ЖИЛКОМХОЗВ Салехарде открыли многофункциональную площадку НОВОСТИВ Салехарде капитально отремонтировали четыре километра дорог ОБЩЕСТВОТундровики обсуждают, какие меры поддержки нужны ОБЩЕСТВОШвейцарские студенты «читают» деревья на 501-й стройке ПРОИСШЕСТВИЯВ Салехарде спасли мужчину с карниза многоэтажки ЭКОНОМИКАБуровики учились избегать айсбергов ОБЩЕСТВОВыключатели заменить, раритеты раздать. 95-летний ямалец оценил подаренный капремонт ОБРАЗОВАНИЕ«Школьные» вертолеты летят за учениками в тундру ОБЩЕСТВОБоди-арт, флешмобы и живая музыка: как на Ямале отметили День российского флага ВЛАСТЬНа Ямале провели тренировочные выборы НОВОСТИДмитрий Артюхов подвёл итоги большого автопробега по восточной части Ямала КУЛЬТУРАПолмиллиона на искусство. Творческие коллективы ЯНАО наградили грантами КУЛЬТУРАЯмальцы в Крыму попали на съёмки… Одессы ОБЩЕСТВОВетеран ВОВ из Лабытнанги не дождалась весточки от президента ЗДОРОВЬЕВ Роспотребнадзоре рассказали об эффективности вакцинации от гриппа на Ямале ЖИЛКОМХОЗДайджест Арктики: северные регионы готовятся к плановому потеплению НОВОСТИУчеба в декрете. Рассказываем, что такое «штраф на материнство» и как его избежать НОВОСТИСалехардцев из «поплывшей» двухэтажки временно расселят ОБЩЕСТВОФотоконкурс «Живем на Севере»: со всех ног – за счастьем! ОБЩЕСТВОДепутаты Тюменской областной Думы в Сургуте выбрали маршруты для межрегионального детского туризма ОБЩЕСТВОГлавные события форума «Мед» будут транслировать в интернете ЗДОРОВЬЕВсе условия. Ямальцев ждут на диспансеризацию по вечерам и выходные ПРОИСШЕСТВИЯВ Новом Уренгое отправили за решетку группу наркоторговцев ПРОИСШЕСТВИЯВ Ноябрьске двое детей укололись найденными на улице шприцами ЭКОНОМИКААналитики выяснили, сколько ямальцев терпеть не могут свою работу

  • Виктор Молозин: «Клал бы рельсы? и дальше, да Земля закончилась…»

    08.10.2016 10:39:00

    Виктор Молозин: «Клал бы рельсы? и дальше, да Земля закончилась…» КРАСНЫЙ СЕВЕР

    Газовую столицу региона навестил Виктор Молозин – почетный гражданин ЯНАО, легендарный бригадир монтеров пути. В этот раз Виктор Васильевич ничего не строил – просто соскучился в Тюмени и решил вспомнить молодость, проведенную на Севере, пообщаться с земляками.

    На его пиджаке целый ряд наград: Звезда Героя Соцтруда, ордена Ленина, Трудового Красного Знамени и Дружбы народов, медаль «Почетный гражданин Ямала» и «Почетный транспортный строитель». Все они – за многолетний труд по освоению территории округа. В новоуренгойском районе Коротчаево одна из улиц названа его именем.   

    Первым делом знаменитый путеец с интересом осмотрел новый железнодорожный вокзал и местную достопримечательность – памятник локомотиву, который много лет назад привез стройматериалы для возведения будущей газовой столицы. Виктор Васильевич искренне порадовался: «Город развивается, строится много жилья… Это значит, наш тяжелый труд по прокладке железной дороги был ненапрасным». Один из первопроходцев Севера, он вспоминает, как 40 лет назад с коллегами жили в палатках, а то и в землянках, вагончики на четверых были радостью, а уж «бамовские» двухэтажки и вовсе считались счастьем. Сегодня те деревянные «хоромы» признаны ветхими и аварийными, людей переселяют в крепкие кирпичные дома, и это вселяет оптимизм – жизнь продолжается!      

    – После того, как я проложил дорогу от Тюмени до Ямбурга, начал возводить наливные сооружения, химкомплекс, – вспоминает наш собеседник. – Думал, уж теперь-то всё есть – но, оказывается, до сих пор строят, не останавливаются. Я очень доволен!

    ВСЯ  ЖИЗНЬ  В  ПУТИ

    В далекой молодости Виктор Молозин с юной супругой Татьяной уехал из родной деревни в Алтайском крае на комсомольско-молодежную стройку. Рабочие прокладывали железнодорожные пути в Казахстане и в Красноярском крае, а в конце 60-х годов их «Тюменьстройпуть» во главе с Дмитрием Коротчаевым перебросили в Тюменскую область. На севере региона нашли нефть и газ, нужно было срочно организовать постоянную доставку на месторождения оборудования для добычи полезных ископаемых. Самый дешевый способ круглогодичной перевозки грузов – железнодорожным транспортом. Следовательно, потребовалось обустроить трассу от Тюмени до Тобольска и Сургута, а затем – до Нижневартовска, Уренгоя и дальше, до самого Ямбурга. По приблизительным подсчетам, бригадир строительно-монтажного поезда 522 Виктор Молозин проложил за трудовую карьеру более 1600 километров стальных магистралей. 

