обновлено: 12:45, 15 марта 2023
Общество
Пенсионерке насчитали за соцуслуги пять тысяч вместо 348 рублей
«КС» разбирался с жалобой из Аксарки
Светлана Румянцева два месяца назад лишилась помощи социального работника. После повышения цен на соцуслуги женщина учится всё делать сама. И это дается с большим трудом…
У 63-летней Светланы Емельяновны букет заболеваний, она перенесла онкологию и три операции. Ходить в магазин и в аптеку, выкидывать мусор или мыть пол пенсионерке затруднительно. Из родных поблизости никого: сын в Ярославле, дочь в Лабытнанги. Поэтому последние годы Светлана Емельяновна пользовалась услугами Центра социального обслуживания населения. Работники учреждения помогали Светлане Емельяновне во всем, от оплаты «коммуналки» до приготовления еды.
Но в октябре женщину известили, что тарифы на социальные услуги выросли. Услышав новые цены, пенсионерка опешила.
– Раньше все услуги обходились мне в 348 рублей. Соцработник платил за «коммуналку», ходил за продуктами, мусор выносил, полы мыл, ведь я после операции не могла наклоняться, – взволнованно перечисляет Светлана Румянцева. – А теперь только за то, чтобы соцработник сходила в магазин за хлебом, я должна заплатить 340 рублей. А если она «коммуналку» оплатит за меня, так это вообще около тысячи рублей обойдется. Теперь за прежний набор услуг я должна выложить пять тысяч или даже больше. У меня пенсия всего 20 тысяч. Вычесть все расходы, жить-то на что, – восклицает собеседница.
От забот соцучреждения, ставших не по карману, ей пришлось отказаться. Пенсионерка решила, что справится со всем сама. Но с ее здоровьем, это оказалось очень сложно. В один день она делает уборку дома. Чтобы грыжа не выскочила, надевает корсет для спины, и моет потихоньку полы. По словам Румянцевой, если в десять утра начала наводить порядок, то заканчивает только к пяти вечера.
Выносит мусор Румянцева только, если погода хорошая и не скользко. Часто пакет, выставленный за дверь, подхватывают сочувствующие соседи.
На поход за хлебом тоже уходит целый день.
– Магазин вроде недалеко, но ноги плохо ходят, иду за продуктами полдня, – рассказывает Светлана Емельяновна. – Там мне дают стульчик, отдыхаю, покупаю провизию и иду с остановками домой.
Спустя месяц мучений, пенсионерка не выдержала и позвонила в редакцию «Красного Севера».
– Так жить очень тяжело, но за соцуслуги больших денег платить тоже не могу, – сокрушается женщина.
Оформлять инвалидность Светлана Емельяновна не хочет. По ее мнению, это одна морока, в льготную категорию и бесплатное соцобслуживание вряд ли включат, а в Салехард потом нужно будет каждый год ездить, переоформляться. А это уже не в магазин сходить...
Звонила в редакцию и Валентина Рогачева, подруга Светланы Румянцевой. Она инвалид первой группы, получает все соцуслуги бесплатно, но с тех пор, как подруга лишилась помощи, очень волнуется за нее.
– У меня такой страх был за Свету, она звонит, рыдает. Как быть, если не можешь за рецептами сходить, мусор вынести, прибраться, продукты принести из магазина, – переживает женщина. – Кто эти расценки делал? Я практически лишилась зрения, иначе помогала бы Свете. А сейчас только по телефону друг друга можем поддержать морально. Сердце у меня болит за бабушек, оставшихся в таких условиях. Может и мне завтра, счет выставят за заботу…
АКЦЕНТЫ
Соцуслуги для немощных подорожали от двух до двадцати шести раз
Повышение расценок в Центре социального обслуживания населения муниципального образования Приуральский район объяснили командой из окружного центра.
– Из департамента социальной защиты населения мы получили приказ «Об утверждении тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов», подписанный 7 сентября 2017 года. С 1 октября вступил в силу, – пояснила Елена Готовчиц, заместитель директора учреждения.
Прейскурант сильно изменился. Если раньше покупка продуктов обходилась платникам в 50 рублей 10 копеек, стало 369 рублей. Уборка жилых помещений подорожала вдвое: с 167 рублей до 349,6 рубля. А чтобы соцработник оплатил «коммуналку», услуга подорожала в 26 раз: раньше было 36 рублей, теперь 952 рубля.
– Услуга зависит от затрат учреждения и от количества получателей. Мы обслуживаем 44 постоянных клиентов в Харпе, Аксарке, Катравоже и Харсаиме. Из них восемь человек – платники. После обновления цен один человек отказался от услуг, остальные сократили их количество.
КОММЕНТАРИЙ
По сигналу «КС» проверяют соцучреждение
В окружном департаменте социальной защиты населения подтвердили, что с октября действительно выросли тарифы на соцуслуги, но их стоимость для получателей не должна была повыситься…
По просьбе «КС» в окружном ведомстве подняли документацию Светланы Румянцевой и увидели, что ее договор на оказание услуг с Центром социального обслуживания населения в Приуральском районе устарел.
– Неприятная ситуация сложилась не из-за повышения тарифов, – пояснила Любовь Мажорова, заместитель директора департамента социальной защиты населения ЯНАО, – просто с женщиной заключен договор по старой форме.
В соответствии с новыми правилами, за соцуслуги с платников берут лишь 50 процентов от разницы полуторакратного размера прожиточного минимума (сегодня он составляет 19 тысяч рублей) и дохода гражданина. Учитывая, что пенсия Светланы Емельяновны 20 тысяч рублей, оплата соцуслуг не должна превышать 500 рублей. По старым условиям она должна отдавать за заботу и хлопоты соцработника десять процентов от пенсии, то есть две тысячи рублей. Но чтобы услуги обходились в пять тысяч рублей, такого не могло быть даже по старому законодательству.
В ведомстве подчеркивают, что переход на новую форму договора – дело добровольное, и женщине должны были доходчиво объяснить, что от новшества она только выиграет.
В департаменте заверили, что ситуация со Светланой Румянцевой стала поводом для внеплановой проверки соцучреждения в Аксарке.
– Мы допускаем, что нарушения могут быть допущены и в отношении к другим получателям соцуслуг, – сообщила Любовь Мажорова. – Все ошибки будем устранять.
Удивил Любовь Николаевну и тот факт, что при всех недугах Светлана Румянцева без инвалидности. В окружном ведомстве считают это упущением местных соцработников. Этот факт так же проверят.
– В центре социального обслуживания есть соответствующая услуга. Сотрудник учреждения мог бы помочь оформить женщине инвалидность. И если в индивидуальную программу реабилитации и абилитации включат соцуслуги, то по региональному законодательству, она войдет в льготную категорию, и будет пользоваться социальными услугами бесплатно.
На момент выхода материала проверка Центра социальной защиты населения Приуральского района началась. По ее окончании, через месяц, «КС» расскажет о результатах.
Любовь Мажорова: «Центр социального обслуживания в Аксарке не стоял у нас в плане проверок на этот год. Мы имеем право лишь раз в три года их проверять. Но по сигналам от населения можем наведаться и вне плана».