Книжная полка: Датские чудеса, тело в средние века и британский дракон | «Красный Север»
0°C

Культура

Книжная полка: Датские чудеса, тело в средние века и британский дракон

На нашей книжной полке сегодня произведения, которые так или иначе связаны со Средневековьем. Интерес к этому историческому периоду аудитория почти никогда не теряет. Вдобавок его подогревает регулярное появление разного рода сериалов. Их создатели не обходятся без упоминания магии и мифических существ, возможно, именно сказочность привлекает зрителя. В литературе эта эпоха получается ничуть не скучнее сериалов.


Питер Хёг «Представление о двадцатом веке»

Хронологически первый роман датского автора Питера Хёга наконец-то издан на русском языке. Писатель российской аудитории знаком, всплеск читательского интереса к датскому затворнику случился после выхода романа «Смилла и её чувство снега», экранизация которого только укрепила эту любовь.

Фото: spbu.ru
Фото: spbu.ru

Питер Хёг пишет обстоятельно, полностью отказываясь от контактов со СМИ, поэтому никто заранее не знает, каким будет его новый роман. Про «Представление о двадцатом веке» такого сказать нельзя, ведь роман вышел в 1988 году, дискуссии о нём давно отгремели. Пришло время и русскому читателю сформировать своё мнение.

Предупредим, что эта книга не похожа ни на одно произведение автора. История о двадцатом веке начинается с позднего Средневековья, с 1520 года. Стилистически она тяжеловеснее, чем более поздние романы Хёга: нелинейное повествование в трёх временах, сложные синтаксические конструкции на полстраницы, главы с пересечением сюжетных линий и обилием объектов, на которых надо концентрировать внимание.

С жанром тоже не всё так просто. Это в равной степени и семейная сага, и магический реализм, и психологический роман, – и ничто из перечисленного в чистом виде.

Наверняка можно сказать одно – с «Представлением о двадцатом веке» вы не заскучаете. Хёг мастерски соединяет реальные приметы датской жизни (настоящих писателей и архитекторов, узнаваемого министра, существующие в настоящем места, например, озёра вокруг Копенгагена) с магическими элементами (по приказу графа в одном из поместий останавливается время и начинаются поиски центра вселенной, огромный доходный дом постепенно уходит под землю и тонет с одной из героинь, а беременность другой героини длится шесть лет). Не зря 40 лет назад, когда книга увидела свет, литературные критики сравнивали её с романом «Сто лет одиночества» Габриеля Гарсия Маркеса. Произведение действительно о датском ХХ веке, о надеждах датчан и неоправдавшихся ожиданиях, о кризисах и их преодолении, о тупике и попытках выбраться из него.

Книга будет интересна всем, кто любит хорошие большие истории, а также тем, кому интересна Скандинавия.

2020 год

496 страниц

Читай-город – 700 рублей, Озон – 900 рублей

Джек Хартнелл «Голое средневековье»

Книга не об истории жанра ню, это нон-фикшен о телесности в Средние века. Английский историк искусств Джек Хартнелл исследует визуальное искусство и историю медицины. Рассказывает, как формировалось отношение человека к жизни и смерти, к болезни и лечению.

Фото: inkwellmanagement.com
Фото: inkwellmanagement.com

Как средневековый человек представлял себе устройство собственного организма? Почему одни части тела одухотворяли, а другим приписывали демоническую силу? Почему облысение связывали с сумасшествием, как относились к пирам и постам? Когда и почему сердце стало ассоциироваться с любовью?

Но предметом исследования Хартнелла стало не только тело, а всё, что связано с заботой о нём, украшением и сбережением. Например, он рассказывает историю возникновения различных фасонов обуви или сложном жестовом языке в отдельно взятом монастыре.

Книга разбита на части в соответствии с органами и системами («Голова», «Кровь», «Ноги» и т.д.), читать её можно не подряд, а с любой главы. «Голое средневековье» рассчитано на широкого читателя, язык близок к искусствоведческому, но не перегружен узкоспециальными терминами, а ещё в произведении много иллюстраций, схем, гравюр и фрагментов фресок (чёрно-белых и цветных).

Книга отлично подойдёт для расширения кругозора и может стать ключом к пониманию некоторых произведений искусства.

2019 год

320 страниц

Озон – 516 рублей, ЛитРес – 400 рублей

Кадзуо Исигуро «Погребённый великан»

Ещё один взгляд на Средневековье, в этот раз – английское. Британский писатель японского происхождения, лауреат Нобелевской премии по литературе Кадзуо Исигуро рассказывает историю о любви и забвении, о памяти и прощении, и пересказать это довольно трудно.

Фото: mirf.ru
Фото: mirf.ru

Пожилые супруги – Аксель и Беатрис – живут в земляной деревне, да, все дома находятся под землёй, а право зажечь свечу в своём жилище ещё надо заслужить.

Однажды пара отпрашивается у местного совета на несколько дней, чтобы навестить сына, с которым они не встречались много лет. Они даже не знают, где именно искать, плохо помнят, где он живёт, да и есть ли у них сын, герои не уверены. И дело не в их старости – в этих краях у всех большие проблемы с памятью, потому что по земле стелется неведомая хмарь, в котором люди легко и надолго забывают события даже ближайшего дня.

Аксель и Беатрис всё же доверяют остаткам своих воспоминаний и, опираясь друг на друга, отправляются в путь. Исигуро щедро населил роман мифическими существами и героями. Будут здесь и дракон, и орки, и отсылка к греческим мифам, и к историям о короле Артуре, и чудной Дон Кихот на тощем коне. Вовсе не обязательно быть знакомым со всеми этими литературными и мифологическими персонажами, чтобы прочесть «Погребённого великана» и понять, о чём эта книга.

Исигуро ставит перед читателем вполне житейские вопросы, а к ответам ведёт сквозь поросшие вереском холмы, холодные реки и тяжёлый туман беспамятства.

Можно ли сохранить любовь на долгие десятилетия, если помнить обо всех нанесённых друг другу обидах? А два народа, когда-то враждовавшие, могут ли однажды оставить взаимные претензии предкам и начать строить добрые отношения на радость потомкам? Согласитесь ли вы стереть самые тяжёлые ранящие вас воспоминания, если будете знать, что вместе с ними уйдёт и память о ежедневных приятных мелочах?

«Погребённый великан» – роман медленный и почти медитативный, бывают страницы, на которых буквально ничего не происходит. Чтение этой книги подобно перемещению элементов в саду камней или созерцанию цветущей сакуры, когда внутреннее движение значительно больше внешнего.

2016 год

416 страниц

Озон – от 166 рублей, ЛитРес – 250 рублей


0

0

0

0

0

0



Темы