    – Наша бригада, выйдя из Тюмени, первым делом валила лес: чтобы построить дорогу, надо же сначала прорубить просеку шириной метров в сто, – говорит Виктор Молозин. – Следом шла мехколонна, которая корчевала из земли всё лишнее и готовила насыпь. После них рабочие строили мосты. И затем на готовом участке мы начинали укладку путей – нам подавали 25-метровые звенья рельсов, мы их монтировали вне зависимости от погоды. Газ и нефть стране нужны были срочно, поэтому путейцев постоянно подгоняли.  

    – Когда укладывали железную дорогу, свои «дома» всюду возили за собой, – продолжает Виктор Молозин. – На платформы поставили ряд жилых вагончиков на четверых работников каждый, еще в одном обустроили кухню, отдельно – баню и «красный уголок». Вагончики эти обогревались печурками, и счастье было, когда позже туда провели электричество. Питались, помимо тушенки, сухой картошкой, сушеным луком. Километров 20 уложим и строим новый тупик для своего жилья. От разъезда до разъезда так и продвигались: впереди была заснеженная тундра, позади оставались рельсы. Так я и прожил 35 северных лет в вагончике на платформе.

    Жена с сыном Володей оставались на базе, вначале под Тобольском, потом в Коротчаево. Члены семьи временами подолгу не виделись, но супруга на судьбу не жаловалась. Скоро будет 60 лет их совместной жизни. 

    И  ГДЕ  ТОЛЬКО  БРАЛИ  ЭНЕРГИЮ...

    Коллектив у бригадира Молозина был сплоченный – многие проработали вместе всю жизнь: трудоустроились сразу после армии, а уволились прямиком на пенсию. Молодежь, которая ехала по комсомольским путевкам, была боевитой: на вопрос, зачем приехали на стройку, парни отвечали по-богатырски: «Силу свою узнать!» И энергии у них хватало даже на то, чтобы после 12-часового рабочего дня играть в футбол и волейбол. Сложно сказать, что им придавало сил – то ли романтика необжитых просторов, то ли уверенность в необходимости железной дороги, а значит, востребованности их труда. Вопросы о заработке стали задавать только в более позднее время, после перестройки… А тогда о деньгах особо и не думали, хотя зарплата всегда была хорошей: 600–800 рублей в месяц.

    Примечательно, что на столь тяжелой работе в какой-то период оказалось много девушек. Они занимались балластировкой пути, закручивали болты. Потом женский труд ограничили.   

    «ЧТО  Я  ТЕПЕРЬ  БУДУ ДЕЛАТЬ?»

    В декабре 1980 года, говорит Виктор Владимирович, он с бригадой пришел в поселок Коротчаево и встал: газовики не хотели впускать железнодорожников в Новый Уренгой. Чтобы железная дорога не пересекала жилую зону, они предлагали провести трассу с «Фарафонтьевской» на аэропорт, обойти населенный пункт и идти на Ямбург. «На месте нынешней автобазы я стоял два месяца, пока наш начальник поезда переписывался с Москвой, – признаётся Виктор Молозин. – Получилось ведь как: город проектировал один институт, а дорогу – другой, а согласования между ними не было. Но москвичи посчитали – раз посреди столицы страны располагается «Сортировочная» станция, то что такого, если какой-то там Новый Уренгой будет пересечен рельсами да шпалами. И велели делать по проекту. Так и протянулась «железка» через центр газовой столицы». 

    Когда дошли до конца, до Ямбурга, последние ползвена пришлось класть прямо в воду Обской губы, а потом обрезать, – вспоминает Виктор Молозин. – Рельс 25 метров, а насыпи осталось только 12 метров. Земля закончилась! Думаю – что же я теперь буду делать?! Но потом сказали строить наливные сооружения, и еще 10 лет я жил на Ямбурге, сделал восемь путей для развития станции. Изначально хотели возводить там базовый город, но врачи признали, что детям в этой местности жить нельзя, и выстроили вахтовый поселок».

    ПОКОЙ  НАМ  ТОЛЬКО  СНИТСЯ!

    Больше десяти лет назад Виктор Молозин вышел на пенсию, живет на даче под Тюменью, растит правнуков. Но неспокойная натура и там не дает покоя: Виктор Васильевич активно участвует в жизни ямальского землячества, рассказывает школьникам об освоении округа, призывает не верить россказням о том, что Север отнимает у людей здоровье: «Если будешь работать на морозе, будешь еще сильнее тех, кто живет на юге!» 

    – Лежу теперь в тепле и вспоминаю, как метели завывали, паровозы рядом гудели, вагоны раскачивались – и всё равно было хорошо, – подытоживая сказанное, мечтательно улыбается Виктор Молозин. – Жизнь, жалко, короткая. А то бы еще строил! Железная дорога дала большой толчок развитию территории, и я горжусь тем, что мне в жизни повезло ее строить! Это же здорово – видеть свой труд и понимать, что он до сих пор нужен и не пропал даром. 

    В заключение Виктор Молозин пожелал нынешней молодежи продолжать осваивать Север и не бояться трудностей.      

     

    Автор

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...