ПРОИСШЕСТВИЯСамолет вернулся в новоуренгойский аэропорт из-за неполадки ОБЩЕСТВОСалехардка лидирует в конкурсе финно-угорских красавиц ОБЩЕСТВО«Убитую» дорогу в Лабытнанги реконструируют с помощью современного асфальта ОБРАЗОВАНИЕПервый «Последний звонок» прозвучал в воскресных школах Ямала ОБЩЕСТВОСалехардцы сегодня встречают «Первую волну» ОБЩЕСТВОУточнение по материалу «В Ноябрьске мама, обвинившая хирурга в гибели дочери, получила встречный иск» ОБРАЗОВАНИЕ«Есть ощущение, что детство закончилось!» Ямальские выпускники прощаются со школой ЖИЛЬЁВ ямальской глубинке построили для медиков современное жилье НОВОСТИ«Приходите без шпаргалок»: на Ямале готовятся к школьным экзаменам ОБЩЕСТВОВ Казым-Мысе вновь появился горячий хлеб ЭКОНОМИКАСевморпуть разогревается буквально ПРОИСШЕСТВИЯВ Ноябрьске эвакуировали больницу АГРОПРОМНа Ямале прогнозируют замор рыбы ВЛАСТЬИзбирком ЯНАО проверил доходы партий: лидирует «Единая Россия» НОВОСТИГолова ледохода на Оби находится в 40 километрах от Салехарда ПРОИСШЕСТВИЯВ Салехарде обвиняемый со сложной биографией вновь сбежал ОБЩЕСТВОВ таежной Тольке Красноселькупского района открылся МФЦ НОВОСТИМусорный скандал на Ямале закончился миром ПРОИСШЕСТВИЯВ Лабытнанги пьяный автомобилист едва не угробился НОВОСТИОт салехардцев ждут подсказок по «убитым дорогам» на окраинах города ОБЩЕСТВОЯмальские потрошители посылок на фронт чудом спаслись от расстрела СПОРТВ Тольке построят новую лыжную базу со спортзалом ОБЩЕСТВОЛед еще не тронулся, а таркосалинцы уже купаются: видеокадры ЗДОРОВЬЕУ таркосалинских стоматологов появилось новое оборудование для четких снимков НОВОСТИБолее 30 тысяч ямальских детей отдохнут в летних лагерях

  • У Ямала особые связи с историей политических репрессий

    26.07.2014 01:00:07

    У Ямала особые связи с историей политических репрессий

    Впервые межведомственная рабочая группа по подготовке предложений, направленных на реализацию программы увековечения памяти жертв политических репрессий, заседала вне главного города России.

    Незадолго до этого советник Президента РФ по правам человека Михаил Федотов и губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин посетили место будущего Мемориала памяти жертв политических репрессий: «ГУЛАГ – 501». Исторический комплекс планируется возвести возле постамента с паровозом, находящегося на южной окраине Салехарда и символизирующего собой 501-ю стройку.

    По словам губернатора, в ближайшее время регион приступит к реализации проекта. Эту информацию озвучили и перед участниками заседания.

     

    ВМЕСТО МОСКВЫ – САЛЕХАРД

    Помимо советника президента из столицы страны в столицу Ямала приехали с десяток высокопоставленных лиц, входящих в рабочую группу, созданную по инициативе главы государства. В их числе заместители министра юстиции РФ Алу Алханов, министра экономразвития Сергей Беляков и министра финансов Айрат Фаррахов.

    – Обычно мы заседаем в Москве, но сегодня выбрали Салехард, – пояснил Михаил Федотов. – Поскольку у Ямала есть свои, особые связи с историей политических репрессий в России. Нам важно сохранить память о тех трагических событиях, в том числе и для того, чтобы предотвратить всякие попытки фальсификации нашей истории. Наши дети и внуки должны знать историю своей страны во всей ее правде. Дабы не повторять ошибок прошлого…

    Как считает докладчик, речь не идет о том, чтобы сносить памятники или переименовывать улицы и «кого-либо проклинать». Наоборот, необходимо ставить памятники, открывать музеи, создавать мемориалы. И в этом нет никакого противопоставления…

    В свою очередь, губернатор ЯНАО подчеркнул, что особое место в исторической памяти ямальцев занимает строительство железной дороги «Чум – Салехард – Игарка». Многие потомки строителей знаменитых 501-ой и 503-ей строек трансакртической магистрали связали свою судьбу с Крайним Севером.

