ПРОИСШЕСТВИЯВ Новом Уренгое вахтовик утонул со второго раза НОВОСТИНа участке Собь – Харп сошёл с рельсов грузовой поезд ОБЩЕСТВОГостиница для кошек. Как живется усатым-полосатым, пока хозяева в отпуске ОБЩЕСТВОГОСТ, принятый для съемок новорожденных, вернули разработчикам ПРОИСШЕСТВИЯВспыхнувший трансформатор в Салехарде обесточил типографию ПРОИСШЕСТВИЯВ Салехарде взорвалась трансформаторная подстанция ОБЩЕСТВОПотушат как надо, но не спасатели. Кто идет в пожарные дружинники ЭКОНОМИКАКассы магазинов могут превратиться в «банкоматы» ОБЩЕСТВОВ Новом Порту золотой рыбке сотворили чешую из дощечек ОБЩЕСТВОВ Губкинском расторгнут договор с предпринимателем из-за халтуры ОБЩЕСТВОЖителям развалившегося дома в Лабытнанги пообещали среднерыночную компенсацию ЭКОНОМИКАЯмальцам пересчитают земельный налог ПРОИСШЕСТВИЯСнесло крышу и оторвало обшивку. Ураган в Пангодах «покалечил» только пожарную часть НОВОСТИ«У нас семьи, которые хотят есть!» К надымчанам за помощью обратились вахтовики КУЛЬТУРАЯмальцев приглашают участвовать в интерактивной игре на знание сказки «Конёк-Горбунок» ОБЩЕСТВОВ Уральском регионе растет спрос на айтишников СПОРТПолицейский из Салехарда добежит до Санкт-Петербурга ПРОИСШЕСТВИЯНадымчан напугала очередная дворовая потасовка ОБЩЕСТВОПитерский автостопщик приехал в Салехард увидеть жизнь коренных ямальцев ПРОИСШЕСТВИЯЯмальская пенсионерка отправила мошенникам около 800 000 рублей ОБЩЕСТВОБлагоустроить города поможет «Уютный Ямал» ЭКОНОМИКАВ оленеводческих хозяйствах Ямал большой приплод ПРОИСШЕСТВИЯВ Ноябрьске мужчина «вышел» из окна чужой квартиры ОБЩЕСТВОВ Салехарде на остановке появилось объявление с монетками НОВОСТИХоть на мотоциклах и лошадях. Для пуровского моста редактируют закон

  • Рождество – светлый праздник января у православных

    07.01.2016 11:50:00

    Рождество – светлый праздник января у православных
    Оказывается, до четвёртого века рождение Спасителя отмечалось 6 января – вместе с его Крещением – и тогда называлось Богоявление.
    За неимением точной даты богословы решили так: первый человек – Адам – согласно писаниям родился на шестой день первого месяца, то есть 6 января. А значит, и рождение Иисуса должно приходиться на ту же дату, ведь если Ветхий Завет начинается с Адама, то Новый Завет – с Иисуса, он в определённом смысле тоже первый человек.

    ***

    В первой половине IV века, по указанию папы Юлия, дату перенесли на 25 декабря, совместив с днём солнцеворота. Было ли это грамотным пиар-ходом папы Юлия или случайностью, но факт остаётся фактом: с тех пор 25 декабря язычники  всё чаще славили не своё огненное колесо, а Солнце Правды – так называл Христа Новый Завет.

    Гораздо позже ещё один папа – Григорий – ввёл новый календарь. Кто-то этот календарь признал, кто-то нет. Но результату можно порадоваться: ведь череда новогодних праздников открывается 25 декабря католическим Рождеством.

    …Праздничная иллюминация на улицах, ярмарки, зажжённые свечи в соборах, вертепы, выставленные в витринах, – дух Рождества летает над европейскими, и не только, городами и сёлами.

    Больше ста открыток – вполне нормальная отчётность среднестатистической европейской семьи перед Рождеством. Традиция предписывает отправить поздравление в виде открытки не только любимым, родным и друзьям, но и деловым партнёрам, сотрудникам, руководству и даже случайным знакомым, если у вас вдруг сохранился почтовый адрес.

