...°C

Цифровое ТВ
16+
  • Выйдут ли ямальские «бомбилы» из тени

    02.08.2016 14:14:00

    Выйдут ли ямальские «бомбилы» из тени
    В общении с «КС» нелегальные извозчики не скрывали, что таксуют без лицензии

    Не успел белокрылый лайнер приземлиться в Новом Уренгое, как у входа в зал прилета моментально образовалась группа мужчин. Они бесцеремонно вклиниваются в толпу встречающих, громогласно возвещая: «Такси, кому такси до города, недорого!»

    Отказаться от «выгодного» предложения извозчиков практически невозможно. Они готовы вырвать из слабых женских рук увесистые сумки-чемоданы, лишь бы привлечь к своей персоне внимание.
    Приятного, согласитесь, мало, учитывая, что такая поездка обойдется вам в полтора-два раза дороже официальных расценок легального пассажироперевозчика.
    Аэропорт газовой столицы, как и железнодорожный вокзал, один из лакомых кусков доходного бизнеса для нелегальных таксистов. Причем многие из них охотно признаются, что промышляют без лицензионных документов.
    – А зачем, какой толк в этой бумаге? – не стесняясь, говорит Авар, «бомбила» с шестилетним стажем. – Машина у меня хорошая, технически исправная. Я не хочу платить кому-то за свой же труд. Да и доходы не очень большие, но на хлеб хватает…

    БЫТЬ ВНЕ ЗАКОНА СПОКОЙНЕЕ?

    К сожалению, даже автовладельцы, у кого есть лицензия, полагают, будто таксовать без «шашечек» выгоднее и вроде как спокойнее. Их логика: не нужно проходить техосмотр транспортного средства два раза в год (процедура платная), следовательно, дважды покупать страховой полис, который стоит намного дороже обычного, как и положено, по закону, проходить обязательный предрейсовый медицинский осмотр, оплачивать путевой лист. Вот и выходит, что, даже имея лицензию, многие прижимистые мужички возят зеленые фонари в бардачке.


    Среди десятка опрошенных в Новом Уренгое таксистов «КС» попался лишь один (!) с официальным документом на извоз,
    да и тот не собирается продлевать лицензию. – Хотелось работать по-человечески, соблюдая закон, – рассказывает Дамир. – Год прошел, но выгоды от легального статуса я практически не ощущаю, разве что спокоен на стоянках во время проверки сотрудниками ГИБДД. Налоги я плачу исправно, но на клиентов не всегда везет, так что иной раз налоговое бремя очень больно бьет по карману. Другого дохода я не имею, эта машина – кормилица моей семьи.

    ОНИ И ШТРАФ ПЛАТИТЬ ГОТОВЫ

    Автомобиль в Новом Уренгое (как и в других городах Ямала) давно стал основным источником дохода для многотысячной прослойки самозанятых горожан. Стоит поговорить с любым водителем, согласившимся подвезти вас от работы до дома, и выяснится, что он, скорее всего, из числа мигрантов, и подержанная иномарка (а то и «ВАЗ») единственный источник его дохода. Если же попадется местный извозчик, то почти наверняка официально безработный.
    – Я – военный пенсионер, на заслуженный отдых ушел рано – в 45 лет, – вздыхает мощной грудью здоровяк ростом под два метра Андрей Николаевич. – Дети взрослые, но им еще помогать надо. Лицензию не оформлял, так как не вижу в этом необходимости, кроме того, ее получение влечет налоговую нагрузку, расходы на страховку, медосмотры и так далее. На пассажиров я эти расходы не переложу, никто втридорога не поедет. А пахать за гроши – увольте…
    – Вот-вот, – вклинивается в разговор временно безработный Николай, нелегал со стажем. – Летом в день мы зарабатываем рублей по 800, зимой, конечно, побольше, где-то до полутора тысяч.
    – А где гарантия, что нелегальный водитель вечерком не употребил пару стаканов пива? Справки-то медика у него нет…
    – А если он после медосмотра примет на грудь и будет ездить со справкой? – парируют собеседники. – В любом случае, если такой каскадер попадется ГИБДД, то лишится прав. Да и пассажир, думаем, не сядет в машину, почувствовав запах алкоголя, – заявили мужчины.
    Не переживают наши собеседники и за штрафные санкции, уверяют, что готовы выложить положенные в случае поимки пять тысяч рублей.
    – Ничего страшного не случится – заплатим! – почти одновременно заявляют они. – Кстати, среди наших знакомых практически не осталось лицензионных таксистов – их всего-то на полгода и хватило. Поработали в рамках закона и решили, что им это невыгодно.

