Ямальцы уклоняются от регистрации снегоходов | «Красный Север»
0°C

Общество

Ямальцы уклоняются от регистрации снегоходов

В Шурышкарском и Ямальском районах снегоходов больше, чем машин. И если рост регионального автопарка худо-бедно сдерживают тесные улицы и дворы, то снегоходам – полное раздолье. Купил оленевод тягловую «Ямаху» – и ищи ветра в поле…


Всего за семь лет число зарегистрированных в Арктическом регионе снегоходов выросло с 5600 до 9300 единиц, то есть практически на 60 процентов. Такие темпы прироста не снились и автопрому! Впрочем, и это – лишь вершина айсберга. Где-то бегает еще несколько тысяч неучтенных «Рысей», «Полярисов», «Буранов». По официальным и очень приблизительным данным, неучтенными (читай: незарегистрированными) остаются примерно 30 процентов снегоходов.

«Красный Север» узнал, что грозит нерадивым хозяевам самоходных машин.

Людей страшат несуществующие налоги

Как рассказали «КС» в службе по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники ЯНАО, во время совместных с ГИБДД рейдов им регулярно попадаются снегоходчики без прав.

– В некоторых отдаленных районах у нас этого транспорта числится больше, чем машин в Госавтоинспекции, – пояснил руководитель окружной службы технадзора Александр Арапов. – Мы единственный регион в России, который проводит операцию «Снегоход» не один, а два раза в год: весной и осенью. Работаем и во время празднований Дня оленевода. Проверяем не только документы, но и исправность техники. К примеру, в прошлом году составили более 100 протоколов на владельцев незарегистрированных машин, две трети из них – снегоходы.

Почему северяне пренебрегают регистрацией «железных коней», непонятно. По крайней мере, в профильной службе затруднились дать четкий ответ.

Возможно, кто-то не хочет платить госпошлину в размере 2750 рублей. Но это разовый взнос, который, как говорится, заплатил и забыл. А штраф за неисполнение правил учета достигает двух тысяч рублей.

Правда, зарегистрировавшись, необходимо ежегодно проходить технический осмотр. Многих владельцев это может тяготить. Но процедура эта не так сложна, как кажется. В каждом муниципалитете у технадзора есть инспекция, которая отвечает за ее проведение. Более того, специалисты службы регулярно выезжают в маленькие поселки и на фактории. Например, в Гыде и Антипаюте бывают дважды в год…

Инспекторы технадзора утверждают, что многие из тех, кто попался с неучтенным снегоходом, сетуют на транспортный налог, мол, не хотят, встав на учет, его платить.

На самом деле такое оправдание либо от незнания, либо от лукавства.

– Поправки в окружном законе еще несколько лет назад освободили владельцев снегоходов мощностью до 100 лошадиных сил от уплаты налога. Почти все снегоходы на Ямале входят в эту категорию, – отметил собеседник.

Штрафы маленькие, но их собирают

К слову, штрафы за нарушение правил безопасной эксплуатации самоходных машин очень маленькие: от 100 до 300 рублей. Еще в 2013 году округ выходил на федеральный центр с инициативой об ужесточении штрафных санкций. В Госдуме РФ законопроект успешно прошел первое чтение, но дальше этого дело не пошло. Депутаты усмотрели в документе дублирование полномочий ГИБДД и сняли вопрос с повестки.

– Мы не ставим цель непременно поймать нарушителя, главное для нас – профилактика возможных аварий. Часто именно лихачи на неучтенных снегоходах ездят нетрезвыми, врезаются в столбы или сбивают людей, – говорит Александр Арапов.– И даже при таких небольших штрафах мы за прошлый год собрали их на общую сумму 440 тысяч рублей. А гос-пошлины – более 21 миллиона рублей. Все эти средства перечисляются в бюджеты ямальских муниципалитетов.

Пришлые компании пренебрегают техосмотром

Предприятия агропромышленного комплекса, ТЭКа, различные строительные компании, работающие на Ямале, также в зоне пристального внимания специалистов.

Там во владении – тысячи тракторов, дорожно-строительной техники, вездеходов, прицепов. За их состоянием следят три десятка инспекторов службы технадзора.

Есть даже один зерноуборочный комбайн, который числится на балансе предприятия в Ноябрьске. А вот работает он за пределами округа – убирает хлеб в Краснодарском крае.

При этом больше всего претензий у профильной службы к пришлым компаниям. Гости из других регионов зачастую используют грейдеры и трактора без техосмотра, сажают за руль иностранцев без водительских прав.

– Часто этим грешат заезжие дорожники, которые летом выполняют мелкие подряды на ремонтах автотрасс, пытаются на всём сэкономить. Мы их выявляем и наказываем. Для должностных лиц и штрафы выше. На наших же крупных предприятиях отрасли, таких как «Ямалавтодор», «Стройгазконсалтинг-Север», порядка больше, да и за техникой следят лучше, – заверил Александр Анатольевич.

ЦИФРЫ

38000 единиц техники состоит на учете в службе технадзора ЯНАО.

К СВЕДЕНИЮ

Таксисты отказываются от лицензий

Служба технадзора контролирует также перевозку пассажиров в легковом такси. Но лишь легальных перевозчиков, работающих по лицензии.

Периодически инспекторы технадзора совместно с ГИБДД выходят в рейды. Только найти легальных бомбил оказывается непросто. Во время прошлогоднего рейда в окружной столице остановили всего одну такую машину. Александр Арапов продолжил:

– Кроме лицензии, у таксиста должен быть соответствующе оборудован автомобиль: голографическая наклейка на кузове, шашечки на крыше. Идентифицировать авто мы можем только внешне, а затем по номеру сверяем, есть ли у водителя лицензия. В Салехарде такие машины практически не встречаются. Поэтому, когда к нам поступает жалоба от клиента или через Роспотребнадзор, скажем, на то, что в салоне автомобиля грязно, мы ничего не можем сделать. Так как обычно это нелегальное такси, ловить его – не наша компетенция.

Добавим, что у настоящего таксиста должен быть еще путевой лист с отметкой медика и механика. И, само собой, ему вменяется исправно платить налоги. Кто-то считает, что именно из-за всех этих обязанностей большинство водителей предпочитает легальному извозу теневой.

– Изначально северяне кинулись оформлять лицензии. Сейчас, по моей информации, многие от нее отказались. Несмотря на то, что Правительством РФ введен мораторий на проверку субъектов малого предпринимательства, они предпочитают закрыть ИП и продолжать частный извоз. Правда, в Новом Уренгое и Ноябрьске гораздо больше официального такси, – сказал руководитель службы технадзора ЯНАО.

ДЕТАЛИ

Каждый десятый пересдаёт экзамен

Каждую среду служба технадзора экзаменует ямальцев, желающих получить водительское удостоверение тракториста-машиниста.

С этими правами можно управлять снегоходом, трактором, трэколом и еще несколькими видами самоходного транспорта, в зависимости от открытой категории. Например, для снегохода нужна категория А1.

Как рассказал начальник Салехардской инспекции службы технадзора Сергей Буданов, предварительно студент проходит обучение в автошколе, экзамен состоит из двух частей – теории и практики:

– Для снегохода в экзаменационной карте необходимо ответить на восемь вопросов, а для трэкола – на пять. Если человек справился, то допускается до вождения на полигоне. Еженедельно у нас экзаменуется от 10 до 20 человек, при этом около 10 процентов не могут сдать с первого раза.


0

0

0

0

0

0



Темы