    – Для всех нас и особенно молодого поколения сохранение памяти о том периоде – не просто дань уважения, это необходимость понять настоящее и возможность определить ориентиры на будущее, – отметил Дмитрий Кобылкин. – Уверен, большую роль в этом сыграет целевая программа, которую разрабатывает межведомственная рабочая группа. А ее результаты станут полезными государству и всему обществу.

     

    ЧТОБЫ ПОМНИЛИ…

    Наиболее оживленную дискуссию вызвало обсуждение проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий». Как отметил Михаил Федотов, этот проект готовила рабочая группа совместно с комиссией по реабилитации жертв политических репрессий при Президенте России.

    Ее члены предложили упорядочить название закона. Это важно с юридической точки зрения, чтобы он звучал как «О реабилитации и увековечении памяти жертв политических репрессий».

    – Сегодня процесс реабилитации из-за естественных причин находится на излете, – добавил советник Владимира Путина. – И главным становится сбережение памяти о жертвах. Определяются также формы того, как увековечить эту память. Нужно выявлять и благоустраивать места массовых захоронений, устанавливать надгробия, искать архивные документы, создавать Книги Памяти и мемориальные музеи, публиковать материалы в СМИ и так далее.

    Председатель правления международной общественной организации «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал» Арсений Рогинский сообщил еще об одной поправке. По его словам, часто в процессе реабилитации отсутствуют дела на бывших политзаключенных.

    – Куда-то они делись, а точнее уничтожены, – многозначительно поведал докладчик. – После возникают неодолимые препятствия для восстановления доброго имени человека. Мол, «дела» нет и разговора о нем тоже нет. А как быть? Поэтому мы предлагаем проверять не только дела, но и все иные установленные материалы и документы, содержащие сведения о фактах появления лиц, подлежащих реабилитации.

    В ходе обсуждения высказывались различные мнения. Но все поправки участники встречи поддержали единогласно. А Михаил Федотов пообещал передать законопроект на рассмотрение главе государства. В случае одобрения Владимир Путин отправит документ на рассмотрение в Государственную Думу.

     

    ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

    Сохранять память нужно и без подсказки сверху…

    Уже после заседания Дмитрий Кобылкин, выступая перед журналистами, сообщил, что глава любого субъекта или муниципального образования должен заниматься увековечением памяти жертв политических репрессий.

    По мнению Дмитрия Кобылкина, для этого не нужно дожидаться какого-то «глобального решения» правительства или указа президента.

    – Это очень важная работа, связанная с историей страны и попытками ее искажения, – сказал он. – Мы должны донести нашим детям всё именно так, как оно есть. То, что произошло в период правления Хрущёва, когда сносились памятники (Сталину), переименовывались улицы и города, это было в те годы, а сегодня всё совершенно по-другому. Мы строим демократическое, правовое общество. Безусловно, говорить о том, что у Сталина нет каких-либо заслуг, это тоже неправильно. Много сделано хорошего и много сделано плохого…

    Дмитрий Николаевич также отметил, что родственники репрессированных людей живы и для них реабилитация – фактор справедливости, которая должна быть. Поскольку за каждым несправедливым осуждением – судьба человека.

    – Сейчас при строительстве автомобильной дороги встречается много останков заключенных. Эти люди попадали сюда не по своей воле. И большинство из них впоследствии реабилитировали, – заключил руководитель региона.

     

    КОММЕНТАРИЙ

    Участок лагерной жизни.

    Вадим Гриценко, разработчик концепции создания историко-мемориального комплекса «ГУЛАГ – 501», историк, краевед:

    – Мы специально подбирали место под строительство недалеко от края городских строений, там, где реально проходила железнодорожная линия «Салехард – Надым». Сам памятник должен представлять собой воссоздание типичного лагерного комплекса 501-ой и 503-ей строек со всей внутренней лагерной инфраструктурой. Также на его территории планируется открыть музей, посвященный  этой теме.

    Если получится, то собираемся восстановить 2-километровый участок железной дороги и пустить реконструированный паровоз той поры и 3 вагона для перевозки туристов.

    Конечно, работы в полном объеме обойдутся недешево. Но можно создать сокращенный вариант комплекса, скажем, без железной дороги.

    Самое главное – мы делаем упор на размещение в комплексе настоящих лагерных объектов стройки, отреставрированных, а не построенных заново. Таких вещей, к которым прикасались руки заключенных, среди которых протекала их жизнь…

     

    Владимир ГАНЧЕРКО

    utrennii@mail.ru

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...