Салехардцу, внезапно потерявшему дочь, пообещали вернуть деньги за её несостоявшийся полёт | «Красный Север»
0°C

Общество

Салехардцу, внезапно потерявшему дочь, пообещали вернуть деньги за её несостоявшийся полёт

– Ну что вы названиваете… Мы завтра к вам прилетим, мама сейчас спит, – воскликнул 5-летний мальчишка в трубку, не выдержав очередного натиска звонков. Потом устал, прилег: «Мамочка, мы еще немножко отдохнем, а потом я тебя разбужу, и мы поедем к бабушке и дедушке».


Пятилетний малыш засыпал рядышком с самым дорогим для него человеком, даже не подозревая, что оглушительное горе уже обрушилось на его семью. И у всех, кто узнает, как он провел эти сутки, будет вставать в горле ком…

ИХ  ЖДАЛИ, А  ОНИ  НЕ  ПРИЛЕТЕЛИ

Воскресный день обещал салехардцу Владимиру Шилову массу радости, 8 октября он собирался встречать дочь с внуком из Санкт-Петербурга. Накануне вечером по телефону дочь рассказала, что чемоданы собраны, планируют лечь пораньше.

Утром молодая женщина на звонки не отвечала. Наверное, проспали, замотались, подумали родители и стали предвкушать счастливую встречу в аэропорту. Но среди прилетевших пассажиров родных не оказалось. Отец с матерью забили тревогу: обрывали дочкин телефон звонками, писали сообщения. Уведомление о том, что последние прочитаны, внушали надежду: всё обойдется, может, телефон просто украли.

К вечеру нашли, кто из знакомых съездит в питерскую квартиру. Пока те добирались, пытались попасть в дом, подруга Алёна не выпускала из рук телефон и когда, наконец, услышала голос мальчишки, поначалу обрадовалась, а потом поняла – случилось что-то страшное.

– Понимаете, у Наташи было много планов, она на позитиве готовилась к поездке, мы собирались встретиться в ближайшее время. После того как ее сынишка ответил на мой звонок, я сказала друзьям, что нужно взламывать дверь, – рассказала женщина.

В квартире обнаружили ребенка и уже мертвую мать, из-за хронической болезни скончавшуюся неожиданно и скоропостижно.

После были горькие, но обязательные процедуры, прилет родителей, возвращение ребенка из больницы, переезд в Беларусь и похороны женщины, не успевшей отметить тридцатилетие.

СНАЧАЛА ОБНАДЁЖИЛИ, ПОТОМ  ОТКАЗАЛИ

Каким бы сильным ни было горе, родным приходится жить дальше, стиснув зубы и отгоняя боль в дальний угол. Теперь дошколенок, читающий стихи на детсадовском утреннике – утешение для бабушки с дедом.

– Он всё понял, сказал, показывая на небо: «Мама опять спряталась, выберу себе на небе звездочку, как будто она там», – едва сдерживая слезы, вспоминал пережитое пожилой мужчина, сидя в редакции.

Близкие подсказали ему обратиться в авиакомпанию «ЮВТ АЭРО», билетами которой 8 октября так и не воспользовались мама с сыном… Деньги на их покупку отец потратил небольшие, около 20 тысяч рублей, но и они нелишние. В питерском представительстве перевозчика мужчину обнадежили.

– Я принес туда свидетельство о смерти, девушка сказала, что никаких проблем нет. Нашла мой заказ и помогла оформить возврат, – рассказал Владимир Алексеевич.

Но последовавший на электронную почту ответ его разочаровал. В нем сообщалось, что билеты были невозвратные, а значит, деньги не полагаются. Владимир Алексеевич попытался выяснить, почему, предлагал выслать копию свидетельства о смерти, но в компании ссылались на «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденные приказом Минтранса РФ №82. Представитель перевозчика написала, что деньги возвращают, если уведомление о вынужденном отказе пришло до окончания регистрации. А раз этого не сделано – точка. 

