Десять законов Ямала, которые изменили все | «Красный Север»
0°C

Политика

Десять законов Ямала, которые изменили все

Депутаты первого созыва Госдумы ЯНАО (с 2009 года – Законодательное Собрание) заложили основы законодательства автономного округа, которое сегодня можно назвать одним из самых развитых в стране. За четверть века приняты тысячи нормативно-правовых актов, самый большой блок из которых – социальный.


«Время летит неумолимо, но заставляет нас быть мудрее, проницательнее, более взвешенно принимать решения, проявлять заботу о старшем и подрастающем поколениях. Наработанная нами законодательная база позволяет успешно развиваться округу и создавать блага населению Ямала. Нет ни грамма сомнения в том, что мы сделали что-то не так. Начать с чистого листа и получить результат – это здорово», – отмечает Николай Бабин, первый спикер ямальского парламента.

«КС» отобрал самые важные окружные законы. Что они дали ямальцам?

Коллаж Татьяны кайзер
Коллаж Татьяны кайзер

Валерий Степанченко в ямальском парламенте – с первых дней его образования. Был руководителем аппарата, заместителем председателя, председателем

Комитета по уставному законодательству:

– Что дал Устав рядовому ямальцу? Например, решение о возведении нового аэропорта в Салехарде было принято обкомом партии еще в 1975 году. Решение о строительстве газопровода тоже было, но при этом деньги все были в области. А мы как топили углем, так и продолжали. Помните баржи с подмороженными овощами? А дощатые тротуары? Получив право формировать свой бюджет, мы смогли построить аэропорт, провести газ, заключать договоры на поставку продуктов с теми поставщиками, с которыми удобней работать.

Я всегда говорил, что три бюджета больше, чем один. Отрегулировав взаимоотношения с Тюменской областью, мы совместными усилиями построили дороги, школы, больницы, детсады. И Тюмень поднялась: в 2000 году бюджет области составлял 7 миллиардов рублей, а в 2007-м – уже 107 миллиардов!

Виктор Казарин, первый заместитель председателя ЗС ЯНАО:

– Закон об административном устройстве – основополагающий. Он определил систему построения муниципалитетов. Это городские округа, районы, поселения. От этого зависело распределение бюджетных ресурсов, удобство предоставления муниципальных услуг, размещение производительных сил, налогооблагаемая база. Сейчас всё это сбалансировано.

Наш закон учитывает определенную историческую специфику. Например, Новый Уренгой и микрорайоны, которые там появились: Коротчаево, Лимбяяха. Есть такие территории и в других муниципалитетах. Если бы их отнесли к районному звену, неудобно было бы добираться до райцентра.

В то время было много дебатов, кое-где даже референдумы проводили. Но жизнь показала, что мы поступили правильно, сделав акцент не на букве закона, а с учетом мнения населения: как удобнее людям. Если бы мы четко следовали предписаниям 131-го закона, можно было так нагородить, что жителям пришлось бы нелегко.

Важный закон – об инвестициях. Сегодня мы можем с гордостью сказать, что наш бюджет такой большой не потому, что нам с неба падают нефтегазовые доходы, а потому, что это целенаправленная работа, преемственность взаимоотношений с ТЭКом. Это результат деятельности по созданию благоприятного инвестиционного климата, который дал возможность крупным инвесторам активно работать на Ямале. Развивается транспортная инфраструктура. Например, дорога, которая свяжет Салехард с Надымом, даст западной части округа импульс для экономического развития.

Алексей Артеев, председатель Госдумы ЯНАО в 2000 году:

– Когда шла работа над законопроектом об основах регулирования отношений между областью и автономными округами, входящими в их состав, рассматривались разные формулировки. В те годы взаимоотношения областного центра и округов нуждались в урегулировании. Мы проводили консультации с Ассоциацией юристов России, с ведущими специалистами в области конституционного права. В итоге нашли ответ на вопрос, как в рамках федерального законодательства установить отношения между тремя субъектами Федерации.

Суть закона – в формировании отношений, построенных на взаимной кооперации, взаимодополняемости. Это выгодно всем. Ямал нуждается в межрегиональных интенсивных связях, чтобы восполнять дефицит социальных институтов. Эффект же закона в том, что он способствовал разработке программы «Сотрудничество», ориентированной на финансирование региональных программ.

