Одну-две вещи, да, было, разыскивали. Но чтобы у пассажиров всего рейса «потерялся» багаж, это из ряда вон.

В выигрыше остались лишь те немногие, кто умудрился путешествовать с ручной кладью. Перед остальными, – а летели они в том числе и транзитом из самых разных уголков страны, – в аэропорту много раз извинились, помогли заполнить заявления и пообещали привезти чемоданы и сумки прямо домой в ближайшие дни.

Как рассказывали очевидцы, безбагажные пассажиры на удивление спокойно и терпеливо отнеслись к форс-мажору. Некоторые прибыли в продуваемый ветрами Салехард в легкой летней одежде, но смеялись над скользившими в толпе шуточками про отсутствие смены белья… Желающих поскандалить, выпустить пар практически не нашлось. Северная выдержка!..

Первую партию багажа вчерашним пассажирам «Аэрофлота» доставили на следующий день, 7 августа. Кто-то приехал за сумками в аэропорт, другим развозили куда скажут. Последние «потеряшки» вернулись к хозяевам в четверг, 9 августа. Процесс мог растянуться и на более долгий срок, потому что не только салехардский рейс, вылетевший из Шереметьево, остался с носом. В самом загруженном по итогам 2017 года аэропорту страны «полетела» сортировка багажа, и тысячи людей узнали в пункте прибытия, что вещи сразу не выдадут…

Сбой российского масштаба

«Красный Север» отправил запросы в пресс-службы перевозчика и аэропорта.

В первом случае ответа так и не получили, во втором – после напоминания дали ссылку на пресс-релиз, сообщив, что инцидент исчерпан, багажная система аэропорта работает в штатном режиме. В чем же причина коллапса?

В пресс-релизе говорится, что в обработке багажа 6 августа появились технические проблемы. Причиной сбоя назван кратковременный отказ системы у компании-поставщика услуг по управлению багажной системой в терминале D. «В итоге своевременно не было отправлено 2000 мест багажа», – говорится в сообщении, которое заканчивается извинениями перед пассажирами за доставленные неудобства.

Отметим, что это не первый чемоданный кризис в воздушной гавани. Предыдущий случился в июне-июле, когда «высокая влажность, интенсивные осадки и жара», как объясняли в Шереметьево, привели к перебоям системы транспортировки багажа в тоннеле между терминалами. Заложниками ситуации стали трансфертные пассажиры, вынужденные таскать вещи самостоятельно.

В адрес авиакомпании через соцсети посыпался шквал обвинений в потерях багажа. Но дальше эмоциональных постов, судя по всему, не пошло. Получив чемоданы, люди предпочитают поскорее забыть об инциденте. По крайней мере северяне так ведут себя. После чемоданной драмы 6 августа в Управление Роспотребнадзора по ЯНАО поступила лишь пара звонков. Люди спрашивали, что делать, если багаж где-то застрял, положена ли компенсация.

Что делать, если багаж отстал

Как правильно вести себя в такой ситуации, рассказала «Красному Северу» начальник отдела защиты прав потребителей Оксана Широкова.

В первую очередь нужно составить специальный коммерческий акт о недоставке багажа. На поиск запоздавшего чемодана авиаперевозчику дается максимум 21 день, после чего багаж будет считаться утерянным.

Чаще всего застрявшее где-то имущество находится в течение недели. Но если потребитель после этого готов призвать к ответу виновного в промедлении, то нужно написать претензию перевозчику. Причем на это у пассажира есть полгода (!) с момента недоставки багажа.

Свои требования о выплате штрафа, который регламентирован Воздушным кодексом РФ, следует подкрепить доказательствами. Пригодятся копия акта, багажный талон, проездные документы. Ответить компания должна в течение 30 дней.

От ответственности перевозчик освобождается, если докажет, что задержка произошла не по его вине. Среди таких причин так называемая непреодолимая сила, к примеру, погодные условия, неисправность самолета, угрожающая жизни и здоровью пассажиров, а также иные обстоятельства, не зависящие от авиакомпании.

– В нашем случае ситуация усугубляется тем, что договор у пассажира с перевозчиком, а сбой произошел в аэропорту, на что и может указать авиакомпания. Поэтому, отправив претензию, одновременно стоит обратиться в контролирующие органы – Роспотребнадзор, транспортную прокуратуру, Росавиацию, Минтранс. Они проведут проверку и в ответе укажут причину, из-за которой произошла задержка багажа. Эти документы пригодятся, если авиакомпания откажется добровольно выплатить штраф и придется обращаться в суд. В зависимости от содержания ответа пассажир определит, кто станет ответчиком по его иску. Можно указать и двух соответчиков – самого перевозчика и аэропорт. Степень вины каждого определит суд, – отметила Оксана Широкова.

И добавила, что помимо штрафа виновный заплатит и ущерб, если он был. Сумма будет зависеть от урона, который получил пассажир. К примеру, пришлось покупать новою одежду, предметы первой необходимости и так далее.

Сейчас российская авиаиндустрия начинает внедрять систему, позволяющую отслеживать нахождение багажа в реальном времени. Это должно сократить потери и время на поиски.

Сколько платят за потерю чемодана?

Сравнение санкций на российских и международных рейсах показало, что пассажирам иногда проще забыть про инцидент или свои вещи, нежели добиваться компенсации…

Штраф за несвоевременную доставку багажа, как впрочем и пассажира, устанавливает для перевозчика статья 120 Воздушного Кодекса РФ. И равен он 25 процентам от минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки. Только МРОТ используется не тот, что установлен для соцподдержки и составляет 11 163 рубля с 1 мая 2018 года, а тот, что для штрафов – в размере ста рублей.

Нехитрые расчеты показывают, что пассажиру, который не получил вовремя багаж, «светит» после судебных разбирательств не больше чем 600 рублей за сутки.

На международных перевозках суммы солиднее. Напомним, в прошлом году Россия присоединилась к Монреальской конвенции. По этому документу компенсации рассчитываются в специальных правах заимствования (СПЗ). Их курс формируется на основе корзины из доллара, евро, фунта иены.

Так, курс СПЗ на 16 августа – 92,16 рубля. За задержку, уничтожение или повреждение багажа компенсация может составить до 1000 СПЗ, то есть более 92 тысяч. Однако это предельная сумма, причем в странах, которые ратифицировали конвенцию, действуют специальные регламенты, позволяющие ее сильно уменьшить. Но и остатки заполучить можно только через суд, подтвердив величину ущерба!

Возможно, страна авиаперевозчика ратифицировала не Монреальскую, а Варшавскую конвенцию, которая ранее действовала и в России. По этому документу за каждый килограмм выплачивается максимум 17 долларов или чуть более 1200 рублей. Если вес чемодана не определен, максимум оплачиваемого – 35 кг (бремя доказывания ущерба также прилагается!), то есть 42 тысяч рублей.

Суммы вроде пятизначные, но судебное преследование нерадивого перевозчика или аэропорта потребует нервов и средств. Пока пассажиры практически не обременяют себя компенсационными хлопотами, тем более, когда багаж нашелся без явных повреждений и доставили его прямо к дому.

Ликбез

1 день: День прилета, багаж не выдан.

С 1 по 21 день дается на поиск багажа:

за каждые сутки просрочки 600 рублей на внутренних рейсах, на международных до 92 тысяч рублей или 17 долларов за килограмм.

22 день – ненайденный багаж признается утерянным.

Штраф за утерю на внутренних рейсах – либо в размере объявленной ценности или 600 рублей за килограмм. На международных – до 92 тысяч рублей или 17 долларов за килограмм.


0

0

0

0

0

0



Темы