«Быстрее назовите номер карты». Как понять, что звонит мошенник | «Красный Север»
0°C

Происшествия

«Быстрее назовите номер карты». Как понять, что звонит мошенник

Эта история о том, как житель Ноябрьска распознал мошенника по шуму и плохим манерам, а другие не смогли…


– Я много раз слышал и читал, как людей обманывают мошенники, думал, уж меня-то не проведут, – рассказал «Красному Северу» житель нефтяной столицы Иван, не пожелавший публиковать свою фамилию. – Но, честно скажу, чуть было не стал очередной жертвой «развода», так все убедительно звучало…

«Назвал по имени-отчеству»

Ноябрянин рисковал попасться на удочку мошенника на прошлой неделе – неизвестный позвонил ему на сотовый.

Обратился по имени-отчеству и представился сотрудником службы безопасности банка. Следом сообщил, что в учреждении только что пресекли попытку снять деньги с карты Ивана, и попросил назвать ее номер, мол, это нужно для защиты интересов клиента. Предупредил, что разговор записывается и его можно будет прослушать в банке, назвав специальный код – и тот действительно пришел на телефон Ивана в сообщении, отправленном якобы с номера 900. Правда, позднее на горячей линии банка сообщили, что он был неверным: количество знаков оказалось не то.

– Неизвестному я ответил, что не решаю финансовые вопросы по телефону, но минут через десять смогу приехать в офис. «Сотрудник» напомнил, что в банке обеденный перерыв, а время не терпит – через 20 минут он будет вынужден заблокировать карту и отправить ее на перевыпуск. К слову, до конца обеденного перерыва как раз оставалось 20 минут, – рассказывает житель Ноябрьска. Он попросил собеседника представиться, тот без промедления назвал фамилию, имя, отчество и даже свой идентификационный номер.

– Я тянул время, спрашивал, что за шум слышу, не из торгового ли центра мне звонит «сотрудник службы безопасности». Он явно занервничал, постоянно напоминал, сколько минут у меня осталось, начал повышать голос – чего точно никогда не делают работники банка. Вероятно, он и находился где-то в многолюдном месте, рядом с банкоматом, – говорит Иван.

В общем, после 15 минут беседы каждый остался при своем. Закончив разговор, ямалец сразу позвонил на горячую линию банка, где вежливые менеджеры подтвердили его опасения и попросили сообщить всю информацию о звонке.

Были ваши деньги, стали…

К сожалению, не всегда подобные истории заканчиваются благополучно.

В тот же день, 25 июля, когда Иван сумел распознать мошенника, в дежурную часть городского ОМВД обратились два других ноябрянина с заявлениями о том, что неизвестное лицо завладело их деньгами на общую сумму более 55 тысяч рублей, рассказали «КС» полицейские.

Аналогичный случай в Ноябрьске был зафиксирован накануне. Еще днем ранее такое же заявление приняли в Надыме…

Ямальские сотрудники полиции не единожды обращались к согражданам через СМИ, взывая к их бдительности. Тем не менее, уголовные дела множатся, число потерпевших растет – а подсчитать, скольких пытались обмануть, но не смогли, просто невозможно. Кажется очевидным, что телефонным «доброжелателям» не стоит доверять – но простодушие ямальцев порой не знает никаких границ…

Очередной курьез произошел 25 июля. К полицейским обратилась жительница Надымского района и сообщила, что у нее обманом похитили почти 120 тысяч рублей. Выяснилось: 32-летняя женщина своими руками перевела деньги неизвестному.

Как рассказали в пресс-службе окружного УМВД, жулик представился северянке банковским работником, сообщил, что с ее карты пытаются увести средства, и предложил неординарный способ сохранить сбережения: снять всю сумму в банкомате… а потом зачислить на счет, который он назовет. Дескать, после этого их можно будет получить в любом отделении банка.

О том, нет ли в этой мудреной схеме какого-нибудь совершенно излишнего пункта, женщина задумалась только после того, как выполнила перевод. Возбуждено уголовное дело по факту мошенничества, ведется следствие.

АКЦЕНТЫ

По закону банк самостоятельно, без вмешательства клиента, приостанавливает любую транзакцию, которая выглядит подозрительной, на срок до двух суток – за это время надо подтвердить или отменить операцию, связавшись с учреждением.


Важно!

Сотрудник банка никогда не будет спрашивать у вас реквизиты карты и любую секретную информацию – CVV- или CVC-код, ПИН-код или пароль для подтверждения операции, пришедший сообщением на телефон. Кодовое слово, выбранное при заключении договора, тоже пригодится только в тех случаях, когда вы собственноручно набрали номер горячей линии – если позвонили вам, называть его нельзя.


НЮАНСЫ

На связи жулик. К чему готовиться и как реагировать?

Обобщив горький опыт множества россиян, в Центробанке разработали рекомендации о том, как вести себя, чтобы не стать очередной жертвой обмана.

У таких историй много общего, констатируют в салехардском расчетно-кассовом центре Банка России.

Чаще всего преступники звонят поздно вечером, ночью или утром в выходные, когда человек спросонок не может быстро сориентироваться в ситуации.

Неизвестный представляется сотрудником банка и сообщает о подозрительной операции, которая требует немедленных действий со стороны клиента.

Мошенники говорят быстро и уверенно, используют профессиональные термины, могут даже включить звуковой фон, помогающий им изобразить оживленный кол-центр, чтобы «клиент» окончательно потерял бдительность.

При этом злоумышленник торопит собеседника и запугивает его, уверяя, что случится нечто непоправимое. Например, людям говорят, что для остановки подозрительного платежа на крупную сумму, необходимо сообщить данные карты, ПИН-код или одноразовый пароль из СМС – иначе деньги прямо сейчас уйдут к мошенникам.

Но как раз каждый ответ на вопросы, которые вам задают, и приближает преступников к цели. Получить доступ к счету и снять с него средства они сумеют, узнав нужные сведения: имя владельца, номер и срок действия пластика, трехзначный код с обратной стороны, коды для подтверждения платежей или переводов.

Помните, даже если звонящий обращается по имени-отчеству, называет вашу дату рождения и адрес, это не гарантирует, что вы беседуете с сотрудником банка. Ведь все это можно выяснить разными путями – к примеру, преступник провел некоторое время, изучая ваши профили и посты в соцсетях, или получил сведения из других источников.

Поэтому в любом случае следует перестраховаться и позвонить в финансовое учреждение самому. Предложите собеседнику представиться и назвать подразделение, в котором он якобы трудится, положите трубку и наберите номер, указанный на обратной стороне пластиковой карты или на сайте. Попросите соединить вас с человеком, с которым вы только что общались.

Преступники всё чаще подделывают звонки и сообщения с официальных номеров банков, используя специальное программное обеспечение. Поэтому же не следует неосмотрительно переходить по ссылкам, содержащимся в эсэмэсках. В любой непонятной ситуации, требующей от вас каких-то действий, не спешите принимать решение: перезванивайте на горячую линию и выясняйте все детали там.


0

0

0

0

0

0



Темы