Ямал приведёт инвестиции к арктическим дорогам | «Красный Север»
0°C

Политика

Ямал приведёт инвестиции к арктическим дорогам

Проект моста через Обь будет оптимизирован, дорожная инфраструктура в Арктике дождется инвесторов, и сразу три ямальских инфраструктурных проекта признаны лучшими транспортными проектами России. Об этом – в новом обзоре «Красного Севера», посвященном развитию транспортной инфраструктуры в Арктической зоне России «Трансполярная магистраль».


Бюджетные расчёты 

Российский инвестиционный форум, который прошел в Сочи, принес немало новостей о ходе реализации в Арктике инфраструктурных транспортных проектов. 

Так, губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов заявил о том, что проект самого главного моста Северного широтного хода (железнодорожной магистрали, которая в прошлом году начала строиться на Ямале) через реку Обь будет оптимизирован. Он по-прежнему будет состоять из железнодорожной и автомобильной частей, но применение новых материалов позволит удешевить строительство. 

«У нас существовал проект, но сейчас компании, которые активно вовлечены (в процесс) видят возможности для существенной оптимизации. Оптимизация моста – это использование современных материалов, современных подходов к организации стройки. Есть понимание, как это удешевить», – передает мнение главы Ямала ТАСС.

Этот процесс, по словам Дмитрия Артюхова, может сказаться на сроках возведения объекта, но зато позволит удержать весь проект в рамках утвержденного бюджета. 

«Мы немного сдвигаемся в графике. Задача сложная – удержать весь проект целиком в согласованном бюджете, поэтому резерв, который удастся получить, а мы ожидаем существенные цифры, это не один миллиард рублей, позволит получить запас (финансовой) прочности на других элементах, где возможны непредвиденные расходы. И мы сможем удержаться в общей стоимости», – отметил губернатор ЯНАО. 

Мост через Обь – ключевой элемент Северного широтного хода (СШХ). И самый дорогой. Несколько лет назад его стоимость оценивалась в 60 миллиардов рублей, сейчас называют цифру 53 миллиарда. Но в любом случае это – половина стоимости участка всей дороги от Лабытнанги (станция Обская) до Надыма. 

Лишь десятый рубль – бюджетный

С другой стороны, Ямалу, в общем-то, повезло. Из полутора десятков крупных инфраструктурных проектов, которые намечалось реализовать в Арктической зоне РФ, по факту стартовали только два. И оба в ЯНАО – СШХ и мост через Пур. На другие либо нет денег, либо они недостаточно проработаны с точки зрения современных экономических реалий. 

Так, например, на прошлой неделе главный правительственный куратор Арктики вице-премьер Юрий Трутнев довольно резко отозвался о перспективах строительства моста через Лену в районе Якутска. 

«Я считаю, что каждый рубль бюджетных средств может тратиться только тогда, когда он эффективен. У нас нет бесконечного количества ресурсов, нам много еще нужно построить и мостов, и дорог, очень много на Дальнем Востоке и на других территориях России. Но мы должны считать, сколько транспорта пойдет, через какое количество времени деньги, вложенные в этот проект, окупятся. С этой точки зрения я пока сбалансированного технико-экономического обоснования строительства этого моста не видел», – заявил он на пресс-конференции в Москве. 

В ответ глава Якутии Айсен Николаев заметил на Сочинском инвестфоруме, что сейчас республика прорабатывает вариант возведения моста на условиях концессии.

«Мы ставим вопрос о том, что до конца 2024 года теоретически мост может быть построен. Мы хотим (построить) мост по частной концессионной инициативе с достаточно крупным федеральным грантом в размере до 75–80 процентов его стоимости. Считаем, что при этом платность моста может быть для автомобилей грузоподъемностью свыше 3 тонн, а для остального транспорта бесплатным», – передал мнение главы Якутии ТАСС. 

В ямальском проекте стоимостью 113 миллиардов рублей доля госбюджета (федеральный грант) составляет 10 миллиардов рублей. Еще 8 миллиардов дает окружной бюджет на автомобильную часть моста через Обь. Остальное – средства концессионера. Якутия на мост через Лену стоимостью 80 миллиардов рублей рассчитывает получить из федерального бюджета 60 миллиардов рублей.

Поскольку такая позиция вряд ли устроит федеральный центр, то, очевидно, моста через Лену в районе Якутска не будет еще долго.

Новые реалии

Крымский мост, видимо, стал одним из последних в России крупных транспортных проектов, реализованных за деньги федерального бюджета. Все последующие проекты, очевидно, будут создаваться на деньги частных инвесторов с минимальными федеральными и региональными грантами. Что, собственно, уже и наблюдается на примере моста через Пур, где сейчас можно проехать только по платной понтонной переправе. 

Поэтому опять же с подачи Ямала в Государственной Думе начала формироваться новая законодательная база по автодорожному строительству в Арктике. Она в том числе должна регламентировать, кто и сколько должен платить инвестору за проезд по таким дорогам и мостам, чтобы компенсировать ему затраты на строительство. 

В начале февраля, как уже писал «Красный Север», законопроект, разрешающий строить в районах Крайнего Севера и на приравненных к ним территориях дороги на средства инвесторов, прошел первое чтение в Госдуме. Легковые автомобили и машины экстренных служб по таким дорогам будут ездить бесплатно. 

«На примере моста через Пур в ЯНАО сделаны расчеты. Для грузовых автомобилей, которые используются в том числе субъектами малого и среднего бизнеса, тариф будет снижен на 50 процентов. То есть доставка станет даже дешевле. Данные поправки будут относиться только к новым проектам, существующие дороги продолжат работать в прежнем режиме», – приводил пример депутатам на заседании Госдумы первый заместитель министра транспорта РФ Иннокентий Алафинов. 

В целом государственно-частное партнерство по строительству автодорог и мостов считается благом для Арктического региона и ямальцев. Но, например, в Архангельской области и Якутии опасаются, что платные дороги себя не окупят, а проезд по ним вызовет рост цен на товары и продукты питания. Тем не менее привлечение в автодорожную отрасль частных инвестиций в нынешних условиях, очевидно, наиболее разумный способ расширять транспортную доступность в Заполярье. Остается надеяться, что законодатели найдут разумный подход, учитывающий специфику того или иного региона. 


0

0

0

0

0

0



Темы