    Знаменитые рождественские ярмарки – ещё одна традиция католического Рождества. Глинтвейн – практически везде, остальное  определяет география: в Германии – острые сосиски, в Австрии – имбирное печенье, во Франции – крохотные пончики.

    Елочка – та, что родилась в лесу и там же росла, – стала рождественским деревом не так давно. Идеологическое обоснование: мол, ель – это символ вечной жизни, о которой говорил Иисус, придумали позднее. Сначала была омела – вечнозелёное растение с богатой историей: говорят, его в праздник солнцестояния использовали друиды. Однако к девятнадцатому столетию европейцы, по-видимому, решили, что  одной омелы недостаточно. И стали наряжать рождественскую ель, как и мы.

    В каждой витрине, конечно же, вертеп. Декорации тех самых яслей, где в окружении овец и коз появился на свет Сын Божий. Традиции праздничного ужина и праздничных блюд  в католических странах разные. Главное – стол должен быть буквально уставлен разнообразными блюдами. И обязательно красиво накрыт. Потому что у католиков, как, кстати, и у православных, богатый и красивый стол – лучшая гарантия того, что и наступающий год будет таким же. Красивым, щедрым, счастливым.

    ***

    Православные отмечают Рождество 7 января, после Нового года. Уже стало традицией, что новогоднее застолье 1 января в России верующая семья старается сделать постным, так как Рождественский пост никто не отменял.

    Рождественский стол традиционно из 12 блюд – таково и число апостолов Христа. Но садились за праздничный стол только после появления на небе первой звезды, в память о звезде Вифлеемской. На другой день, отстояв ночную службу, уже шли гостевать, с собой несли вкусные угощенья. Часто пекли под Рождество медовые пряники, пряничные домики. Пекли и блины, которые у славян считались также сакральным, поминальным блюдом.

    Рождественские обычаи очень тесно переплетаются с языческим наследием. Сюда можно отнести и пение колядок, и приготовление особого блюда – кутьи или сочива (из пшеницы, изюма и мёда). От сочива пошло и название кануна Рождества – Сочельник.  Время между Рождеством и Крещением называют Святками. В Святки время словно бы замирало на одной праздничной ноте. Семьями навещали друг  друга, девушки гадали, детвора колядовала. Ряженые выворачивали тулупы шкурой наружу, «превращаясь» в нечистую силу, которая ходит по домам, и только хороший откуп не пустит её в дом. Со временем колядование стало менее языческим. Ходили по домам со славословиями Христова Рождества, прославляя сам праздник.  В такие дни не полагалось работать, например, прясть или шить. Считалось, что нить мистическим образом связана с жизнью человека, потому в насыщенные обрядами дни все действия с нитями могли, по мнению славян, повлиять на судьбу. Также нельзя было охотиться.

    Крещение на Руси совпало с ещё более древним языческим праздником-обрядом – купанием в ледяной проруби. Было решено церковными иерархами разделить два эти праздника.

    Батюшки в храмах любят спрашивать у прихожан, какой праздник из этих двух важнее? И, конечно, чаще отвечают, что Крещение. Именно потому, что оно запоминается купанием в проруби, что в условиях суровой русской зимы становится крайне волнующей процедурой. Тем не менее именно Рождество – первое ключевое событие всей христианской истории (второе – Пасха).

    Середину зимы, как правило, сопровождали сильнейшие морозы, названные крещенскими. Однако купание в проруби было традиционным. Если до христианизации считалось, что ледяная вода обмывает и очищает человека от всего злого, что сделано за год, то после Крещения Руси купание в проруби стало прообразом купания в реке Иордан, где крестился Христос. Обычай был сохранён, хотя и до сих пор служители церкви напоминают прихожанам, что купание – это необязательный обряд. Намного более полезно душе в святые дни от Рождества до Крещения исповедаться и причаститься.

    Многие ямальцы участвуют в крещенских купаниях. Одни совершают это по религиозным убеждениям, другие просто следуют моде. В городах и посёлках округа, как уже заведено, обязательно будут и купели, оборудованные тёплыми палатками, и отдельная прорубь, чтобы освящать и брать оттуда воду. На Рождество проводится торжественная ночная служба. По её окончании принято поздравлять детей со светлым праздником, а на другой день, опять же по традиции местного прихода, дети выступают с театральным представлением и концертом.

    Светлана Метелева 
  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...