Почему непопулярен День коренных народов мира? | «Красный Север»
0°C

обновлено: 07:24, 20 июня 2023

Общество

Почему непопулярен День коренных народов мира?

Специально ко Дню коренных народов мира тюменские музейщики привезли чум с озера Андреевского в самый центр города – главный музей города. Почему 9 августа не случилось народного гулянья?


Фото: Гузель Мирошкина / «Красный Север»

Сольный хантыйский мотив в сопровождении долгозвенящих струнных звуков, хоровое исполнение ненецкой песни под ритмичные удары в бубен – все берет за душу. Как минимум, потому что приглашенные артисты – носители культуры. На них гармонично смотрятся и пестрые платки, и увесистые подвесы из бисера.

По ту сторону сцены на удобных мешках-креслах зрители, кому сидячих мест не досталось – стоя: чиновники, лидеры национальных общественных движений, отвыступавшие артисты, десяток пенсионеров – активисты ямальского ветеранского движения. И целый класс детей, которых привели на праздник организованно. Всего человек пятьдесят.

Мое внимание привлекла молодая семья с улыбающимся и гулящим грудничком. Елена и Леонид Музыкантовы – лесные ненцы из Тарко-Сале, в Тюмени проездом. Кроме них среди гостей коренных я больше не увидела.

– Вроде бы программа очень хорошая: выступления, мастер-классы, чум со всей атрибутикой и ритуалами. Праздник не притянут за уши, но и не прижился еще. Не народный он пока. Люди еще не совсем понимают, в чем его смысл, – размышляет Елена.

– Когда я учился в Тюмени – лет пять назад, всех студентов, которые приехали с Ямала объединял «Кедр», очень крепкая организация. Причем, там не было различий, ханты ты или ненец – всё вместе делали и праздники отмечали и так собирались. Там у меня появилось много новых знакомых, одним словом, коренным студентам, было гораздо легче здесь благодаря «Кедру». И я удивлен, что сегодня их на празднике нет, – подхватил разговор Леонид.

А что, шаманы до сих пор шаманят?

После обязательного ритуала – очищения дымом под удары в бубен потомственный шаман и ученый Леонид Лар пригласил гостей в северное жилище кочевников.

– Здесь все как в настоящем чуме? – сходу спросил кто-то.

– Конечно, все по традициям кочевых народов: вот женская половина, вот мужская, там, где шкура волка – священное место, – раскидывая руками начал рассказ Леонид Алексеевич. – Конечно, в тундре все более рационально. Например, ягушка не будет стоять в центре на манекене, хозяйка ее сложит и уберет в нарту.

Вообще, рассказывает Леонид Алексеевич, люди очень мало знают о культуре северных народов. Нередко с удивлением вопрошают: а что, шаманы до сих пор живы и до сих пор шаманят? На такие вопросы он всегда подробно и терпеливо отвечает.

– Пора иначе относиться к этой уходящей культуре. Людей, которые проповедуют систему медитации через шамана и горловое пение осталось очень мало. У меня даже в современный век информации и техники все по-старинке. Пока есть силы нести нашу культуру и пропагандировать ее, я стараюсь соблюдать правила предков-шаманов, проводить ритуалы, – заключил Леонид Лар.

На мой вопрос, почему День коренных народов мира за 24 года после его провозглашения ООН не стал популярным, как например, день оленевода, Леонид Алексеевич ответил честно:

– Это очень широкий праздник. В мегаполисах его справляют, а в тундре человек скажет, что слышал, но чтобы отмечать… Им просто некогда, да вообще, у народов Севера очень мало праздников. Родился теленок, он понимает, что это и его личный вклад – празднует день оленевода. Появилось солнце, стало светло – это надо отмечать. Пришла весна – день вороны. Есть рыба – день рыбака.

День коренных народов мира – это политика, конечно, политика – основа государственности, но ведь людям, которые живут далеко на севере не до нее, у них свои проблемы, – говорит собеседник.

Малица мамы греет душу, казенные вещи – нет

А вот ветераны Ямала пророчат празднику большое будущее. Вооружившись фотоаппаратами, они снимают поделки, каких еще не пробовали мастерить в своих землячествах.

– Тема эта мне очень близка, она меня трогает и волнует, я 42 года проработала учителем в Ямальском районе. Конечно, мы не знатоки национального быта, больше узнавали о жизни кочевников от итернатских детей, – рассказывает Вера Алексеевна Ташкевич, не убирая фотоаппарат в сумку.

– Жаль, что очень мало людей знает об этом празднике. Мне наш председатель позвонил, предложил сходить. Наверное, пройдет время, он станет популярным. Посмотрите, какую ценность несет в себе мероприятие – возрождаются национальные ремесла. Более того, среди мастериц есть молодые девушки, видно, как они увлечены своей работой, рассказывают, учат других. А люди с удовольствием пробуют шить, резать из кости, делать кукол. Мне кажется, будущее праздника за возрождением и передачей ремесленных традиций, – предположила женщина.

В недолгой беседе Вера Алексеевна упомянула и то, как бережно северные народы относятся к вещам, которые хранят теплоту рук. Ее ученики в интернате – шестилетние ребятишки, которых привезли в нулевой класс, без конца теряли казенные шапки и варежки. Зато малицу выбивали в снегу, просушивали и аккуратно складывали.

– Вещь, которую сшила мама, в интернате грела им душу, вот они и берегли ее. Об этих традициях надо больше рассказывать людям, тогда современное общество будет понимать, как живут люди Севера, – заключила пенсионерка.


Кстати

В музейных фондах Тобольска Леонид Лар нашел костюмы коренных народов севера, датированные 15 веком, а еще костюм селькупского шамана с металлической короной. Задача на ближайшее время — организовать в Тюмени выставку этих древностей, чтобы как можно больше людей смогли увидеть то, что спрятано в хранилищах.

Прасковья Лаульевна Борсоева, в девичестве Тибичи, шьет на заказ ягушку, заодно дает мастер-класс. Все узоры она рисует и вырезает на глаз, трафареты не признает. Рекламу не дает, клиенты находят ее по сарафанному радио, последний заказ поступил из Ямальского района.


0

0

0

0

0

0



обновлено: 07:24, 20 июня 2023

Темы