НОВОСТИБолее 30 тысяч ямальских детей отдохнут в летних лагерях ПРОИСШЕСТВИЯРевнивый салехардец заставил соперника сжечь авто сожительницы НОВОСТИ«Отстояли свои дома». В Надыме продолжается коммунальный скандал СПОРТНоябрянин Богдан Пасось выполнил «мастерский» норматив по плаванью среди людей с поражением ОДА ПРОИСШЕСТВИЯФранция экстрадировала на Ямал фигуранта дела об убийстве и вымогательстве ПРОИСШЕСТВИЯНовоуренгоец «почистил» карму по цене внедорожника НОВОСТИУпала, чтобы победить. Ямальская пара взяла золото на кубке России по танцам на колясках ПРОИСШЕСТВИЯНоябрьские полицейские раскрыли убийство 20-летней давности КУЛЬТУРАВ лабытнангском музее заговорили экспонаты НОВОСТИВ Салехарде чиновники пообещали держать на контроле ситуацию в Удаче КУЛЬТУРАЯмальский «Костюм» пришелся впору на Российской студвесне ЭКОНОМИКА«Газпром» открыл на шельфе Ямала два новых месторождения НОВОСТИЛедоход на Оби приближается к поселку Катравож ОБЩЕСТВОТанцовщицы на колясках из Нового Уренгоя завоевали медали на Кубке России ОБЩЕСТВОВесенний сезон охоты открылся на Ямале ПРОИСШЕСТВИЯВ Ноябрьске под колеса попал ребенок на самокате ОБЩЕСТВОВ Губкинском «рожденные вместе» устроили необычный парад НОВОСТИЯмальские синоптики на 20 мая прогнозируют сильный ветер ЗДОРОВЬЕМолодежь ждут на диспансеризацию НОВОСТИЛедоход все ближе: что сейчас происходит на салехардском берегу Оби (видеокадры) ОБЩЕСТВОНа переправе Салехард – Лабытнанги движение подушек остановлено НОВОСТИЛедоходу на Оби до Салехарда осталось пройти 90 километров КУЛЬТУРАВ Ноябрьске музей на одну ночь превратился в периодическую таблицу развлечений КУЛЬТУРА«Ночь музеев» в Новом Уренгое раскрасили в технике эбру КУЛЬТУРАВ надымском музее показали древние солнцезащитные очки и писали руны

  • Ямальская интеллигенция родом из церковных сторожек

    05.11.2015 08:31:53

    Ямальская интеллигенция родом из церковных сторожек

    Мечты первых работников ОКРОНО сбываются.

    Не в пример нынешним временам, на заре советской власти Тюменская губерния занимала по уровню грамотности одно из последних мест в РСФСР. Коренное население Обского севера почти поголовно не умело читать и писать.

    Курс на всеобщую ликвидацию неграмотности, взятый в 1931 году Окружным отделом образования (ОКРОНО), тогда казался фантастической задачей.

     

    ПЕРВЫЕ ПЛОДЫ  МИССИОНЕРОВ

    Справедливости ради отметим, что еще до создания ОКРОНО – ровесника ЯНАО, вопросами народного просвещения занимались представители православной церкви. Открытие в Обдорске первой русско-туземной школы краеведы связывают с именем священника Петра Попова. Первый набор ее учеников прошел в 1846 году, уроки проводились на дому служителя церкви. Известно, что все первоклашки были мальчиками – 13 русских и один остяк.

    Очередная попытка создать эффективную миссионерскую школу была предпринята известным просветителем Тобольского севера отцом Иринархом (Шемановским). В образованной им в 1898 году школе-приюте учились преимущественно девочки. В этом был свой резон, поскольку отрыв мальчиков-туземцев от работ по хозяйству причинял их родителям существенный ущерб. С девочками в этом плане было гораздо проще, им не нужно было пасти оленей и ловить рыбу. Вместе с тем, по мнению Иринарха, женщины играли ключевую роль в быту тундровиков. Получив надлежащее образование, они, по замыслу просветителя, должны были вернуться в родные чумы и перестроить тундровой уклад на христианский лад, сломить упорное нежелание туземцев отдавать своих детей в школу.

    Большой заслугой обдорских миссионеров было воспитание первых национальных писателей и просветителей: ханты Петра Хатанзеева и ненца Ивана Ного. С их именами связана целая эпоха культурной жизни и просвещения на Ямале.

