«Пятьсот первая – веселая» отметила печальный юбилей | «Красный Север»
0°C

Общество

«Пятьсот первая – веселая» отметила печальный юбилей

Ровно 70 лет назад в Москве приняли решение, которое радикально изменило ландшафт ямальской тундры и перекроило судьбы сотен тысяч людей….


У этой стройки есть десятки имен, народных и официальных, самое известное из которых – «мертвая дорога». Мы же привычно называем ее так, как это было обозначено в документах – 501-я стройка. Официальный маршрут – куда и как она будет тянуться, долгое время был засекречен.

Недостроенная трансполярная магистраль Чум – Салехард – Игарка, которую в 1947—1953 годах возводило Главное управление лагерей железнодорожного строительства МВД СССР (ГУЛЖДС), вчера отметила юбилей –70 лет. Вернее часть этого пути, именуемого 501-й стройкой. 29 января 1949 года было подписано историческое постановление Совмина СССР № 384-135-сс, касающееся второго этапа возведения железной дороги Чум-Салехард-Игарка, связанное с проектирование морского порта в Игарке.

Мнения историков о количестве заключенных, сосланных сюда на строительство, расходятся. Однако по документам госархива на 1 января 1953 года в ГУЛАГе содержалось 2.258.957 человек, из них 255.865 человек было занято в системе ГУЛЖДС.

В основном сюда присылали тех, кто получал срок по статье за убийство и ту самую «десятку» – самый популярный срок по большинству из пунктов печально известной 58 статьи Уголовного кодекса РСФСР – «за антисоветскую пропаганду».

До самого Берингового пролива

Работа над новой железной дорогой шла без проектно-сметной документации, в любую погоду… Без малого в общей сложности 300 тысяч людей, занятых в процессе большой железнодорожной стройки, шли на рекорд: рабочее движение поездов на отдельных участках планировали начать в 1952 году, а вся дорога должна была быть готова к 1955 году. Но не сложилось. Вчерашний госпроект закончился также внезапно, как и начался. Умер Иосиф Сталин и грандиозную стройку закрыли.

А ведь именно эта дорога замышлялась как линия железнодорожной связи с Дальним Востоком на случай захвата Транссибирской магистрали. Сохранился документ за подписью Лаврентия Берии, где прорисован полностью макет трансполярной магистрали – он тянется через весь Ямал и поднимается дальше по побережью до самого Берингового пролива. О важности и правильности выбранного маршрута свидетельствует и то, что современные автомобильные дороги отчасти повторяют его.

Сегодня, спустя 70 лет, 501-я стройка включена в обязательный городской туристический маршрут – общую обзорную экскурсию, вместе с острогом и музейным комплексом Шемановского. Это тоже страница истории округа и вообще страны. Пройти мимо нельзя. Точно также как нельзя пройти мимо стойбищ, чумов… «Мертвая дорога» – отличительный, хоть и не самый радостный знак Ямала.

Фото из архива «Красного Севера»
Фото из архива «Красного Севера»

Приходят на поклонный крест

Для туристов 501-я стройка – это и культурный шок, и дань памяти и … часть работы. Прошлой осенью стройку посетил швейцарский журналист Амос Чаппл. Перед тем как добраться до Салехарда, увидеть своими глазами и пройти небольшую часть исторического железнодорожного маршрута, он общался с одним из тех, кто провел на этой стройке не один год – бывшим заключенным Александром Сновским, живущим сейчас в Петербурге. Комментируя пережитое, Сновкий отметил, что теперь давит на сердце лишь тщетность этого строительства: десятки тысяч жизней ни за что и … задаром!

Но те следы, которые оставляют после себя потомки оставшихся лежать в казенном гробу под колышком с номером лагеря, выбивают слезу. Только представьте – в стороне от города, в нескольких километрах от автомобильной дороги стоит поклонный крест, установленный краеведами и казаками Обско-полярной казачьей линии в 1999 году. К кресту прикреплены гвоздики. Искусственные. Откуда им тут взяться посреди тундры? Значит, нашлись те, кто пришел целенаправленно сюда. Значит, память жива.

– Когда мы несли этот крест из лиственницы, шли долго, медленно. Я немного приотстал, иду последним и вижу, как под ногами вьется кровавый след. Пока шли, придавили созревшую бруснику. Головой понимаю, что ягода это, а перед глазами все равно картины прошлого. Словно знак какой нам был: проявились, напомнили о себе те, кто не вернулся живым из этих лагерей, – рассказывает атаман, депутат Заксобрания ЯНАО Валерий Степанченко.

К слову о поклонных крестах на местах захоронений и бывших лагерей 501-й стройки. По маршруту их стоит пока семь. Ставили кресты и православные, и мусульмане – один на всех, семиметровый, шестиконечный. Потому что память – тоже одна на всех.

Мертвые сраму не имут?

Территория 501 стройки – удобное поле для мифов и легенд, иногда не самых лицеприятных. В девяностые, говоря молодежным сленгом «ловился хайп» и на брожениях в местах содержания заключенных, и на рассказах о том, что под каждой шпалой лежит по трупу. Это домыслы тех, кому важно было поймать свою минуту славы.

Но начиная с шестидесятых годов вплоть до начала девяностых именно по этим рельсам местная детвора ходила в лес за грибами и ягодами, по ним же и находили дорогу домой, если вдруг заблудились. Ставили свои метки на тех самых шпалах… И неужели ни одной зловещей находки?!

- Страшно не было идти по такому маршруту? - спрашиваю я у одного из вчерашних салехардских «мальчишек», родившегося в 50-е годы прошлого века, - А как же разговоры о том, что под каждой шпалой по человеку похоронено?!

- Да разве в этом возрасте чего-то боишься? Ну и не помню, чтобы прямо так находили кости человеческие. Знать об этом знали. Север со здоровьем не шутит, да и куда убежишь из лагерей, если вокруг болота. Принимали как должное, что если далеко зайти, можно и на кладбище наткнуться, но оно было официальное. В стороне кости это если сам сбежал и погиб в болоте. Большая уже, пора знать, что мертвые сраму не имут и худого живым не делают. Это живых надо бояться. А они – пусть спят спокойно, - рассуждает он и просит не указывать его имя.

Вопрос к собственной совести

Как правильно относиться к этой дате сегодня? Так, как и к любой другой, связанной с нашей историей и человеческими жертвами. С осознанием, что это действительно было и не заслуживает повторения.

– Всему есть своя цена. Я застал еще живым нашего выдающегося геолога Василия Подшибякина. И он однажды сказал мне, что если бы тогда эта магистраль была достроена, он не пошел бы к Карскому морю, а искал бы новые месторождения вдоль этой магистрали. Потому что есть здесь что открывать и разведывать. Дорога была важна. Другой вопрос: какой ценой? Никто сейчас не станет отрицать, что сюда ссылали не только «антисоветчиков», хватало и уголовников всех мастей. Но это тысячи и тысячи искалеченных судеб, – вспоминает Валерий Степанченко.

Десятки лагерей для ссыльных по всему маршруту, километры дороги, часть которой до сих пор продолжает служить…Одно короткое имя – 501-я стройка и одна на всех дата – 29 января, 1949 год. Как долго будем помнить? Это вопрос к нашей собственной совести.

P.S. От идеи до факта установки памятника 501-стройке знаменитого салехардского паровоза потребовалось десять лет. Извиниться поименно перед каждым, кто не вернулся на большую землю и остался тут без креста и других опознавательных знаков – не хватит и десяти жизней.


1

0

0

0

0

0



Темы