-13...-15°C

16+
  • Ямальская интеллигенция родом из церковных сторожек

    05.11.2015 06:31:53

    Ямальская интеллигенция родом из церковных сторожек

    Мечты первых работников ОКРОНО сбываются.

    Не в пример нынешним временам, на заре советской власти Тюменская губерния занимала по уровню грамотности одно из последних мест в РСФСР. Коренное население Обского севера почти поголовно не умело читать и писать.

    Курс на всеобщую ликвидацию неграмотности, взятый в 1931 году Окружным отделом образования (ОКРОНО), тогда казался фантастической задачей.

     

    ПЕРВЫЕ ПЛОДЫ  МИССИОНЕРОВ

    Справедливости ради отметим, что еще до создания ОКРОНО – ровесника ЯНАО, вопросами народного просвещения занимались представители православной церкви. Открытие в Обдорске первой русско-туземной школы краеведы связывают с именем священника Петра Попова. Первый набор ее учеников прошел в 1846 году, уроки проводились на дому служителя церкви. Известно, что все первоклашки были мальчиками – 13 русских и один остяк.

    Очередная попытка создать эффективную миссионерскую школу была предпринята известным просветителем Тобольского севера отцом Иринархом (Шемановским). В образованной им в 1898 году школе-приюте учились преимущественно девочки. В этом был свой резон, поскольку отрыв мальчиков-туземцев от работ по хозяйству причинял их родителям существенный ущерб. С девочками в этом плане было гораздо проще, им не нужно было пасти оленей и ловить рыбу. Вместе с тем, по мнению Иринарха, женщины играли ключевую роль в быту тундровиков. Получив надлежащее образование, они, по замыслу просветителя, должны были вернуться в родные чумы и перестроить тундровой уклад на христианский лад, сломить упорное нежелание туземцев отдавать своих детей в школу.

    Большой заслугой обдорских миссионеров было воспитание первых национальных писателей и просветителей: ханты Петра Хатанзеева и ненца Ивана Ного. С их именами связана целая эпоха культурной жизни и просвещения на Ямале.

    В целом же достижения ямальского образования до 1917 года были скромны. С 60-х годов 19 века до 1915 года для обучения детей Крайнего севера было открыто двенадцать школ, и лишь в четырех из них учились дети туземцев. Все школы были начальными, ютились в церковных сторожках, юртах, чумах. Там было тесно, темно и холодно. До 1917 года все учебные заведения располагались в Обдорске, в общей сложности там обучались 158 ребятишек, из них лишь 17 человек – дети тундровиков.

     

    ТУНДРА ПОЛУЧИЛА СВОИХ УЧИТЕЛЕЙ

    По данным переписи населения в 1931 году, из 17 714 человек, проживающих на территории Обдорского района, к грамотным было отнесено всего 1982 человека.

    Заведующая ОКРОНО А.С. Будницкая поставила задачу ликвидировать в только что образованном Ямальском национальном округе неграмотность, построить достаточное число школ, детских садов, учреждений культурного и медицинского обслуживания северян.  

    Встал вопрос и о подготовке кадров из числа тундровиков. Для этого в 1932 году в Салехарде открыли техникум. В 1938 году местное педучилище выпустило первую группу учителей, что стало значительным событием в культурной жизни округа. К началу 40-х годов оно выросло в солидное учебное заведение с пятью основными курсами и тремя подготовительными отделениями. Сложился квалифицированный и дружный коллектив.

    В 1935 году на Ямале обучались 2071 человек, в том числе 267 учеников-ненцев. В 1939 году эти цифры возросли соответственно до 4736 и 1684 школяров.

    Примечательно, что кроме ненецких и хантыйских национальных школ в Обдорске действовала Образцовая зырянская школа (168 учеников) и татарская школа (60 учеников). Шесть национальных школ работали на родном языке. Более 90 процентов детей Ямала оказались вовлечены в процесс учебы, причем, четверть из них были ненцы и ханты.

    В 1941 году, аккурат к десятилетию округа, народное образование подытожило: создано 46 школ, 8 детских садов, 9 библиотек, 13 изб-читален, 8 красных чумов. Подготовлено 56 учителей, среди которых коми-ненецкий поэт, писатель, художник, выпускник педучилища Иван Истомин.

     

    НЕЛЁГКАЯ  ЭПОХА  ПЕРЕМЕН

    Впрочем, не всё было так радужно, как это преподносилось в отчетах партийных функционеров. Развитие образования тормозилось как объективными причинами (нехватка школ, учителей), так и волюнтаристскими действиями властей по искоренению шаманства и национальных традиций. Все эти факты стали известны широкому кругу общественности лишь полвека спустя и были описаны в произведениях северных писателей.

    Великая Отечественная война усугубила прежние и породила новые трудности в жизнедеятельности школ. Часть педагогов ушла на фронт, школьники стремились на производство: «Всё для фронта, всё для победы!». Да, и послевоенные годы были нелегкими, пришлось восстанавливать кадры, выводить народное образование на новый уровень…

    В 60-годах с началом освоения месторождений нефти и газа жизнь северян изменилась по всем параметрам. Начался стремительный рост населения, который продолжается и по сей день. Если в 1939 году на Ямале жили около 46 тысяч человек, треть из которых были коренные тундровики, то к началу нового тысячелетия эта цифра перевалила за полмиллиона, на долю которых приходилось лишь пять процентов ненцев, ханты, зырян…

    Нефтяные и газовые промыслы, наплыв многонациональной рабочей силы, изменили среду обитания кочевников и пошатнули их вековые устои. В системе образования также произошла смена приоритетов. Заявленная в тридцатые годы политика развития национальной культуры и языка коренных народов была свернута.     

    В эти годы начальником ОКРОНО был Валентин Костецкий. Он один из первых руководителей образования в округе поставил обучение и воспитание на научно-педагогическую основу. Многое он сделал для изучения психологии детей ненцев и ханты, написал диссертацию о психологически комфортном обучении детей тундровиков в школе, был дружен со многими семьями кочевников. Особое внимание он уделял росту научно-педагогических кадров из числа коренных малочисленных народов. Начатая им работа по созданию специальных программ обучения для детей коренных народов продолжается по сей день.

     

    Сегодня в ЯНАО действуют 130 общеобразовательных школ, в которых учатся 70 тысяч детей и подростков. Работают 8 колледжей (5200 студентов), 7 филиалов высших учебных (2883 студента).  Работают 24 школы-интерната, в которых учатся 9,5 тысячи детей КМНС, в том числе более четырех тысяч на полном государственном обеспечении.

     

    На снимке: воспитанники детского сада из поселка Тарко-Сале, 1957 год.

       

    Подготовила Светлана Муртазина

    svetline@inbox.ru

    Фото из книги «Образование на Ямале: от вековых традиций к новой школе», издательство «Баско», 2010

     

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
Яндекс.Метрика