    В целом же достижения ямальского образования до 1917 года были скромны. С 60-х годов 19 века до 1915 года для обучения детей Крайнего севера было открыто двенадцать школ, и лишь в четырех из них учились дети туземцев. Все школы были начальными, ютились в церковных сторожках, юртах, чумах. Там было тесно, темно и холодно. До 1917 года все учебные заведения располагались в Обдорске, в общей сложности там обучались 158 ребятишек, из них лишь 17 человек – дети тундровиков.

     

    ТУНДРА ПОЛУЧИЛА СВОИХ УЧИТЕЛЕЙ

    По данным переписи населения в 1931 году, из 17 714 человек, проживающих на территории Обдорского района, к грамотным было отнесено всего 1982 человека.

    Заведующая ОКРОНО А.С. Будницкая поставила задачу ликвидировать в только что образованном Ямальском национальном округе неграмотность, построить достаточное число школ, детских садов, учреждений культурного и медицинского обслуживания северян.  

    Встал вопрос и о подготовке кадров из числа тундровиков. Для этого в 1932 году в Салехарде открыли техникум. В 1938 году местное педучилище выпустило первую группу учителей, что стало значительным событием в культурной жизни округа. К началу 40-х годов оно выросло в солидное учебное заведение с пятью основными курсами и тремя подготовительными отделениями. Сложился квалифицированный и дружный коллектив.

    В 1935 году на Ямале обучались 2071 человек, в том числе 267 учеников-ненцев. В 1939 году эти цифры возросли соответственно до 4736 и 1684 школяров.

    Примечательно, что кроме ненецких и хантыйских национальных школ в Обдорске действовала Образцовая зырянская школа (168 учеников) и татарская школа (60 учеников). Шесть национальных школ работали на родном языке. Более 90 процентов детей Ямала оказались вовлечены в процесс учебы, причем, четверть из них были ненцы и ханты.

    В 1941 году, аккурат к десятилетию округа, народное образование подытожило: создано 46 школ, 8 детских садов, 9 библиотек, 13 изб-читален, 8 красных чумов. Подготовлено 56 учителей, среди которых коми-ненецкий поэт, писатель, художник, выпускник педучилища Иван Истомин.

     

    НЕЛЁГКАЯ  ЭПОХА  ПЕРЕМЕН

    Впрочем, не всё было так радужно, как это преподносилось в отчетах партийных функционеров. Развитие образования тормозилось как объективными причинами (нехватка школ, учителей), так и волюнтаристскими действиями властей по искоренению шаманства и национальных традиций. Все эти факты стали известны широкому кругу общественности лишь полвека спустя и были описаны в произведениях северных писателей.

    Великая Отечественная война усугубила прежние и породила новые трудности в жизнедеятельности школ. Часть педагогов ушла на фронт, школьники стремились на производство: «Всё для фронта, всё для победы!». Да, и послевоенные годы были нелегкими, пришлось восстанавливать кадры, выводить народное образование на новый уровень…

    В 60-годах с началом освоения месторождений нефти и газа жизнь северян изменилась по всем параметрам. Начался стремительный рост населения, который продолжается и по сей день. Если в 1939 году на Ямале жили около 46 тысяч человек, треть из которых были коренные тундровики, то к началу нового тысячелетия эта цифра перевалила за полмиллиона, на долю которых приходилось лишь пять процентов ненцев, ханты, зырян…

    Нефтяные и газовые промыслы, наплыв многонациональной рабочей силы, изменили среду обитания кочевников и пошатнули их вековые устои. В системе образования также произошла смена приоритетов. Заявленная в тридцатые годы политика развития национальной культуры и языка коренных народов была свернута.     

    В эти годы начальником ОКРОНО был Валентин Костецкий. Он один из первых руководителей образования в округе поставил обучение и воспитание на научно-педагогическую основу. Многое он сделал для изучения психологии детей ненцев и ханты, написал диссертацию о психологически комфортном обучении детей тундровиков в школе, был дружен со многими семьями кочевников. Особое внимание он уделял росту научно-педагогических кадров из числа коренных малочисленных народов. Начатая им работа по созданию специальных программ обучения для детей коренных народов продолжается по сей день.

     

    Сегодня в ЯНАО действуют 130 общеобразовательных школ, в которых учатся 70 тысяч детей и подростков. Работают 8 колледжей (5200 студентов), 7 филиалов высших учебных (2883 студента).  Работают 24 школы-интерната, в которых учатся 9,5 тысячи детей КМНС, в том числе более четырех тысяч на полном государственном обеспечении.

     

    На снимке: воспитанники детского сада из поселка Тарко-Сале, 1957 год.

       

    Подготовила Светлана Муртазина

    svetline@inbox.ru

    Фото из книги «Образование на Ямале: от вековых традиций к новой школе», издательство «Баско», 2010

     

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...