Северяне теряют на зимниках машины | «Красный Север»
0°C

Общество

Северяне теряют на зимниках машины

«В начале января собрались ехать из Салехарда в Берёзово. Нам сообщили, что от Мужей до соседней Югры дороги нет вообще. Пришлось добираться по надымскому зимнику. Там мы столкнулись со следующими трудностями: на КПП пропускают только колоннами по определенному графику, на самой дороге нет никаких указателей, пришлось блуждать… От колонны лучше не отставать, кругом какие-то переезды, развилки, ну и переметено было в одном месте. Попытались вытащить одну застрявшую машину, не смогли, пришлось оставить».


Этот пост появился в соцсетях Салехарда в первые дни Нового 2018 года. Его автор прав: такой аномально теплой зимы на Ямале давно не было. Из-за капризов погоды в январские каникулы все введенные в эксплуатацию зимники оказались на грани полного закрытия. А сезонные дороги до Приобья, Надыма и Яр-Сале, напомним, еще и не открывались! Впрочем, это не помешало сотням ямальских автолюбителей пуститься в путь на свой страх и риск.

По словам Андрея Кашина, заместителя начальника салехардского поисково-спасательного отряда ГКУ «Ямалспас», с конца прошлого года северяне массово попадали в дорожные переделки. За декабрь его подчиненные вызволили из снежного плена не один десяток автовладельцев.

– Чаще всего мольбы о помощи поступают со строящейся зимней дороги Салехард – Надым, – поясняет наш собеседник. – Хорошо, когда у путников есть возможность позвонить, но на этом и других зимниках хватает «мертвых зон», где нет покрытия сотовой связи. А вот на сезонных трассах до Мужей и Яр-Сале связь устойчивая. Мы спасаем людей, а их технику в большинстве случаев приходится бросать…

Конечно, северяне осведомлены о ситуации на зимниках. О загородном столпотворении машин охотно рассказывают таксисты и вернувшиеся с сезонных трасс счастливчики. Однако желающих рискнуть здоровьем и личным автотранспортом не становится меньше. Напротив, беспечность становится мерилом удали молодецкой, и тянутся на переметенные трассы уже не только внедорожники, но и не приспособленные для экстрима «приоры», «десятки» …

Как напоминание о возможных последствиях, приведем пару историй, приключившихся в разное время на сезонных трассах автономии. В первом случае уже замерзающих полураздетых путников спас оленевод. Во втором – людям пришлось выживать в заглохшей машине… десять дней!

Читайте, мотайте на ус и не искушайте судьбу.   

ПО  МОРОЗУ В ТУФЛЯХ И ФУТБОЛКЕ

В феврале 2017 года оленевод-частник Евгений Тользин из Полуйской тундры, спешил по делам на снегоходе в Зелёный Яр.

– Километрах в сорока от поселка я наткнулся на брошенный трекол. От него в сторону населенного пункта тянулась цепочка человеческих следов. В тот день была сильная метель и мороз до минус сорока. Несмотря на то, что я был в малице, во время езды меня сильно продувало, – вспоминает Евгений Алексеевич, – Я подумал, что пассажиры трекола явно хуже меня одеты, и в такую погоду долго не протянут. Решил догнать их, помочь.

Через какое-то время оленевод (благо, пурга не успела замести следы) настиг двух мужчин. Один из них был одет в спортивное трико и куртку, под которой виднелась футболка. На ногах у несчастного были легкие туфли. Путник так сильно продрог, что уже лежал на снегу и не мог идти. Его напарник, был в зимнем костюме, но и он уже начал подмерзать. Евгений Тользин справедливо рассудил, что до Зелёного Яра полураздетый мужчина явно не дотянет, и повез бедолаг в ближайший чум, до которого было всего пять километров. Там их отогрели и накормили.

«КС» удалось отыскать одного из пострадавших.

– Катались по тундре, и пробили бак. Горючее вытекло, вот мы и встали, – вспоминает житель Салехарда – Александр. – Навигатор показывал, что ближайшее жилье – Зелёный Яр. Посовещавшись, мы бросили машину, и пошли туда пешком. Было очень холодно, чуть не замерзли. Огромное спасибо Евгению Алексеевичу, если бы не он, мы бы с вами сейчас не разговаривали…

– Только не надо называть меня героем, – просит Тользин. – На моем месте так поступил бы каждый. Помню, похожий случай был в ночь на 23 февраля 2009 года. Я возвращался в свой чум и заметил одиноко стоящую машину, а рядом мужчину и женщину, как оказалось, семейную пару из Сургута. Они не знали куда идти. Подобрал их и подвез до метеостанции Полуй.

КАК  ИЗ  ЯМАЛЬЦА СДЕЛАТЬ «НЕГРА»?

Следующая история и вовсе напоминает сказку. Хотя с той поры прошло почти 23 года, Александр Финтисов помнит все детали смертельно опасного приключения.

– Я тогда водителем «КамАЗа» работал. Дороги до Аксарки еще не было, и мы туда из Салехарда по замерзшей Оби добирались, – вспоминает наш собеседник. – В ночь на 25 декабря моя груженная продуктами и одеждой машина отправилась в очередной рейс. Ехали с Костиком, грузчиком-экспедитором, планировали обернуться за сутки. После Харсаима, где выгрузили часть новогодней снеди, поехали в сторону Аксарки. Через какое-то время «КамАЗ» заглох – топливный насос вышел из строя. В кузове лежали запасные детали, и мы с Костиком из двух старых насосов собрали один действующий. Начали запускать – аккумуляторы сели. Как назло, на трассе не было ни одной машины. Помощи просить не у кого, связи с миром – мобильников – тогда еще не было.

Машина встала практически посередине пути, между двумя населенными пунктами. Конечно, был вариант дойти пешком до одного из них, но салехардцы не рискнули. 

– Зима была морозная, дороги нет – мы ведь в ту пору на грузовиках путь себе пробивали, – вспоминает Александр Финтисов. –  Решили остаться на месте и ждать помощи.

Жили в кабине. Чтобы не замерзнуть – соорудили горелки. Пустые банки от тушенки заливали соляркой, а фитили мастерили из детских вещей, которые везли на продажу. Было тепло, но горелки сильно коптили, и к исходу десятидневного сидения мужчины почернели от копоти. А вот еды и выпивки было вдосталь – целая фура.

Первая машина показалась на горизонте лишь в ночь на 6 января. Водитель «Урала» был в шоке, он никак не мог понять, откуда на Севере африканцы? А они в свете фар бежали ему навстречу, махали руками и первым делом попросили хлеба!

Вскоре подтянулись еще грузовики, стали тянуть «КамАЗ», «реанимировали» замерзшие мосты. Движок завелся, и прокопченные путники своим ходом добрались до Аксарки.

Примечательно, что начальство нашего собеседника, пока он бедовал на морозе, и в ус не дуло. Все подумали, что ценный груз давно уже в Аксарке, а парни дома отмечают новогодние праздники. Им даже объявили выговор за то, что не вышли в первый рабочий день. Зато, когда всё прояснилось, автомобилистам выписали по огромной премии. А потраченные ими за десять дней продукты и испорченные вещи списали.


0

0

0

0

0

0



Темы