Ямал как есть. Заключение сорока экспертов | «Красный Север»
0°C

Политика

Ямал как есть. Заключение сорока экспертов

Ученые, журналисты и политологи изучили специфические особенности главной газовой провинции страны и поделились выводами.


13 сентября в международном пресс-центре МИА «Россия сегодня» прошла мультимедийная пресс-конференция о развитии Арктической зоны РФ, в которой участвовали заместитель губернатора ЯНАО Дмитрий Артюхов и депутат Госдумы Владимир Пушкарев. Арктическая госпрограмма с финансированием в 190 миллиардов рублей продлена до 2025 года, на первом этапе – до 2020-го – планируется сформировать восемь опорных зон, одна из которых наша, ямальская.

БОЛЬШЕ 100 МЕР ПОДДЕРЖКИ

Среди регионов северных широт ЯНАО выглядит лидером, отмечается в исследовании, проведенном Центром общественно-политических проектов с привлечением 41 эксперта. Они учли, что автономия приносит каждый десятый рубль федерального бюджета, реализует крупнейшие инфраструктурные проекты, эффективно развивает топливно-энергетический комплекс, что позволяет укреплять «социалку». Основные перспективы связаны с нефтегазом. Ожидается, что валовый региональный продукт (ВРП) ЯНАО в 2020 году составит 1,8 триллиона рублей.

– Сегодня Ямал – самый социально защищенный среди регионов Арктической зоны. Здесь принято более ста мер социальной поддержки, из них шестьдесят процентов – региональные, – подчеркнул Константин Листратов, руководитель Центра общественно-политических проектов.

ДОРОГИ – ГОСУДАРСТВУ

Ключевые выводы экспертов касаются точек роста ЯНАО. Так, эксперты считают, что высокие широты нужно осваивать за счёт инфраструктурных проектов

федерального значения. При этом проекты, уже запущенные в Арктике, находятся на

Ямале – порт Сабетта и Северный морской путь, «Энергия Арктики» (ж/д

Надым-Салехард и Бованенково-Сабетта; развитие ледокольного флота). Для диверсификации экономики ямальцы выбрали правильный путь – развивают переработку вблизи добычи (заводы СПГ, НПЗ, ГПЗ, проекты «Сибур» и другие). Крепкая соцподдержка удерживает население, что позволяет Арктику «обживать», как не раз подчеркивал губернатор Дмитрий Кобылкин. Такой подход ученые считают геополитически важным. В качестве одной из действенных мер по реализации госполитики в Арктике эксперты предлагают дать региону

максимальные свободы в социально-экономической политике и содействовать инфраструктурному развитию территории.

– Инфраструктура, под которой я подразумеваю транспортную доступность и дорожную сеть, это система кровоснабжения любого региона, – подчеркивала Екатерина Шульман, доцент кафедры государственного управления Президентской академии. – И это сфера ответственности именно государства. Это не то, откуда и ему надо уходить, как из большинства других сфер, это сфера, где ему надо присутствовать.

СЕВМОРПУТЬ ЖДЁТ

Добавим, что новая редакция государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ» принята 31 августа. Вдобавок необходимо принять специальный федеральный закон «О развитии Арктической зоны РФ», отмечает заместитель комитета ГД РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Владимир Пушкарев:

– Разработать законопроект предполагается совместно с министерствами, правительством России. Реализация госпрограммы невозможна без закрепления ее основных понятий в законе. Иначе она останется декларативной. Необходимо дополнительно обсудить объемы финансирования и наполнение подпрограмм – о развитии Северного морского пути и импортозамещении оборудования для ТЭК.


ЧТО ЕЩЕ НЕОБХОДИМО ЯНАО, ПО МНЕНИЮ ЭКСПЕРТОВ?

– активное развитие региональных авиалиний и малой авиации в качестве временной

альтернативы дорогому строительству железнодорожных веток и автомобильных дорог;

– комфортные условия жизни для всех категорий населения: постоянно проживающих,

вахтовиков, представителей коренных народов Севера.

– ориентировать здравоохранение на повышение производительности труда – диспансеризацию и превентивную реакцию на возможные заболевания, сказывающиеся на трудоспособности.

– развивать агропром для самообеспечения продуктами питания, сохранения традиционных условий жизни коренных народов Севера и встраивания их в экономику региона.

– развивать не массовый туризм, а экстремальный, экзотический, гастрономический и этнический.


Акценты

К ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РЫВКУ ВЕДЁТ СШХ

Развитие ТЭК и транспортно-инфраструктурных проектов эксперты считают основой для новой программы социально-экономического развития Арктической зоны РФ.

«Реализация ресурсного потенциала напрямую зависит от развитой транспортной инфраструктуры. Правительство автономного округа реализует направленную политику на создание Арктического транспортного коридора. На Ямале ведется работа над проектами строительства и расширения морского порта Сабетта, железнодорожного Северного широтного хода и железнодорожной линии Бованенково – Сабетта. Их реализация загрузит Северный морской путь и кратно активизирует его работу, – подчеркнули в правительстве ЯНАО.

– Полным ходом реализуется проект «Ямал СПГ». В рамках проекта строится завод по сжижению газа, новый арктический морской порт в Сабетте, танкерный флот ледового класса. Разрабатывается Новопортовское нефтегазоконденсатное месторождение, нефть которого поставляется по Северному морскому пути. Для загрузки Северного морского пути достаточно реализовать проект строительства железнодорожного Северного широтного хода и участка железной дороги от Бованенковского месторождения до Сабетты. В конечном итоге мы получим не только мощный экономический рывок, но и возможность использования транспортной инфраструктуры в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства».

Комментарии

ЗАВОД СПГ КАК ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

Проведенную экспертизу для Ямала политолог Олег Матвейчев назвал передовой практикой.

Он подчеркнул, что только 30 процентов регионов грамотно прорабатывают документы, предоставляемые в федеральный центр на получение финансирования или софинансирование региональных программ.

Заместитель губернатора Дмитрий Артюхов поблагодарил экспертное сообщество за труд:

– Всегда полезно посмотреть на себя со стороны. Многие эксперты входят в общественные советы при министерствах и ведомствах: надеемся, что они смогут донести позицию о необходимости особого подхода к Арктической зоне, специальных решений, в том числе в рамках государственной программы социально-экономического развития территории. Наш прорывной проект «Ямал СПГ» доказал, что в Арктике возможно реализовывать крупные инфраструктурные проекты в срок и в рамках заложенного финансирования.


0

0

0

0

0

0



Темы