0...-2°C

Цифровое ТВ
16+
  • Влипли по бампер

    06.09.2014 01:04:13

    Влипли по бампер

    Салехардцы на внедорожнике бросили вызов осенней тундре и застряли на два дня.

    Сколько времени, по-вашему, понадобится, чтобы на «УАЗ Патриоте» преодолеть километров сорок по тундре? Опытные автолюбители наверняка почувствуют подвох и будут правы: не всё так просто, как кажется.

    У журналистов «КС», отправившихся по заданию редакции в лагерь около Харпа, перед началом пути было мажорное настроение: запрыгивая в салон внедорожника в Салехарде, мыслями они уже находились в конечной точке маршрута. Но довольно скоро оптимизм уступил место реализму: машина завязла в грязи, связи почти нет, вечер приближался и не сулил ничего хорошего…

    ХЛЕБНУЛИ   ПОСРЕДИ РЕКИ

    Из окружной столицы до Харпа домчались за полчаса. При выезде из поселка остановились: навигатор упорно не хотел прокладывать маршрут. Минут через 10 поймали спутник, и стрелка указала на горную реку Собь.

    – Ничего, проскочим! Моя ласточка еще и не такие преграды брала, – уверенный голос водителя вселял надежду на счастливый исход. Тем более что к концу августа река заметно обмелела.

    Когда середина водного пути осталась позади, автомобиль вдруг заглох и салон начал заполняться водой.

    – Не ту передачу поставил, сейчас переключусь на пониженную, – пояснил рулевой. И с пятой попытки завел «Патриота».

    СЕЛИ НАМЕРТВО

    Выбрались, отжались. Тронулись дальше. Внедорожник, будто пытаясь восстановить подмоченное реноме, с легкостью брал встречные лужи. Но размозженная вездеходами тундровая трасса подставляла все новые препятствия, брать с наскока жижу ядовито-черного цвета опасно, а объезжать все труднее. Вдоль дороги стали появляться остроконечные камни, из-за которых легко потерять колеса.

    – Не нравится мне все это, – произнес водитель и крепче взялся за баранку. Детищу ульяновского автопрома пришлось показать всё, на что он способен. С надрывом, глухо урча двигателем, «Патриот» миновал болотистые участки. И уже стало казаться, что все опасности бездорожья ему по зубам, точнее – по бамперу…

    …Как вдруг левая сторона «УАЗика» начала быстро проваливаться. Застряли. Намертво сели на мосты.

    Первые четыре часа мы пытались выбраться: закидывали под колеса камни, пробовали приподнять кузов. Но грязь проглатывала подпорки, а машина не сдвигалась ни на сантиметр.

    – Эх, была бы лебедка, вытянули бы себя из любой трясины, – размышляли мы.

    Но в багажнике не нашлось даже топора.

    Выбившись из сил, решили ночевать в машине, чтобы с утра продолжить спасательную операцию.

    БЕЗ «КАЛОШ» И НА БУКСИРЕ

    Утром второго дня командировки проснулись с надеждой на освобождение из грязевого плена. Из бревна соорудили рычаг – с его помощью двое приподнимали левый край машины, а третий совал камни под колеса. Были бы колеса специальными, широкими, с мощными протекторами, может, и проскочили бы мы западню. Но «обувка» была самая обычная, городская и, что самое ужасное, бескамерная. Любой твердый предмет мог обернуться невосполнимой утратой, что в итоге и произошло. В ход пустили запаску. Но наше положение это никак не изменило.

    Вечером подоспела помощь из Харпа. Гусеничный снегоболотоход «ГАЗ-71» легко выдернул «УАЗик» и уехал обратно, пожелав удачи в пути. Но везения неподготовленной к распутице машине, даже если она – «УАЗ Патриот», всё же маловато. В одиночку не проехать.

    Утром третьего дня нам удалось влиться в небольшую, но мощную колонну из «Урала», «КамАЗа» и гусеничного вездехода. Оставшийся путь они держали нас на виду. И еще раз пять брали на буксир.

    СОБИРАЕТЕСЬ В ТУНДРУ? ЗАПИШИТЕ, ЧТО ВЗЯТЬ

    Владимир Степин, водитель «Ямалспаса»:

    – Места на Ямале болотистые. Не всякий транспорт способен по ним передвигаться. Конечно, многие думают, мол, застряну – спасатели вызволят. Да, мы обязательно приедем на помощь, но не стоит забывать, что в первую очередь «Ямалспас» занимается людьми, не всегда есть возможность вытаскивать из непролазной глуши машину…

    Выезжая в тундру, водитель должен брать с собой запасное колесо и две камеры. Кроме того, для разбортировки колеса необходимы уголки и две монтажки, ну и, конечно, кувалда.

    Обязателен домкрат, желательно гидравлический. И дощечки под него, лучше, если их будет как можно больше.

    Так как при нашем климате даже летом возможны заморозки, захватите отопительную печь типа «Шмель» и казанок.

    Отправляясь в дальнюю дорогу, следует запастись топливом. Само собой, взять аптечку. Конечно, топор. В моем арсенале, например, всегда присутствует настоящая штыковая лопата.

    Сухое горючее (сухой спирт) также должно быть под рукой. Им удобно разжигать костер при любых погодных условиях.

    Для пропитания лучше брать сухарики, потому что хлеб через пару дней покрывается плесенью.

    Теперь что касается пересечения водных преград. Для начала нужно внимательно осмотреться. На дне может встретиться немало опасностей, например, крутой обрыв, который из кабины обычно не разглядеть.

    Реки следует преодолевать на пониженных оборотах. Не нужно лениться переключать на переднюю передачу с постановкой ее на пониженную блокировку. Ошибка чревата не только увязанием, но и поломкой коробки…

    В общем, Север не любит попустительства, шутить с ним не нужно. Прежде чем рисковать, еще раз все взвесьте: возможно, до пункта назначения лучше добраться железнодорожным или авиатранспортом.

    А уж если отправились на своих колесах, подготовьтесь основательно. В том числе морально. Потому что когда нервы сдают – это уже всё.

    Денис Рыбаков

    rybakob16@gmail.com

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...