ОБЩЕСТВОНа Ямале Росгвардия впервые участвовала в автопробеге «Вахта памяти. Сыны Великой Победы» ОБЩЕСТВОПочти 100 косарей! Самый большой профит ждет новоуренгойцев на уфимском направлении НОВОСТИБратья-бродяги из Надыма вышли из больницы и снова оказались в подвале ВЛАСТЬЕдинороссы начали борьбу за кресло в ямальском парламенте НОВОСТИУренгойцев будут возить на воздушных подушках через Пур бесплатно ОФИЦИАЛЬНОПОЛОЖЕНИЕ о проведении Всероссийского конкурса «МедиаТЭК» на территории Ямало-Ненецкого автономного округа ЭКОНОМИКАВ Ноябрьске для «Парк-кафе» найдут эксперта НОВОСТИНа Ямале будут бороться не с бездомными животными, а с их бездомностью ПРОИСШЕСТВИЯВ Ноябрьске полицейские устроили экскурсию по СИЗО для трудных подростков НОВОСТИ«Русский буйвол» вошел в спортивную элиту Ямала НОВОСТИНа Ямале два зимника прекращают работу до следующего сезона НОВОСТИДмитрий Артюхов отреагировал на жалобы ямальцев на весеннюю распутицу ПРОИСШЕСТВИЯНапал, отобрал и сдался. Лабытнангца признали виновным в разбойном нападении на подростка ПРОИСШЕСТВИЯЖительница Тюмени обвиняет двух геев из Салехарда в совращении сына-школьника ОБЩЕСТВОНавигация – 2019: округ продолжит субсидирование межрегиональных перевозок ПРОИСШЕСТВИЯВ Ноябрьске виновный в гибели молодой подруги пытается оспорить решение суда ЭКОНОМИКАЖурналист «Красного Севера» увидел, как разведывают газ на Тамбее НОВОСТИВ оленеводческих бригадах СПК «Тазовский» родился первый в этом году олененок НОВОСТИ«Пойми меня полностью»: «Красный Север» занялся переводами «китайской грамоты» НОВОСТИУлететь в отпуск – и не разориться. Губернатор сэкономил салехардцам пятизначные суммы ПРОИСШЕСТВИЯНа Ямале задержали насильника-форточника КУЛЬТУРАТворческую карьеру ямальцам предлагают выстроить «Руками женщины» НОВОСТИВ Ноябрьске разыскивают фургон, нелегально сгрузивший мусор на контейнерную площадку ОБЩЕСТВО «Сразу решила – заберу!» Как начальник поезда вернулась за сиротой из Ноябрьска, которую увидела случайно КУЛЬТУРАМамонтенок Люба желает познакомиться: у музейного экспоната – своя страничка в ВК

-7...-9°C

Цифровое ТВ
16+
  • Туристы потревожили покой Страны Мёртвых

    23.04.2016 10:34:00

    Туристы потревожили покой Страны Мёртвых
    Новоуренгоец, преодолев по арктическому бездорожью 8 тысяч километров, претендует на рекорд России.

    Самая северная материковая точка Евразии – мыс Челюскин – давно манил бывалого автопутешественника Александра Еликова.

    Эту безлюдную часть полуострова Таймыр новоуренгоец мечтал пересечь на внедорожнике «от края до края моря Лаптевых». По словам Александра, подготовка к этой экспедиции растянулась на… двадцать лет.

    – Нельзя просто так взять и поехать в столь дальнее экстремальное путешествие, – делится мыслями мужчина, – накапливая опыт, я по частям исколесил большую часть Арктического региона. Готовился упорно, тщательно прорабатывая нюансы затруднительных ситуаций. Я отдавал себе отчет, что впереди меня ждет не только бездорожье, но и психологические испытания.

    Не менее серьезно наш собеседник подошел и к выбору компаньона – пассажира, сопровождающего его в поездке для подстраховки. Им стал Андрей Меньшиков. 

    – Обычно я беру кого-то из знакомых или друзей, которые уже в очередь выстроились. И необязательно владеть рулем – главное, чтобы кто-то был рядом, делал бутерброды и держал меня в тонусе, обладал выдержкой и спокойствием, – объясняет он. – Вот представьте – вокруг  снежная пустыня, заносы, пурга и нас только двое в машине. «Крутой» лед, под которым около 1000 метров глубины, и мы тихо продолжаем движение.  В любой момент нас может просто «оторвать» и вынести в открытое море…

    ВОДА ШЛА ПО ПЯТАМ

    Александр рассказывает, что дорога, если ее так можно назвать, в этот раз оказалась очень опасной. Из-за раннего потепления колеса «Мицубиси» частенько проваливались в мокрый снег, а бескрайние ледяные просторы местами щерились торосами.

    – Эти нагромождения льдин на нас сильно «давили», – вспоминает собеседник. – Бывало даже, что оставленный нами след на глазах покрывался мелкими трещинами, из которых сочилась вода. Последние 20 километров пути мы ехали берегом по льду. 

