Ямальский художник держит марку на Московском монетном дворе | «Красный Север»
0°C

Общество

Ямальский художник держит марку на Московском монетном дворе

Эксклюзивное интервью с создателем коллекционных денег страны.


В этом году Центробанк выпустит к юбилею Владимира Высоцкого серию уникальных монет.

А вы знали, что одну из них придумал ямалец?

Эдуард Тользин – автор эскиза и скульптор 25-рублевки – запечатлевшей актера в роли Хлопуши в спектакле «Пугачёв». Кстати, это далеко не единственная монета, прошедшая через мастерскую нашего земляка.

По данным ВЦИОМа, главные кумиры 20 века в России – Гагарин и Высоцкий. И вполне логично, что в год 80-летия поэта и артиста в Москве отчеканят посвященные ему памятные серебряные монеты. Тираж – 1500 экземпляров, качество – пруф.

Эдуард Тользин работает в ММД – Московском монетном дворе более двадцати лет. Специализируется на выполнении модельно-лепных работ памятных, юбилейных монет, медально-орденской и значковой продукции для России и стран СНГ. В коллектив он попал сразу после «Строгановки». Случайно. На защите диплома будущего скульптора-медальера присутствовали специалисты предприятия. Кстати, и сейчас он единственный выпускник этого вуза на монетном «заводе».

– Скульптору приносят эскиз. Монета лепится не один в один. У меня увеличение идет в шесть раз, – уточняет мастер. – Сначала лепим в пластилине. Потом отливаются гипсовые формы, затем модель. В цеху она отрабатывается лазерным сканером и дорабатывается в спецпрограмме на компьютере, убирается мусор. Потом печатается маточник. Его отдают граверам. После обжига делают штемпель. Всего их два: для аверса и реверса. Из металла формируется круг, на который с помощью них под давлением на «блине» делают оттиски.

Когда мы держим в руках деньги, хоть разменные, хоть коллекционные, мы, в первую очередь, думаем об их финансовой ценности. Оно и немудрено, ведь вес того же серебряного 25-рублевика – пять унций чистейшего серебра, 155,5 граммов Ag 925.

Но мастер к драгметаллу равнодушен. Поэтому нам он рассказал только о художественной ценности монет. Поведал о том, сколько труда и времени вложено в их производство. Путь от пластилиновой модели до кассы любой даже копеечной денежки составляет не один месяц. И самый завораживающий этап – лепка. Только представьте, скульптор работает с рельефом толщиной не больше двух миллиметров! Однако и этого тончайшего слоя ему с лихвой хватает, чтобы создать оптическую иллюзию глубины, высоты, объема.

Сложнее всего работать с телом человека. Мастер должен передать его движения, не исказив пропорции. Поэтому, если посмотреть заготовку на просвет, а Эдуард Алексеевич лепит на оргстекле, некоторые детали вообще выглядят как мазки кистью.

– Например, мне очень нравится, как у меня получилась монета к 70-летию разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. Пластилин здесь очень воздушный, – говорит Эдуард. – Чтобы показать объем, мне понадобилось чуть меньше двух миллиметров. При этой толщине лица, груди и руки последняя кажется ближе. В некотором смысле это обман зрения.

Рельеф настолько тонок, что справиться с этой работой могут только руки мастера. Электронике такие задачи не по силам.

– Рельеф человека компьютер делает очень сухо. Он мертвый получается, – считает собеседник. – Человек все-таки работает более тонко, изящно.

Сейчас в творческой «копилке» мастера более сотни серебряных и золотых монет. Все они представляют высокую коллекционную ценность и расходятся по собраниям нумизматов. Многие люди даже не знают о существовании таких полновесных денег. Кстати, сам мастер тоже иногда покупает собственные творения. Также как и все в банке. Берет те, что запали в душу.

Эдуард Тользин родом из Лопхарей. Еще мальчишкой остался без родителей. Учился в Горках, а потом в Салехарде. Здесь же окончил училище культуры и искусства имени Л. В. Лапцуя. Его талант – умение в невысоком рельефе передать максимальную высоту и портретное сходство. После «Строгановки» собирался вернуться в Салехард. Но уже много лет приезжает на Ямал только в гости, поохотиться. Несмотря на дальние расстояния, душой он всегда на Севере.

– Живу я в Москве, но во сне я всегда на Ямале.


0

0

0

0

0

0



Темы