ПРОИСШЕСТВИЯВ Новом Уренгое вахтовик утонул со второго раза НОВОСТИНа участке Собь – Харп сошёл с рельсов грузовой поезд ОБЩЕСТВОДайджест Арктики: северное лето собирает трагическую дань ЭКОНОМИКАСоциальный бизнес в Салехарде: как выживают школы танцев и скорочтения ОБЩЕСТВОЯмальский пенсионер спустил на бирже миллион и с головой ушёл в огородничество ОБЩЕСТВОГостиница для кошек. Как живется усатым-полосатым, пока хозяева в отпуске ОБЩЕСТВОГОСТ, принятый для съемок новорожденных, вернули разработчикам ПРОИСШЕСТВИЯВспыхнувший трансформатор в Салехарде обесточил типографию КУЛЬТУРАНа Ямале идет «перепись» достопримечательностей ПРОИСШЕСТВИЯВ Салехарде взорвалась трансформаторная подстанция ОБЩЕСТВОПотушат как надо, но не спасатели. Кто идет в пожарные дружинники ЭКОНОМИКАКассы магазинов могут превратиться в «банкоматы» ОБЩЕСТВОВ Новом Порту золотой рыбке сотворили чешую из дощечек ОБЩЕСТВОВ Губкинском расторгнут договор с предпринимателем из-за халтуры ОБЩЕСТВОЖителям развалившегося дома в Лабытнанги пообещали среднерыночную компенсацию ЭКОНОМИКАЯмальцам пересчитают земельный налог ПРОИСШЕСТВИЯСнесло крышу и оторвало обшивку. Ураган в Пангодах «покалечил» только пожарную часть НОВОСТИ«У нас семьи, которые хотят есть!» К надымчанам за помощью обратились вахтовики КУЛЬТУРАЯмальцев приглашают участвовать в интерактивной игре на знание сказки «Конёк-Горбунок» ОБЩЕСТВОВ Уральском регионе растет спрос на айтишников СПОРТПолицейский из Салехарда добежит до Санкт-Петербурга ПРОИСШЕСТВИЯНадымчан напугала очередная дворовая потасовка ОБЩЕСТВОПитерский автостопщик приехал в Салехард увидеть жизнь коренных ямальцев ПРОИСШЕСТВИЯЯмальская пенсионерка отправила мошенникам около 800 000 рублей ОБЩЕСТВОБлагоустроить города поможет «Уютный Ямал»

  • Профилактика наркомании: научить человека любить себя

    04.10.2011 06:03:33

    Профилактика наркомании: научить человека любить себя

    Не только церковь должна решать проблемы общества, считает Андрей Кураев.

    Даже далекие от церкви люди признают, что решение проблем наркомании лежит в излечении духовной сферы человека. С этого и начался наш разговор с Андреем Кураевым, протодиаконом Русской православной Церкви, профессором Московской духовной академии.

    СПРАВКА «КС». Андрей Кураев провел в Салехарде два дня. Участвовал в Совете главных редакторов средств массовой информации Уральского федерального округа, читал лекции для студентов в Ямальском многопрофильном колледже и для интеллигенции города – в окружном Музейно-выставочном комплексе им. Шемановского. Темами публичных выступлений стали «Мастер и Маргарита»: за Христа или против?» и «Что христианство принесло в мир».

     

    – В этом вопросе я не хочу монополизировать позицию церкви, – размышляет отец Андрей. – Есть такое понятие – моральное большинство. В этом смысле позиция церкви совпадает с моральным большинством – насчет и генезиса наркомании, и способов решения проблемы.

     

    Другое дело, что с христианской точки зрения, кроме обычных аргументов, анализа ситуации, лечения, можно добавить: человек, идя путем наркомании, истязает свое тело, разрушает устойчивость своей психики.

     

    А в хаосе, в состоянии, которое в народе называется «допиться до чертиков», может мелькнуть страшная истина. Немалое число наркоманов, алкоголиков всерьез начинают понимать, что с ними что-то не так, и ищут выхода из ситуации именно после того, как появился негативный духовный опыт.

     

    Видите ли, молодого наркомана нельзя запугать медицинскими аргументами, в том числе короткой жизнью. По его мнению, после тридцати жить неприлично, а уж умирать старым в своей постели тем более. Поэтому смерти он не боится.

     

    Но логическая позиция таких людей разрушается, когда появляется опыт посмертия. Человек словно прозревает, начинает понимать, что после жизни ничего не кончится. И тогда он идет не к врачам. Он идет к людям, о которых известно, что они согласны с ним, что они не будут считать его сумасшедшим.

     

    Прозревший ищет собеседников, которые могли бы его понять и не высмеивали бы его, не совали б термометр в душу.

    Тогда вера и его собственная, и другого человека может ему помочь. Это с одной стороны. Это то, что касается излечения наркоманов.

     

    Вопрос профилактики наркомании стоит шире: как научить человека любить себя, как научить его любить свою страну, себя в своей стране, найти призвание. Все эти вопросы могут быть увязаны именно с обретением православной веры.

     

    Если будет создана возможность для знакомства детей и подростков с миром христианской культуры, я думаю, кого-то это сможет уберечь. Однако это не будет средством излечения для всех.

     

    – Кто должен прийти к молодому человеку, кто может до него достучаться?