    «ТРУД МОЙ, А ДЕНЬГИ ОТДАЙ…»

    Примерно те же ответы «Красному Северу» дали нелегальные таксисты Муравленко, Надыма, Салехарда. Есть среди них и женщины:
    – Отвечу: да, я «бомблю», потому как лицензию брать невыгодно, и известных мне честных таксистов, кто работает по официальным документам, на пальцах можно пересчитать, – вторит коллегам по ремеслу Анастасия Г. из Надыма. – Когда стих бум насчет контроля лицензий и штрафов, многие отказались от этого. Рация и антенна – это, собственно, всё, что сейчас нам нужно. При остановке у ГИБДД ко мне какие претензии могут быть? Моя рация, хочу и ставлю. Тем более многие теперь через телефон работают. Так какой нам смысл оформляться и платить деньги, если работать нелегально тоже можно спокойно в нашем городе? Тем более таксистам в плане заработка сейчас стало тяжело, не то что пять лет назад. Вы поймите, лишние расходы никто не хочет нести. А то получается: машина моя, бензин мой, труд тоже мой, а деньги всё равно отдай?

    НА ВОЛНЕ ПАДАЮЩИХ ДОХОДОВ

    Примечательно, что даже заклятые конкуренты «бомбил» – легальные извозчики относятся к ним… с долей сочувствия.
    – «Бомбилы» были, есть и будут, – говорит Салават из муравленковского такси «Престиж». – Мало того что они у нас клиентов отбирают, так еще и таксуют по нашим же ценам. А у нас и «шашечки», и лицензия… Я страховой полис покупаю дважды в год, у меня путевой лист с обязательным прохождением медика. А нелегал то поставил «шашечки», то убрал, и не докажешь, таксует он или нет. Я же хоть и подрабатываю здесь в свободное от основной работы время, как установил «фонарь» на крыше несколько лет назад, так он там и стоит. У меня всё в порядке, мне бояться нечего… На мой взгляд, не все от жадности остаются в тени, большинство от безысходности, семьи-то кормить надо. Думаю, бороться с нелегалами бесполезно…
    – Не знаю, как другие, но лично я уже четыре года работаю официально. Доволен ли? А посчитайте сами, – предлагает Саркис из Надыма. –
    Налог около шести-семи тысяч, страховка около 15 тысяч, а если каждый день брать путевку, то в месяц выходит еще 12 тысяч. Вот вам, пожалуйста, и всё это помимо расходов на машину. Так что честно работать неприбыльно. Лучше дела идут только у тех моих знакомых, кто не брал лицензию. Тяжело дается хлеб легальному таксисту, но выхода у меня нет, везде сокращения. Где-то года три назад, да, были хорошие заработки, сейчас такого нет. Иногда приходится работать с семи утра до 11 вечера. Вот так и живем...

    В госдуме РФ

    ЗАКОНОТВОРЦЫ ГОТОВЯТ «БОМБИЛАМ» ОТВЕТ

    Ситуация с нелегальными таксистами не такая уж и безвыходная, как может показаться на первый взгляд. Напомним, еще в марте 2014 года в Госдуму России поступил законопроект «О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в РФ».

    С тех пор он благополучно прошел два чтения. Предполагалось, что весной 2016-го его примут в окончательной редакции, но, как следует из информации на официальном сайте Государственной Думы, законопроект № 472515-6 до сих пор находится на рассмотрении с оптимистичной формулировкой Комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству: «Замечаний правового характера по проекту ФЗ не имеется».

    Один из авторов законопроекта депутат Госдумы РФ Вячеслав Лысаков утверждает: «Сейчас нелегальные такси рискуют пятью тысячами рублей в случае нарушений, это если еще их поймают. А легальные такси, которые легче выявить, так как их видно по опознавательным знакам, могут оштрафовать на сумму от 30 до 50 тысяч. Новый законопроект меняет легалов и нелегалов местами. Те, кто официально не зарегистрирован как такси, могут получить 30 тысяч штрафа на первый раз, а за повторное нарушение – лишиться прав до полугода, в то время как легальный – около пяти тысяч.