    Уже на рассвете, оглянувшись назад, путешественники увидели черную полосу, обозначавшую только одно – открытую воду. Пройденные новоуренгойцами льды ломало море…

    Времени на раздумья не оставалось, только стремительное движение вперед и могло спасти жизнь путешественникам.

    – Главное – суметь вовремя сориентироваться, чтобы выжить в условиях бездорожья, холода и постоянного риска, – уверен водитель-экстремал. – Северная часть Таймыра – самое малозаселенное место в Арктике, люди никогда не стремились его обжить, и даже аборигены страшились этой безмолвной территории. А мы решились покорить горную гряду Бырранга. Коренной народ этих мест – нганасаны, по словам Александра, считают, что за самыми северными в мире вершинами ничего нет, там  «заканчивается земля».

    – Нганасаны уверяют, что души всех умерших попадают в горы, где находится Страна Мертвых. По народным легендам в горах Бырранга устраивают сборища шаманы и злые духи, – продолжает рассказ путешественник. – Да и трудно не поверить в это, когда становишься свидетелем бешеных снежных штормов, внезапно налетевших неизвестно откуда.  

    В КРАЮ ВОЛКОВ  И РОСОМАХ

    Эти горы пересечь трудно, практически нереально. Они сплошь расчерчены каньонами, а более-менее пригодные для продвижения участки кончаются резкими обрывами. Кстати, в Бырранга обитают полярный волк и росомаха. Этих хищников там в избытке. Где-то неподалеку от путешественников прогуливался и суровый хозяин Арктики – белый медведь, только следы его и видели.

    – А вот волк подходил совсем близко и, по-моему, даже не понимал, кто мы и что здесь делаем, – улыбается Александр, – они там непуганые и поэтому не боятся человека, агрессии не проявляют, только полное равнодушие. Нганасаны рассказывали, что на охоте добывали полярного волка весом до 120 килограммов.

    Довелось видеть новоуренгойцам и большие стада диких оленей и могучих овцебыков. Последних завезли из Канады лет 40 назад, и они замечательно прижились на холодной земле мыса Челюскин.

    – А вот птиц мы не видели вообще, – говорит Еликов, – да и чем им там питаться, если, кроме мха и лишайника, ничего не растет? И даже мелкая полевка – кормовая база для хищных сов – не водится.

    На протяжении восьми тысяч километров встречались автоэкстремалам разные поселения, где еще сохранились атрибуты советской эпохи. В самой труднодоступной зоне арктической широты, где июльский воздух прогревается до минус трех градусов, расположена метеостанция.

    – Да и там, на большом безлюдном пространстве, живут семь человек, – говорит Александр. – Только они и всё, больше никого. Во время навигации, один раз в году, им ледоколом доставляют всё необходимое для жизни. Метеостанция – их дом, работа и жизнь до отпуска.

    КАША «НА КОЛЕСАХ»  С БУДИЛЬНИКОМ

    Питание в пути – отдельная тема для разговора. Коробки с тушенкой ушли в прошлое, в основной массе провизия путешественников состояла из замороженной мелко нарезанной кубиками говядины, суповых наборов и каши в пакетиках. Хлебом в дороге обеспечили хлебосольные нганасаны и сотрудники метеостанций.

    – Мы кашеварили на ходу, без остановок, – делится опытом приготовления еды «на колесах» Александр. – Кипяток был всегда в термопоте, а супы, каши и мясо варились в мультиварке. Всё это нехитрое оборудование работало от электрического преобразователя практически круглосуточно. Кстати, помимо прочего, мультиварка служила еще и будильником, сигнализировала о готовности пищи. Очень удобная вещь оказалась. А кофеварка обеспечивала утренним кофе. Сегодня, когда в жизнь прочно вошли разнообразные гаджеты, можно в дороге и хлеб печь…

    Едва починив машину, Александр уже мечтает о новом дорожном приключении.

    – Смотрю и радуюсь, как хорошо ямальские власти организовали субботники на острове Белом, – говорит Еликов. – Хотелось бы и остров Вилькицкого убрать, привести в порядок. Надеюсь когда-нибудь добраться туда, чтобы привлечь внимание экологов к этому удивительному месту.

    К будущему вояжу машину Александра будут готовить специалисты общества «Газпром добыча Уренгой».

    – Я благодарен всем, кто участвует в моих пробегах, пусть и заочно, – подытоживает мужчина, – руководство всегда идет навстречу, отпуская в поездки. Именно с их легкой руки мне и было предложено установить рекорд по самым северным широтам острова Таймыр.

    Кстати, предприятие подало заявку в Книгу рекордов России, где вскоре появится имя нашего земляка Александра Еликова, преодолевшего по снежно-ледовому бездорожью восемь тысяч километров.


    Автор

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...