ИСКЛЮЧЕНИЕ  – ПО  ДОБРОЙ ВОЛЕ

Узнав об абсурдной ситуации, «КС» взялся помочь безутешному отцу. Изучили специальные статьи ФАП, утвержденные Постановлением Правительства РФ  № 82 и Воздушного кодекса РФ. Проконсультировались у профильных специалистов, но они твердили то же самое: об отказе от полета нужно сообщать не позднее, чем за 40 минут до вылета. Правда, заметили, что перевозчик может сделать исключение – по доброй воле.

В том, что никто не отменил тот полет, виноватых нет. Обстоятельства, из-за которых пассажиры не полетели – непредсказуемая трагедия, вызывающая сострадание. А на другой чаше весов – прибыль авиакомпании…

«НЕ  МОЖЕМ  ВХОДИТЬ ВО  ВСЕ  СИТУАЦИИ…»

Запрос «КС» в пресс-службу авиакомпании был перенаправлен в коммерческую службу. И очень скоро пришел ответ за подписью Натальи Коноваловой, главного специалиста по организации регулярных рейсов коммерческой службы «ЮВТ АЭРО»:

«Жизненных случаев, описываемых пассажирами, огромное количество, и каждое второе связано со здоровьем, жизнью, и как следствие, с финансовыми трудностями. Вы сами понимаете, авиакомпания – это коммерческое предприятие, и мы не можем входить во все ситуации.  Чтобы как-то регламентировать взаимодействие обеих сторон, и были прописаны федеральные авиационные правила.

Конечно же, мы стараемся рассматривать каждый случай индивидуально, но в данном – в авиакомпанию не   направлено ни одного документа, служащего основанием для вынужденного возврата. Наследники или близкие родственники должны предоставить скан свидетельства о смерти пассажира и документы, подтверждающие родство».

Дальше говорилось, что бумаги еще не поздно выслать. Почему отцу не предложили сделать это раньше, так и осталось неизвестным. Мы не стали упускать новый шанс и во вторник передали сканы по «электронке». В четверг, 26 октября, в редакцию пришел ответ, который порадовал – решение принято в пользу Шиловых.

«Деньги за авиабилеты будут возвращены на карту оплаты», – проинформировала Наталья Коновалова, подчеркнув, что перевод происходит в течение 3–7 дней.  

…Владимир Шилов признался, что вначале хотел махнуть рукой на неиспользованные билеты. Нет так нет. Но знакомые поведали об этой истории журналистам «КС». И у нас получилось найти другой выход – через сочувствие, которое выше коммерческих интересов.


Комментарий

СТАТУС СМЕРТИ ПАССАЖИРА НЕ ПРОПИСАН

Оксана Широкова, начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по ЯНАО:

– В случае с салехардской семьей положительное решение и возврат денег могут быть лишь доброй волей перевозчика.

В федеральных авиационных правилах, в Воздушном кодексе и комментариях к ним, сказано, что о вынужденном возврате билетов пассажир должен уведомить не позднее окончания регистрации. Условие распространяется как на возвратные, так и невозвратные билеты. Единственное исключение – когда авиаперевозчик изменяет расписание или происходит значительная задержка рейса.

Обращу внимание еще на один момент. В пункте 2 Статьи 108 Воздушного кодекса РФ одним из условий возврата указывается  болезнь пассажира, а также болезнь и смерть его родственников. Исходя из правовой практики, мы считаем, что признание пассажира покойным попадает под действие этого пункта и позволяет родственникам вернуть деньги.

Думаю, что  федеральные правила и кодекс требуют корректировки в интересах потребителей. Жизнь показывает, что круг условий шире указанного в правовых документах. Никто не застрахован от внезапной смерти. И родственники в трагический момент вряд ли думают о том, чтобы успеть уведомить перевозчика о невозможности перелета до окончания регистрации.


Чтобы окончательно прояснить ситуацию с особенностями вынужденного возврата билетов, «КС» 24 октября обратился в пресс-службу Министерства транспорта РФ. На данный момент ответ еще не поступил.


0

0

0

0

0

0



Темы