В ямальской тундре затихает звук шаманского бубна | «Красный Север»
0°C

Общество

В ямальской тундре затихает звук шаманского бубна

Предвидеть может не каждый. Лучше всего эти традиции сохранились на Крайнем Севере. Шаман владеет даром предвидения. Он может то, что недоступно обыкновенному человеку. При проведении обряда входит в транс, общается с богами, святыми духами и душами. Ненцы пронесли свой древний дар через тысячелетия. 


Иллюстрация: НЯРЪЯНА НГЭРМ
Иллюстрация: НЯРЪЯНА НГЭРМ

На Ямале много точек, куда давно не ходили и не приносили жертву. Местные жители предупреждают, что не стоит произносить вслух названия плохих мест. Фото: Нярьяна Нгэрм

Считается, что на Ямале шаманы самые сильные потому, что ненцы пришли на Север раньше других народов. Они соседствовали только с древним народом сихиртя. Тогда два народа любые вопросы решали под звучание бубна.

В первую очередь во время камлания общаются с местными духами. Дед Окотэтто, живущий в Сюнай-Сале, – один из самых сильных шаманов современности, но про собственный дар предпочитает молчать. Только избранные могут с ним пообщаться на сакральную тему.

Фото: НЯРЪЯНА НГЭРМ
Фото: НЯРЪЯНА НГЭРМ

Дед Окотэтто уверен, что шаман должен знать психологию, в том числе и возрастную, законы природы, внутреннее состояние человека. Фото: НЯРЪЯНА НГЭРМ

Он может вылечить больного, достойного исцеления, если позволят более сильные боги, высший разум, взвесив хорошие и плохие дела человека.

Шаманом может стать не каждый. Уже с младенчества предрекают малышу дар предвидения, а деды наставляют во всех его делах. Учат прислушиваться к природе, руководствоваться обычаями предков, почитать родителей.

Жители Крайнего Севера никогда не забывают о своих богах и обычаях. С приходом нового времени собрались тундровики, вблизи со святым местом поставили чумы.

На таинственный ритуал приехали представители семи земель, оленеводы, рыбаки, главы общественных организаций, депутаты. Всех объединил древний обычай, где нет между людьми разницы в их деятельности, нет социального статуса. Все равны перед богами.

Кочевые жители обратились к великому потомственному шаману, деду Окотэтто. Собрались почтить память далеких потомков, уважить великих богов, кочевников Севера ради процветания людей. Спросить, как уберечь оленей от болезни, сибирской язвы. Узнать секрет удачливого рыбака, охотника. Заглянуть в будущее. Увидеть, как выжить в современных условиях. И даже как обратить на себя внимание Президента России.

В честь Нума принесли жертву

Один из представителей рода Белооленных привез семь самых упитанных быков. А рыбак принес редкую рыбину на поклон к святым. Священным дымом освятили присутствующих.

С первыми лучами солнца в честь Нума принесли жертву.

К вечеру «посланник богов» присел в чуме. Изучая бубен, дал понять присутствующим, что пора обратиться к высшему разуму. Приятным горловым пением начал прояснять происходящее. Он попросил сокола Ханавэя помочь ему в нелегком деле. Священная птица тундры всегда вьет гнезда на возвышенности. Ближе к небу, а значит, к Нуму.

Ханавэй согласился, так как он знает, что люди иногда его просят о помощи. Никто лучше него не выполнит миссию. Он поднялся высоко, преодолевая пространственное измерение, и очутился на самой северной точке Ямала, где заканчивается земля. Дальше только льдины Итя Aабтеня – Северного Ледовитого океана. Льдины, похожие на огромные корабли или небоскребы мегаполиса.

Правитель Ямала – Сэр Ирико – остановил свою упряжку из трех белых медведей, чтобы услышать людей. Вестник людей сказал ему:

– Твои дети – люди – хотят тебя услышать. Приедешь к святому огню? Они приготовили тебе хан – жертвоприношение.

Сокол и бог Ямала по приглашению очутились в чуме, передавая слова Ханавэю, а тот шаману. Шаман рассказал людям:

– Люди Севера должны помнить свои обычаи, по нашим правилам приносить жертву богам. От их внимания мы становимся только сильнее. Помогаем им, защищая их от бед. Забытые боги умирают. Время и ветер уносят их в небытие, и они никогда больше не возрождаются. У духовных людей сильные боги, а от них и они сильнее.

Если невозможно приехать на святое место, то можно сделать обряд возле священной нарты. Это лучше, чем ничего. В будущем ожидается хорошее время для северян. Смута исчезнет навсегда. Не забывайте своих богов, в этом ваша сила.

Теплых вам зим!

Также обратились к Пэ мал Хада – хозяйке Уральских гор, матери всех святых. Она ответила:

– Я бы с удовольствием всех навестила, только у меня болят ноги. На подоле расположили автомобильную дорогу. Днем и ночью по моим ногам ездят железные машины. От них нет покоя. Ради процветания кочевого народа мне надо перекаслать на тихое место. Я всегда присматриваю за вами. Теплых вам зим, хороших пастбищ. Берегите друг друга.

Потом обратились к Поaгармедэ Хада – наставнице оленеводов. Она сказала:

– Меня забывают. Из-за этого моя одежда давно износилась. В жертву можно принести белого олененка. Не забывайте про святую нарту и о хранительницах чума, жилища. Тогда у каждого оленевода стадо возрастет. Люди будут здоровы. Дети будут рождаться.

Спросили хозяина воды, Ид Ерв:

– Почему так много забираешь своих детей из жизни?

– В честь меня перестали приносить жертву. С приходом весны на берегу можно сварить уху или водоплавающую птицу. Все сделать по обряду. Относиться к живой природе естественно. С возрождением обычаев все будет хорошо.

Мынико – смысл остановился у хозяина подземного царства Aа Вэсако. Он остановил свой транспорт возле чума. Привязал трех передовых мамонтов к костяной нарте. Позади переполненный грузом аргиш уходил за горизонт. Нарты так нагружены, что некоторый груз сваливается на землю. Он волшебным черным арканом, сплетенным из душ мертвых, ловит падающих. И одним взглядом привязывает огненной веревкой груз. Его спросили:

– Почему так много у тебя груза?

– Это моя свежая добыча. Молодые люди спиваются от огненной воды. Забывают даже свои семьи, ремесло забывают, свои обычаи. Не ценят жизнь. Поэтому забираю всех желающих пачками.

Почему гибнут олени?

Для предотвращения беды во время месяца большой темноты можно зажечь священный огонь. Сварить мясо или дичь. Должно немного настояться. Так как нужен дух, запах еды. Лучше стоит помнить обычаи. И не гневить богов. Надо вспоминать, чтить далеких предков. Потому что благодаря чистым поступкам, молитвам живых родственников уже ушедшие становятся сильными духами. А позже, по возрастанию – богами. Для живых – ангелами-хранителями.

Присутствующие на ритуале спросили у хозяйки Земли, Я миня Хада:

– Почему гибнет много оленей?

– Необходимо придерживаться древних обычаев – это советы ваших предков, попавшие через времена к вам! Страшные болезни их храню за семью слоями, замками Земли. Для процветания людей им надо бережней относиться к Земле. Не стоит загрязнять планету, потому что у нас другой нет.

Так шаман переговорил с семью детьми Великого Нума, где каждый отвечает за свое дело. Во время ритуала узнали, что один такой сеанс забирает очень много сил у шамана. И что каждый человек умеет устанавливать связь с другим миром.


Василий Пырирко


0

0

0

0

0

0



Темы