НОВОСТИ Овны припрячут козырные карты, а Скорпионам придется изучить шпионские тактики НОВОСТИ Губернатор Ямала выразил соболезнования родным и близким погибших в Перми НОВОСТИ Глава Нового Уренгоя рассказал, какие еще перемены ждут город ПРОИСШЕСТВИЯ В Салехарде владельцы разбитых авто подсчитывают убытки после шторма НОВОСТИ Бизнесмены Ямала могут бесплатно получить электронную подпись НОВОСТИ Автомобили от «Уютного Ямала» готовы отправиться к победителям викторины НОВОСТИ Качели-гнезда, мостики и памятник муксуну: в Тазовском открывают новые зоны отдыха ЗДОРОВЬЕ Инструкция по вакцинации. Ответы, которые важно услышать от врача перед прививкой от COVID-19 и гриппа НОВОСТИ В последний день выборов жители Пуровского района спешат определить объекты благоустройства и сыграть в лотерею НОВОСТИ «На Ямале чувствуешь, что живешь». Спортсмен из Омска – о своем переезде на Север НОВОСТИ Девы и Рыбы будут невероятно удачливы, а Весы заставят остальных раскрыть рты от удивления НОВОСТИ Осенний витаминный сбор созревает на грядках НОВОСТИ Микрорайон Обдорский в Салехарде встретит первых переселенцев из «авариек» уже через год НОВОСТИ Увлечение энергетиками наносит двойной удар по здоровью НОВОСТИ Из реанимации – на выборы. В Новом Уренгое голосуют пациенты городской больницы ПРОИСШЕСТВИЯ Летали остановки и заборы, а с жилого дома чуть не «упорхнул» фасад. Результаты штормового ветра в Салехарде (ФОТО) НОВОСТИ Шампунь для Барбоса. Почему собак и кошек нельзя купать с «хозяйскими» пенками НОВОСТИ Работников лесного хозяйства Ямала поздравил Дмитрий Артюхов КУЛЬТУРА Русские истории: Мозг в банке, герои авиации и одухотворённое дерево НОВОСТИ Явка возросла: ямальцы идут на избирательные участки даже сквозь непогоду НОВОСТИ В Новом Уренгое избиратели активно голосуют на дому НОВОСТИ Симптомы дефицита витамина В12, и как его восполнить НОВОСТИ В Яр-Сале открыли новый современный корпус школы-интерната НОВОСТИ Какие сладости можно себе позволить без вреда для фигуры НОВОСТИ МЧС ЯНАО предупреждает о сильном ветре в субботу и воскресенье НОВОСТИ Ямальские блогеры стримят прямо с избирательных участков НОВОСТИ Омбудсмен Ямала объезжает муниципалитеты: «Каждый человек, имеющий право проголосовать, должен его получить» НОВОСТИ Раки сумеют выбраться из тины, а Тельцы с ледяным равнодушием отвергнут шопинг НОВОСТИ Выборы в ЯНАО: уже проголосовало 25 процентов избирателей ЭКОНОМИКА Свежий и ароматный. Жителей Панаевска и Находки насытят хлебом из новых печей


  • «Тушка» взлетела и приземлилась в последний раз

    03.09.2015 15:58:41

    «Тушка» взлетела и приземлилась в последний раз

    Салехардский музей авиатехники обзавелся очередным экспонатом – «рабочей лошадкой» советских авиалиний.

    Еще с минувшей среды внимание жителей Салехарда привлек самолет, появившийся на самом краю местного аэродрома, прямо за забором у автодороги Салехард – переправа. В ночь с субботы на воскресенье, 30 августа, движение по трассе перекрыли. Всё было готово к тому, чтобы перевезти машину на новое место прописки.

    – Этот «Ту-134» работал на просторах страны и участвовал в освоении районов Крайнего Севера – благодаря ему сформирована нынешняя экономическая и промышленная база округа. Мы решили увековечить память о труженике, – говорит Владимир Денисенко, руководитель службы наземного обеспечения авиакомпании «Ямал». К утру машина составит компанию еще восьми небесным «ветеранам», несущим вахту на постаментах.