Елена Зленко, заместитель председателя ЗС ЯНАО с 2005 по 2018 годы, член Совета Федерации РФ:

– Все три закона – о порядке обеспечения жильем, о мерах соцподдержки и маткапитале – объединяет глубокая социальная ответственность власти перед населением. По набору реализованных льгот невозможно найти такой субъект Федерации, где было бы столько мер поддержки.

Ямал один из первых разработал и принял дополнительные полномочия по обеспечению граждан жильем. Это нормы, сверх установленных Жилищным кодексом РФ.

В первую очередь выделены коренные народы Севера. Также округ взял на себя полномочия по обеспечению жильем малоимущих граждан. Это трудный вопрос – у нас, по статистике, около семи процентов жителей имеют доход ниже прожиточного минимума. Нужно было дополнительно разработать нормативно-правовую базу в части признания граждан малоимущими.

Следующая категория – дети-сироты. Здесь закон претерпевал изменения. Сначала округ оформлял договор соцнайма, затем предоставлял жилье в собственность. В итоге вышли на специализированный жилищный фонд, чтобы научитьсирот обращаться со своим имуществом. Да, Ямалу непросто выполнять в полном объеме взятые на себя обязательства. Но сегодня по детям-сиротам вопрос почти закрыт, решаются вопросы по обеспечению жильем других категорий. Не могу не отметить новые подходы губернатора к решению жилищных проблем. Одна из форм – внедрение арендного жилья.

Закон о материнском капитале – предмет особой гордости. Он самый крупный в России. Колоссальным социальным эффектом, вместе с другими мерами соцподдержки, стало увеличение количества многодетных семей на Ямале. Кстати, жаркие споры были по пятилетнему цензу проживания в округе. Мы долго обсуждали эту норму, спорили с прокуратурой, убеждали. Это делалось для того, чтобы не увеличить миграционные потоки в регион для получения материнского капитала, а направить эти деньги тем, кто здесь живет и работает. Время показало, что мы правильно оставили эту норму.

И, наконец, наш базовый закон, формирующий подходы и принципы социальной защиты населения. В нем закреплены все основные меры поддержки и все льготные категории. По совокупности у нас более трехсот тысяч льготников. Многое для бюджета дается непросто. Сегодня уже идет речь о критериях нуждаемости и об адресности. Возможно, с учетом времени закон будет меняться, но заложенные в него льготы – основа социальной поддержки, без которой уже не обойтись. Равных Ямалу в этом нет. Даже по «мусорной реформе» наш регион первым продумал и заложил меры поддержки. И здесь вопрос не в деньгах, а в ответственности власти перед населением. У нас не перекладывают проблемы на плечи людей. Это принципиальная позиция, и она закреплена законодательно.

Инфографика Анастасии Назаровой
Инфографика Анастасии Назаровой

Сергей Харючи, председатель ЗС ЯНАО в 2000–2015 годах:

– Законодательство региона в области обеспечения прав коренных малочисленных народов на исконную среду обитания, приоритетного права на территории природопользования, сохранения их национальной культуры является уникальным и представляет собой результат непрерывной, трудоемкой работы всех уровней власти и общественности.

Сложность состояла в том, чтобы соблюсти баланс между развитием топливно-энерге-тического комплекса и сохранением прав коренных народов. Мы обеспечили сбалансированность интересов власти, жителей региона и промышленных компаний. Ведь в этом суть любого закона. Если появляется крен в чью-то сторону, это сразу отражается на общественных отношениях.

Игорь Герелишин, заместитель председателя Комитета по соцполитике и ЖКХ:

– Закон о регулировании отдельных земельных отношений конкретизировал и дополнил положения федерального законодательства с учетом природных, социальных и экономических особенностей округа. Он служит развитию экономики региона, повышению уровня благоустроенности городов и поселений, созданию более комфортных условий проживания. С момента принятия документ претерпел множество изменений. Но все они направлены на расширение возможностей населения и организаций реализовать свои права в этой сфере и на поддержку отдельных категорий граждан.

Сергей Ямкин, председатель ЗС ЯНАО:

– В свое время Ямал был одним из немногих субъектов, который принял не только закон о правилах и принципах стратегического планирования, но и полностью реализовал эту систему на практике. Этот прочный фундамент позволяет нам, не снижая темпов развития, строить планы, формировать и развивать новые отрасли региональной экономики с учетом требований современной жизни.


0

0

0

0

0

0



Темы