Перед «сухим» алкоголем закрыли границу | «Красный Север»
0°C

Общество

Перед «сухим» алкоголем закрыли границу

Вступление закона о запрете «сухого» алкоголя в силу активно транслировалось в центральных СМИ. 


Но и после 8 января новшество вызывало больше вопросов, нежели ответов. А некоторых и вовсе заставило насторожиться: запреты обычно стимулируют подпольную деятельность. Чем аукнется на этот раз?..

Новое табу касается порошкообразной спиртосодержащей продукции, которая позволяет создать напиток с градусом – «только добавь воды», как в рекламе из 90-х.

Потенциально опасным для здоровья этот концентрат признан Роспотребнадзором еще в июне 2015-го. Продукция, как подчеркивали в ведомстве, грозит отравлениями и повреждениями внутренних органов. Ведь потребители могут изменить рекомендации изготовителя по дозировке или вовсе попробовать принять в сухом виде… Поэтому усилили контроль на местах, призванный не допустить эту продукцию к потребителям. 

Но в 2016 году стало известно, что один из американских производителей порошкообразного алкоголя собирается покорять российский рынок. Было решено подстелить соломки, тем более что ряд государств уже ввели вето на этот вид напитков. Законодательные изменения обсуждались летом 2017-го, в декабре 2018 года депутаты Госдумы РФ закрепили табу, следом президент поставил подпись. С 8 января поправки в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления «распития» алкогольной и спиртосодержащей продукции» вступили в силу. 

Добавим, что «сухой» алкоголь впервые запатентован в Японии в 1966 году, подобный патент в США получен в 1974 году. Из «алкопудры» делают крепкие напитки, например, ром и водку, а также всевозможные коктейли. Но не вино. Этот напиток называют «порошковым» тогда, когда он произведен из выпаренного и высушенного сусла, полученного из второсортного винограда, с добавлением спирта, воды и сахара.

НЮАНСЫ

Винный порошок или сухой виноматериал?

Порошок, дрожжи и 30-литровая бутыль. Такие наборы пришлют из Китая любому начинающему

виноделу примерно за три тысячи рублей.Обещают, что за шесть дней получится чуть ли не божественный нектар… 

…«Порошковый алкоголь» крепко засел в головах россиян и стал обрастать мифами с 90-х годов, когда в продаже появились лимонады Yupi, Invite и Zuko. 

– Их появление настолько поразило воображение бывших советских граждан, что они поверили, что из порошка можно сделать всё что угодно, – говорит винный эксперт Денис Руденко. – Но это не так.

Перевести алкоголь из жидкого в более плотное состояние возможно. Для этого используется циклодекстрин, он способен приклеиваться к молекулам других веществ и образовывать временные твердые соединения, типа «мармелада», который растворяется в воде. Эту технологию и запатентовали 50 лет назад. Только у нее есть одна проблема – цена.

– Стоимость литра алкоголя, переведенного циклодекстрином в «мармеладную форму» и потом растворенного в воде, получается во много раз выше стоимости виски, доставленного в обычном виде в любую точку планеты, кроме, может быть, Эвереста, – утверждает эксперт.

Вдобавок вино не поддается «порошковому производству». В виноградном вине содержится более 400 различных летучих веществ (спирты, эфиры, альдегиды и тому подобное), которые невозможно высушить. Они бесследно улетучиваются и никак не переводятся в твердую форму.

– Итогом нового закона стал запрет на ввоз и оборот циклодекстриновых «мармеладов», которые вообще не используются при промышленном производстве алкоголя, – резюмировал Дмитрий Руденко.

Еще одним источником мифов про «порошковое вино» мог стать технический термин, используемый в виноделии – «сухой виноматериал».

Согласно пункту 13 статьи 2 упомянутого выше закона, виноматериал – это то же вино, только еще не разлитое в бутылки или тетрапаки, а находящееся на винодельне или в транспортном контейнере. Соответственно, виноматериал для розлива сухого вина – это «сухой виноматериал», а отсюда совсем недалеко до «винного порошка».

По словам автора «Винного гида России» Артура Саркисяна, в мире производится такое количество виноградного вина, что делать из него порошок для изготовления контрафакта просто не имеет смысла. Гораздо проще купить виноматериал у производителей и доставить его в жидкой форме к месту розлива или производства, например, коньяка или игристого вина. 

АКЦЕНТЫ 

Что искать на этикетках любителям настоящего российского вина

Полки магазинов заставлены бутылками. Как найти качественное и доморощенное вино?

Около 60% вина, разливаемого в России, производится из приобретенного за границей балка. Его поставщиками в 2018 году, по данным агентства «Фудмаркет», были Молдавия, Уругвай, Узбекистан и Испания.

Соответственно, только 40% бутылок, поступающих в продажу, производится из винограда, выращенного на территории нашей страны. Для поддержки отечественных виноделов подобные вина в соответствии с законом снабжаются надписями на этикетках: ЗГУ (вино защищенного географического указания) или ЗНМП (вино защищенного наименования места происхождения). 

Реестр вин ЗГУ и ЗНМП ведут саморегулирующиеся организации виноградарей и виноделов. Всего в России утверждены шесть зон виноделия: Дон, Кубань, Крым, Ставрополье, Дагестан, Нижняя Волга. Покупателям остается только внимательно читать этикетки.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Пора отделить вино от водки

Появление запрета может быть связано с попыткой не допустить конкуренции «северного» и «южного» типов потребления алкоголя. 

В первом случае предпочтение отдается крепким напиткам, во втором – сухим виноградным винам и гастрономической культуре. И силы не равны, говорит Алексей Скляров из Ростовской области, собственник единственного в стране фермерского хозяйства в сфере виноградарства и виноделия, получившего государственную лицензию на производство, переработку, хранение и реализацию вина.

– Другие малые винодельни не спешат последовать нашему примеру из-за высокой цены вопроса. При сегодняшних условиях окупаемость лицензии составляет около 40 лет, – поясняет он.

Кроме того, фермеры не могут покупать виноград у частников или сельхозпредприятий, не могут производить игристые вина или виноградные дистилляты, не могут возвращать НДС, что делают оптовые покупатели импортного вина или производители водки… 

В других условиях виноделы могут серьезно потеснить производителей пива и слабоалкогольных коктейлей, а также компании, которые под видом отечественного вина разливают импортный виноматериал – балк, как называют его на профессиональном сленге. Алексей Скляров считает, что на винных этикетках должна быть крупным шрифтом выделена страна-производитель виноматериала. Общим решение проблем, по его мнению, может стать переход виноделия из-под опеки Росалкогольрегулирования (РАР), подчиненного Минфину, в ведение Минсельхозпрода.


0

0

0

0

0

0



Темы