    Готовились к перевозке тщательно. У забора отсыпана ровная площадка из гравия, тяжелый автокран укладывает на щебень бетонные плиты – на них встанут выдвижные опоры техники. Устойчивость не будет лишней: крану предстоит перенести через ограждение воздушное судно. Его облегчили, как могли, – сняли двигатели (восемнадцать центнеров каждый) и другое оборудование, очистили салон от кресел. Но «похудевший» лайнер, даже сбросив примерно шесть тонн, всё равно весит в четыре раза больше.

     

    ty134 3 03092015

    ty134 2 03092015

    Громада повисла в воздухе на высоте  нескольких метров над асфальтом – где еще такое увидишь?

     

    ty134 1 03092015

    Работу долго откладывали из-за дождей.  Полило и в ночь переезда, но помешать погода уже не смогла.

     

    – Наши специалисты могли бы разобрать самолет, но вот обратно собирать проблематично: нужны заводские условия, – смеется Владимир Ильич. – Посчитали, что дешевле и целесообразнее перевозить его таким способом.

    Близится час ночи, подготовительный этап завершен – на глазах у зрителей, которых не так уж мало для дождливой загородной ночи, «Ту-134» медленно поднимается, покачиваясь на закрепленных цепях. Колеса шасси проплывают над «колючкой», которой увит забор. Поворотом стрелы и собственными силами – рабочие, как бурлаки, тянут привязанный к носовой стойке трос – машину разворачивают в воздухе почти на сто восемьдесят и опускают на проезжую часть. Пока горожане позируют вокруг, кран собирает «рабочее место» и выдвигается в конечную точку маршрута. Вот теперь поехали! Ну же, поехали ведь?.. Тут и расстояние-то всего ничего...

    В общем, очень хотелось верить, что на шесть часов – с полуночи до утра – дорогу закрывали неисправимые пессимисты с запасом на случай какого-нибудь катаклизма. Однако триста метров стали самыми тягостными в долгой карьере самолета. Прокатить их – раз плюнуть, но это на просторном аэродроме. Трасса всё-таки предназначена для более приземленного транспорта: колеса-то «тушки» с запасом умещаются на асфальте, а вот распростертые крылья угрожают окрестному пейзажу. Приходится маневрировать – тягач неторопливо таскает лайнер то вперед, то назад. Хвост тоже удружил – машина цепляет провисший над проезжей частью кабель. Ждавший поблизости подъемник помог преодолеть препятствие без ущерба.

    Через несколько часов будущий памятник добрался до поворота на аэропорт, и стало понятно, что чем-то сейчас придется пожертвовать – или салехардской стелой с одной стороны дороги, или придорожным столбом с другой. Ну или одним из крыльев. Выбор простой, сыплются искры – столб, закрепленный у макушки и перерезанный у основания, пропускает воздушное судно. Наконец, оно забирается одной стойкой шасси на тротуар, а затем на обочину, зарываясь крылом в кусты. Земной путь самолета окончен. Кран, уже укрепившийся на новом месте, в последний раз поднимает его ввысь, чтобы водрузить на массивные бетонные опоры по соседству с вертолетом «Ми-8». Аккурат уложились: время без пяти шесть. Осталось надежно зафиксировать машину – на эту работу уйдет еще день.

    Добавим, что последний рейс в Салехард этот лайнер совершил в 2011-м. Затем авиакомпания вывела его из эксплуатации – пилоты и пассажиры пересели на более современную технику. Водрузить «тушку» на постамент решили еще в прошлом году.

    – Раньше сделать этого не получилось – из-за постоянных дождей очень тяжело было бы везти самолет по земле в конце взлетно-посадочной полосы. Как только грунт позволил, сразу приступили к работе, – комментирует Владимир Денисенко.

    Данил Колосов

    kdv-ks@mail.ru

    Фото автора