С молотками против автоматов | «Красный Север»
0°C

Общество

С молотками против автоматов

Герой России, прототип главного персонажа в фильме «Кандагар» Владимир Шарпатов побывал в Ноябрьске.


На встрече с ветеранами Владимир Ильич много шутил, терпеливо отвечал на вопросы, пожимал руки собеседникам, давал автографы. Его голос дрогнул лишь раз, когда он рассказывал о первых минутах на Родине после 378 дней, проведенных на чужбине под прицелом автоматов.

– Когда люди сидят в тюрьме, они знают, что срок закончится, свобода с каждым днем чуть ближе. Нам же постоянно грозили судом шариата, в любую минуту могли казнить, и так каждый день, – поделился переживаниями Владимир Ильич.

ЗАЛОЖНИКИ «ТАЛИБАНА»

3 августа 1995 года самолет «Ил-76ТД» с семью членами экипажа на борту и грузом боеприпасов для Северного альянса совершал рейс по маршруту Тирана – Кабул. Над Афганистаном самолет перехватили два талибских  истребителя. Под угрозой уничтожения они принудили его к посадке близ Кандагара, якобы для досмотра груза. Однако отпускать летчиков никто не собирался, они стали разменной монетой в руках радикально настроенных исламистов.

– Зачем мы были нужны талибам? Во-первых, захватив 34 тонны боеприпасов, они показали, что Россия, несмотря на вывод войск из Афганистана, по-прежнему участвует в конфликте. Тем самым боевики привлекали добровольцев в свои ряды. Во-вторых, войска Северного альянса перестали бомбить Кандагар, ведь там находился наш самолет. К талибам стали ездить представители разных общественных организаций, журналисты многих стран.

Пленников держали под круглосуточным наблюдением вооруженной охраны, никуда не выпускали. Все попытки России, ООН, международных общественников договориться с радикалами о вызволении экипажа успехом не увенчались, но кое-что всё же удалось. Из России для пленников стали привозить продукты, питьевую воду и медикаменты. Были разрешены нечастые встречи с представителями властей Татарстана и компании «Аэростан», организовавшей полет.

А МЕЖДУ ТЕМ ЭКИПАЖ ГОТОВИЛСЯ К ПОБЕГУ…

Талибов убедили в том, что самолету требуется техобслуживание, мол, пыль кругом, заглушек нет, масло в двигателе закоксуется и так далее… А ведь когда они освободят экипаж, дорогостоящая машина останется у них.

– Не сразу, но талибы согласились. Правда, на аэродром возили только часть экипажа, остальных оставляли в качестве заложников, – рассказывает Шарпатов. – Охранники с автоматами в самолете, зенитная пушка и автоматчики снаружи. Казалось, осуществить план просто нереально. Но было абсолютно ясно, что как только террористы захватят Кабул, нас расстреляют. Так лучше уж рискнуть… Варианты были разные, например, во время пробного полета (разумеется, с охраной) набираем большую высоту. Мы надеваем кислородные маски, я разгерметизирую самолет, через 40 секунд наши «пассажиры» погибают, выбрасываем их в Персидский залив и летим восвояси.

Примерно за месяц до побега сменился начальник тюрьмы. К счастью, он оказался менее бдительным, чем его предшественник.

– В один из дней, когда за нами пришел автобус, чтобы ехать на аэродром, мы просто сели в него всем экипажем…  Мы вывели самолет на взлетно-посадочную полосу просто обкатать, даже не поднимали в воздух машину. Но успели оглядеться и понять, как расставлены посты, сколько человек нас охраняет, какое вооружение и техника: зенитка, два истребителя – один расчехленный с подвесными баками. Я просчитал: подвесные баки не дадут истребителю развить большую скорость – максимум 1100. Пока летчик к нему подойдет, пока вырулит, пройдет минут 15. Значит, минут через 25 он может догнать нас, но топлива у него всего на 40 минут, а значит, через 20 ему надо возвращаться на аэродром. В этот день нам первый раз повезло – самолет «вступил с нами в сговор». Когда ехали по полосе, мы услышали хлопок. Первая мысль – подбили. Оказалось, лопнуло колесо. Появился повод опять вернуться, чтобы заменить его. К тому времени мы уже запасли в самолете веревки, молотки, чтобы отбиваться…


Владимир Шарпатов в Ноябрьске не новичок. Именно он в далеком 1982 году был за штурвалом первого самолета, принятого новым аэропортом нефтяной столицы.


СЧАСТЛИВАЯ ПЯТНИЦА

И вот 16 августа, пятница, – святой день у мусульман, все усердно занимаются богослужением.

– Мы опять все погрузились в автобус, – продолжает Владимир Ильич. – Прибыли. Охраны много. И вновь нам самолет помог: сначала возникли проблемы при замене шасси, а время к обеду, талибам молиться пора. Потом при пробном запуске двигатель перегрелся – опять надо подождать, пока остынет… И, наконец, мы видим, что в самолете осталось три автоматчика – остальные молиться ушли! От внешней силовой установки запускаем первый двигатель, заводится второй, третий и четвертый – уже на ходу. Только вышли на центральную рулежку – нам наперерез несутся две машины. Для отрыва нужна скорость 280 км/ч, а у меня – 220. Отдаю команду выпустить полностью закрылки, разгоняемся до 230-ти и взлетаем! Тут и наш конвой понял, что произошло. Ребята успели выбить у талибов оружие, а потом минут сорок с ними боролись, чтобы скрутить веревками. Летели на минимальной высоте, пока не пересекли границу с Ираном. После этого связались с Тегераном, попросили предоставить коридор (незадолго до побега друзья из Татарстана помогли нам раздобыть пароли). Невнимательный иранский диспетчер принял нас за обычный коммерческий рейс и пропустил.

«Ил-76» приземлился в Эмиратах. Еще через несколько дней летчики были в России.

22 августа 1996 года Указом Президента Российской Федерации командиру самолета Владимиру Шарпатову было присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда». Этим же указом высокое звание было присвоено второму пилоту Газинуру Хайруллину. Остальные члены экипажа награждены орденами Мужества. 


0

0

0

0

0

0



Темы