     

    – Возможностей много, начиная от масс-медиа и заканчивая школой и собственно церковной работой.

     

    Лучше спросить себя: что я в своей профессиональной нише могу сделать? Могу ли я по своему информационному каналу направить добрые вести?

     

    СО ШКОЛЬНОЙ СКАМЬИ

    – Как школа может участвовать в духовном просвещении молодых?

     

    – В школах со следующего года вводится курс основ религиозных культур. Родителям будет навязана возможность выбора. Именно навязана, поскольку есть родители, которые боятся выбора для своего ребенка. А выбор предстоит серьезный: на каком языке школа будет беседовать с твоим ребенком о нравственности, о душе человека? Это может быть язык мусульманской, буддийской или православной культуры, а может быть, язык безрелигиозной этики.

     

    Впервые в истории нашей страны семья получает возможность сделать социальный заказ школе на сотрудничество в воспитании ребенка.

     

    Двадцать один регион страны уже работает по экспериментальной программе. Со следующего сентября все четвероклассники России придут на уроки основ религиозных культур. Вести эти занятия будут школьные педагоги. Не батюшки, не переподготовленные церковью специалисты! В этом одна из проблем проекта: учительница начальных классов, преподающая почти все предметы в начальной школе, должна будет выучить и основы исламской культуры – для Ахмедика, и лекции по православной культуре – для Ванечки. За подготовку этих педагогов отвечает Министерство образования и науки.

     

    Я надеюсь, что и федеральное министерство, и региональные власти преодолеют некую совершенно непонятную брезгливость и пригласят интеллигентных носителей религиозных культур для общения с педагогами. Не с детьми, а именно с педагогами. Если таких людей не найдется здесь – надо будет выписывать их из других регионов.

     

    Очень важно, чтобы учителя знали, что через год придется об этом говорить. Не надо бессонных ночей накануне урока. Лучше заранее найти учебники, понять программу.

     

    – А если педагог сам исповедует какую-то веру, не сложно ли ему будет преподавать основы другой религии?

     

    – Это вопрос профессиональной квалификации.

     

    – Вы смогли бы преподавать мусульманство?

     

    – Да. Я научный сотрудник кафедры религиоведения МГУ, а не только профессор духовной академии. Это мой профессиональный долг.

     

    У каждого педагога есть свои любимые поэты и писатели. Вселенная Пушкина и мир Гоголя – очень разные. Мир Достоевского и космос Толстого очень непохожи. Планетные миры Маяковского и Есенина тоже в очень малой степени совпадают. Педагог имеет право лично любить того, другого или третьего, но в классе он обязан стараться довести детей до влюбленности и понимания каждого из них. Грамотным литераторам это удается. Их опыт может быть переориентирован на преподавание основ религиозной культуры.

     

    МОЛОДЁЖЬ –  ВСЕГДА  ПРОБЛЕМА

    Есть на Ямале и церковное образование. Но, увы, не открываются здесь каждый год всё новые и новые учебные заведения.

     

    – Сейчас, когда в округе создана своя епархия, будет легче открыть православную школу или гимназию, – уверен отец Андрей, – поскольку церковный бюджет обрел самостоятельность. Возможны и спонсорские потоки. Но при этом хотелось бы, чтобы проект был совместным. Учебное заведение можно разорить, заставив ее всецело оплачивать коммунальные услуги. Возможен вариант, когда общеобразовательные уроки оплачивались бы из городского бюджета, а сугубо религиозные – за счет местной религиозной общины.

     

    – Но самое главное и самое сложное – создать христианскую среду молодежного общения, – считает отец Андрей. – Я еще не был в храме, но уверен, что, придя на службу, увижу то же, что и в Москве: множество ребятишек, которых ведут к причастию. Патриарх Алексий говорил, что это поколение детей мы не потеряем. Потеряли. В том числе – и по наркомании.

     

    Проблема в том, что когда они становятся подростками, начинают бунтовать против родителей. И тут важно, чтобы для них мир веры оказался бы не идентичен миру родителей. Важно уметь отлепить одно от другого. В православной среде для этого существуют крестные мать и отец. Чтобы в минуту, когда подросток идет против родительского авторитета, появился другой человек, не совсем чужой, но который мог бы сказать: парень, твои отношения с матерью – это твои отношения, но Христос здесь при чем?

     

    Другой вариант – молодежная среда общения. Её нужно создавать. Молодежные братства, сестричества… Очень многое зависит от епископа. Молодежь – это всегда проблема. Молодость не укладывается ни в один устав – ни в устав караульной службы, ни в устав постовой службы. Это всегда сложно. Готов ли епископ терпеть эти сложности?..

     

    – То есть движение должно быть насаждено сверху?

     

     – Оно не должно быть задушено сверху. Как минимум. Это общенациональная, русского народа беда – на выходе из советского периода произошла полная атомизация жизни, распад элементарных социальных связей, утрата всякой способности к самоорганизации. И власть этому немало способствовала. Не только за годы советской власти, но и за последние десять лет тоже. Допустимыми были только спортивные футбольные фан-клубы.

     

    – Есть ли положительный опыт таких союзов, таких общин?

     

    – Есть, конечно. Братство православных следопытов – православный вариант скаутского движения. Действует в разных регионах России. Но это небольшие группы, в лучшем случае сто ребят проходит за лето.

    Ольга  СЫТНИК

     

     

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...