    Штрихи времени

    ПОЛИЦИЯ ПРОСИТ У ПАССАЖИРОВ СОДЕЙСТВИЯ

    – Да я всего две недели работаю, путевки ни разу не давали, нам по телефону сообщают, куда ехать, – уверял инспектора ДПС водитель такси. Затем, видимо, сообразив, что говорить этого не стоило, сочинил другую легенду. – Не работал сегодня, просто так ездил. И вообще,сейчас поставлю машину и больше не буду таксовать…

    Сотрудники городского отдела ГИБДД в Муравленко регулярно сталкиваются с подобными ситуациями. Отметим, что пассажиры порой сами помогают своему извозчику уйти от ответственности, называясь его родственниками или знакомыми, которых тот везет якобы бесплатно. А инспектор ДПС имеет право остановить для проверки документов лишь такси с соответствующими опознавательными знаками.
    – Нелегальные перевозчики находятся у нас под особым контролем, – утверждает Сергей Алексеев, начальник ОГИБДД отделения ОМВД России по Муравленко. – Мы регулярно проводим рейдовые и профилактические мероприятия по выявлению нарушителей. В ближайшее время работу в этом направлении планируем усилить. Безопасность жителей города для нас прежде всего. Хотелось бы, чтобы и сами горожане шли нам навстречу, сообщали о фактах нелегальных перевозок или хотя бы не покрывали нарушителей.

    Комментарий специалиста

    А ДОЛЖНО БЫТЬ ТАК…

    Татьяна Смук, начальник управления экономики и прогнозирования администрации города Муравленко:

    – Закон ЯНАО от 25.11.2011 года № 141-ЗАО «О транспортном обслуживании населения легковым такси в ЯНАО» обязывает юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, обеспечивать прохождение водителями предрейсового медицинского осмотра. Его может проводить медицинская организация, которая имеет соответствующую лицензию. Правила прохождения медицинских осмотров для водителей установлены статьей 23 ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения». А согласно статье 15 ФЗ № 170 «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» легковые такси подлежат техническому осмотру каждые шесть месяцев.
    Без лицензии осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси запрещено. Выдача таких разрешений в регионе производится департаментом по взаимодействию с федеральными органами госвласти и мировой юстиции ЯНАО.
    Потребитель, оставшийся недовольным работой такси, вправе обратиться в отдел по организации потребительского рынка и услуг управления экономики и прогнозирования администрации города для составления претензии о некачественно оказанной услуге.

    Глас народа

    Юлия, студентка-заочница, Муравленко:

    – На такси я езжу редко, но при случае стараюсь звонить в известную фирму, прошу чистую машину и водителя обязательно не лихача. Лучше переплатить двадцать рублей и быть спокойной за свою безопасность.


    Тамара Леонидовна, пенсионерка, Новый Уренгой:

    – Пользуюсь изредка такси. Могу и вызвать, могу и «взять» машину по дороге. Водители у нас все хорошие, воспитанные, правда, иногда попадаются не знающие города. Но это дело наживное. Конечно, хотелось бы, чтобы все, кто возит людей, имели лицензии, это своеобразная страховка безопасности пассажира. Хотя понимаю и нелегальных водителей, ведь жизнь недешевая, а им детей, семью кормить надо.


    Александр, вахтовик, Надым:

    – Мне главное, чтобы таксист поменьше денег взял и поскорее довез. Всё остальное вторично. Нет, про безопасность в таких поездках я не думаю. За годы работы на стройках Крайнего Севера от таких мыслей отвык начисто.


    Павел, строитель, Муравленко:

    – Очень редко езжу на такси. Не только из-за того, что пешком ходить полезно и масштабы города позволяют это делать. Я не уверен, что человек, который повезет меня или мою семью, прошел необходимые проверки перед началом дня, да и вообще считаю, что данная сфера мало кем контролируется. Удивляюсь, как некоторые жители отправляют своих детей в школу одних на такси, порой неизвестно с кем.


    Виктор, служащий, Салехард:

    – У меня товарищ так частенько подрабатывает: ему звонят из диспетчерской, и он после работы аккуратненько «бомбит» без лицензии на своей новенькой иномарке. Хорошо ли это? Проще ответить на вопрос «Законно ли?». Случается, нужно куда-то срочно, звонишь в службу, которой пользуешься много лет, а тебе присылают ржавую «девятку». Если у того, кто ей управляет, лицензия, я предпочту иномарку нелегала.

    Автор

    Лариса Багумян
    Лариса Багумян

    Автор
    +7 (34955) 3-27-75 - НАДЫМ
    larisa00767@mail.ru

    Автор

    Автор

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...