...°C

Цифровое ТВ
16+
  • За язык ответят. Все

    17.10.2015 05:05:51

    За язык ответят. Все

    В Красноселькупском районе озаботились сохранением этнического языка коренных жителей – селькупов. Носителей осталось меньше полутора тысяч, из которых только каждый десятый может использовать родную речь…

    К спасательной операции готовы подключиться национальная интеллигенция, органы местного самоуправления, общественность. Вот и среди вопросов, вынесенных на обсуждение традиционного районного педагогического форума, самое пристальное внимание было уделено сохранению селькупского языка. Свое слово сказала наука – Ольга Казакевич, заведующая лабораторией автоматизированных лексикографических систем НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова.

     

    НЕ ВСЁ ПОТЕРЯНО

    – В Томской области, где живет около полутора тысяч селькупов, владеющих родным языком не наберется и десятка. В Красноселькупском районе чуть больше 1400 селькупов, среди них носителей языка с разной степенью владения примерно 450, а свободно говорящих на селькупском – не более 150 человек. Из последней группы самый младший старше 40 лет. Детей, знающих язык и говорящих на нем, нет. Преемственность родного языка от родителей к детям прекратилась здесь лет 30–40 назад. В Тольке и Ратте ситуация существенно лучше: в нескольких семьях сохраняется естественная передача языка детям, так что не всё еще потеряно.

    – Что показала конференция, на которой были продемонстрированы лучшие образовательные практики, в том числе в преподавании селькупского языка?

    – Было показано несколько презентаций – прекрасных, сейчас все научились их делать. Судя по представленным данным, неплохо обстоит дело с этнографией: на уроках этнокультурного цикла детей знакомят с материальной культурой селькупов, предметами быта и тому подобное. А вот про занятия языком я почти ничего конкретного не услышала.

    Внешние проявления всякой культуры можно назвать ее телом, но душа культуры – это язык, на котором эта культура создается. На секции много говорили о теле, но мало – о душе.

    – В одном из выступлений приводились результаты анкетирования, из них следует, что родители в райцентре не хотят, чтобы их дети изучали родной язык в школе. Как вернуть их к истокам?

    – О средствах возвращения и сохранения селькупского языка мы говорили на семинаре с участием представителей органов местного самоуправления, руководителей образования, СМИ, педагогов. Интересно, что во время экспедиции 2013 года мы проводили социолингвистическое анкетирование селькупского населения райцентра, опросили 80 человек. Большая часть респондентов, это 80 %, на вопрос о том, хотят ли они, чтобы их детям в школе преподавали селькупский язык, ответили утвердительно. Не верю, что настроения так резко поменялись…

     

    ОБЪЯСНЯТЬ НЕЛЬЗЯ НЕВОЛИТЬ

    – Детей нужно взращивать в лоне родной культуры. Действует региональный закон «О языках КМНС в ЯНАО», в необходимости исполнения которого сомнений нет. Но не получается ли так, что исполнение закона мы перекладываем на родителей? Они могут быть разными: малограмотными и образованными, сознательными и не очень. Не хотелось бы отдавать язык и его будущее на откуп людям, не видящим дальше своего порога…

    – Вряд ли стоит принуждать, это может вызвать реакцию отторжения. Но следует объяснять, говорить о пользе изучения родного языка.

    На семинаре мы показали новую разработку нашей лаборатории – компьютерные обучающие игры на селькупском языке. Каждый участник получил в подарок диск с этими играми. В Раттовской и Толькинской школах-интернатах ведутся уроки родного языка, там преподают опытные педагоги – Зоя Владимировна Карсавина, Маргарита Кимовна Морокова, Альбина Александровна Хозова. Но учебники, составленные еще в 80-е годы в расчете на детей, свободно владеющих селькупским языком, сегодня оказываются не очень подходящими: даже в Ратте и Тольке далеко не все школьники понимают, а тем более говорят на своем этническом языке. Нужны учебники нового поколения, составленные с учетом современной языковой ситуации.

    – У района имеются перспективные планы на этот счет?

    – Представители районной администрации осознают важность сохранения селькупского языка, готовы поддержать проекты по этнокультурному образованию. Сейчас планируется создание нового учебного пособия по селькупскому языку для школьников, им не владеющих. Понимание проблемы со стороны местной власти вселяет надежду на то, что за обсуждением последуют реальные дела. В частности, в детских садах и начальной школе райцентра будут введены занятия по селькупскому языку.

     

    ОТ ТАБЛИЧКИ ДО СТРАНИЧКИ

    – Вы говорили, что язык должен присутствовать не только в стенах образовательных учреждений...

    – Речь о просветительской работе среди молодых родителей-селькупов: каким образом до них донести необходимость передачи своим детям родного языка? Воспитывать уважение и интерес к традиционной культуре селькупов нужно и у пришлого населения. Интересные и чрезвычайно полезные для поддержки селькупского языка передачи готовит для детей на местном телеканале диктор национальных программ Евгения Сморгунова. А ведь можно и селькупское приложение к районной газете регулярно издавать. Можно повесить двуязычные таблички с названиями учреждений, организаций.

    – Кто бы мог этим заняться?

    – Безусловно, нужны совместные усилия. В первую очередь заинтересованность и стремление переломить печальную ситуацию должны продемонстрировать селькупские активисты, интеллигенция, формальные и неформальные лидеры. Импульс к сохранению наследия предков всё-таки должен идти изнутри. Язык будет жить, если востребован самим народом, – заключила Ольга Казакевич.

     

    Прямая речь

    НАСЛЕДИЕ НЕ ПРОПАДЁТ! БЫЛИ БЫ СРЕДСТВА…

    Алексей Ириков, президент региональной общественной организации «Селькупы»:

    – В наших планах уделить особое внимание развитию селькупской письменности и языка. Мы намерены создать печатный орган – небольшую газету. Хотели бы заняться выпуском учебников для юных соплеменников и методических пособий для учителей. Скорее всего, это будет переиздание трудов (селькупской «Азбуки», «Книги для чтения» для начальной школы) Сергея Ивановича Ирикова – основоположника селькупской письменности. Разумеется, это должны быть адаптированные издания.

    К сожалению, не могу сказать даже ориентировочные сроки реализации этих планов, на данном этапе организация испытывает трудности с финансированием.

    Маргарита Пяк

    Фото автора

     

     

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...