-9...-11°C

Цифровое ТВ
16+
  • Слова на кончиках пальцев

    17.05.2012 08:33:26

    Слова на кончиках пальцев

    Тех, кто теряет зрение, ждут  в библиотеке Лабытнанги  –  научат  всему!

    Прокол – стук. Прокол – стук. Руки движутся по бумаге с автоматизмом. Для множества людей эта металлическая решетка ничего не запрещает.  Она – окно в мир.

    Говорят, что когда класс слабовидящих пишет конспект, звук похож на треск печатных машинок. Мне кажется, он больше похож на неторопливый звук ручной швейной машинки. Может быть, потому, что звучит пока только один прибор.

     

    ПРИВЫЧКЕ НУЖНО  ВРЕМЯ

     

    – Я потерял зрение, когда мне было двенадцать лет, и я учился в самой обычной школе. Затем я перешел в школу в Ялуторовске, где и пришлось учиться азбуке Брайля, не каждому она легко дается, – вспоминает Игорь Варламов. – Трудность не только в том, чтобы уметь правильно написать слово, надо прочесть написанное, а это труднее. Одно дело писать грифелем, а другое – контролировать написанный другим человеком текст кончиками пальцев – это совершенно разные ощущения. Конечно, чувствительность постепенно нарабатывается. Поэтому взрослым эта система дается тяжелее, чем детям. Но и то мне, двенадцатилетнему, тогда понадобилось полтора года, чтобы привыкнуть.

     

    Оборудование для письма по Брайлю выглядит несложно: это грифель, похожий на небольшое шило, и прибор, или, как его еще называют, «доска» – решетка, в которую закладывается лист бумаги. Трудность в том, что человек пишет с обратной стороны листа, который нужно перевернуть, чтобы прочесть написанное. Простой лист из школьной тетрадки тут тоже не пригодится: нужна бумага определенной плотности, более тонкая легко порвется при проколах. Кроме того, формат бумаги для письма по Брайлю тоже нестандартен – он больше А4, но меньше, чем А3.

     

    Система есть для разных языков – английского, немецкого, русского, польского. После того как Игорь освоил систему сам, он начал делиться опытом с теми, кто только ее осваивает. Безусловно, есть методики для обучения, но, по сути, для каждого человека она индивидуальна. На освоение шрифта Брайля совершенно слепому человеку, конечно, понадобится больше времени, чем тому, у кого ослабленное зрение.

     

    – Всё объясняю буквально на пальцах, – улыбается мой собеседник.

     

    ЕКАТЕРИНА ИЗ  МОНОБЛОКА

     

    В этом году в Лабытнангской библиотеке семейного чтения ЦБС стартовал проект для тех, кто хочет выучить азбуку Брайля.

    Для слабовидящих и инвалидов по зрению библиотеки города и до этого предлагали широкий спектр услуг: информационно-библиотечное обслуживание на дому, клуб для слабовидящих «Возрождение», он работает с 2005 года. Есть специализированный фонд многопрофильной литературы с рельефно-точечным шрифтом,   «говорящие книги» на аудиокассетах, мультимедийные издания на CD–ROM дисках. Но если раньше сотрудники библиотек только давали в пользование тифлотехнику и специализированный фонд, то теперь появилась возможность обучать жителей. Штат библиотечной системы расширился: теперь здесь работают новый сотрудник Андрей Кондыгин и волонтер библиотеки Игорь Варламов.

     

    При помощи администрации города и коллег из Тюмени закупили оборудование. Помог и выигранный библиотекой грант.

    Кроме приборов для письма, в библиотеке появился моноблок с тактильным дисплеем и специальными программами. Одна из них – это JAWS-Job Access With Speech – «доступ к действиям с помощью речи» – программа для чтения с экрана компьютера, предназначенная для людей с ослабленным зрением. Ее разработала группа слепых и слабовидящих людей из США. Она озвучивает текст на экране, называет вслух команды меню, которые выбирает пользователь. Голоса можно выбирать разные. Один из них  приятный женский, имеет имя – Екатерина. С ней меня Андрей и Игорь знакомят на месте. Прилагается к программе и специальный контроллер с шрифтом Брайля.

     

    – Насколько я знаю, больше нигде на Ямале не учат этой азбуке. Это ноу-хау нашего города, мы можем гордиться. Кроме обычного текста, по этой системе можно записывать ноты. После школы я поступил в училище искусств и по этой же системе писал конспекты, как все, разницы никакой, – рассказывает Игорь Сергеевич.

     

    И  О  ЯМАЛЕ НАПИШУТ!

     

    Сейчас Игорь Варламов делится знаниями с Андреем и еще с одним учеником – Артём Кондин решил учиться для себя. Говорит, стало интересно.

    Пока учеников немного, приборов хватает. С расширением курсов будут появляться и новые доски. Планов множество – это и дополнительное оборудование, и проведение в будущем конкурсов быстрого письма и чтения.

     

    Как пояснила «КС» Надежда Писарская, заместитель директора по методико-инновационной работе, библиотеки начали сотрудничество со специалистами управления образования. Инициаторы проекта хотят выявить круг слабовидящих или начавших терять зрение детей, чтобы пригласить их на занятия в библиотеку семейного чтения, обучить шрифту Брайля и чтению книг.

     

    Благодаря активному участию директора МУК «Централизованная библиотечная система» Инны Любинецкой, в библиотеке родилась идея создания тактильной книги для детей о родном Ямале. В ней будут разные фигурки из ткани, бисера, меха.

    В мечтах у волонтера   Игоря – чтобы в идеале от каждой школы города на занятия ходил педагог.

     

    – В прошлом году была проблема: у одного одиннадцатиклассника в городе было очень плохое зрение, и учителя не могли ему помочь – ведь систему знают очень немногие, – сокрушается он. И признается: дело не только в распространении системы.

     

    – Главное, чтобы люди не сидели в одиночестве дома. Я сам очень жду учеников, мне скучно сидеть просто так. Приятно прийти на работу и быть полезным.

     

    ТАКИЕ  РАЗНЫЕ ТОЧКИ

     

    На самом первом занятии ученики заучивают расположение точек, их шесть, в каждой букве алфавита. Пользуются тренажером – доской с кнопками. Моей памяти хватает ровно на две: Г – это 4 точки, расположенные в верхней части ячейки квадратом, и Ц – две верхние.

     

    – Слепые люди поступают в вузы, учатся по этой же системе, требования в вузах одинаковы. И преподаватели также торопят, постоянно повторяя: «Вы уже не в школе, вы в училище, пишите быстрее, никто никого ждать не будет», – вспоминает Игорь. Поэтому здесь ждут даже дошколят: если у ребенка будет возможность освоить точечную грамоту до школы, ему будет проще в дальнейшем.

     

    Прощаясь с «КС», Игорь говорит напоследок:

     

    – Когда я был в реабилитационном центре в Бийске, видел людей, которые, приезжая туда, говорили: «Как жить дальше? Что делать?», а уезжали со словами: «О, так я вот это могу сделать и то, да я еще к вам приеду!»

    Советовать тем, кто оказался в такой же ситуации, как я, могу только одно: надо жить дальше, и жить полноценной жизнью.

     

    Анна Иванова

    17.05.2012

     

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...