Досуг семейный, контент чумовой: этноблогер из Нового Порта рассказывает о жизни двух миров | «Красный Север»
0°C

КМНС

Досуг семейный, контент чумовой: этноблогер из Нового Порта рассказывает о жизни двух миров

Этноблогер Елена Худи из Нового Порта живет в двух мирах: тундровом и поселковом. Первый — в разы сложнее, но самобытнее, и потому гораздо интереснее.

Время для чтения ~ 8 минут


Казалось бы, для чего многодетной маме и счастливой супруге из благоустроенной квартиры всей душой стремиться в стойбище? В скромный чум с печкой, к оленьим стадам и тяжелому труду? Но Елена Худи, не раздумывая, при первой возможности садится на снегоход и отправляется навстречу бескрайним северным просторам.

Елена называет себя этноблогером. Ее канал, созданный ровно год назад, быстро стал популярным. Каждый пост, будь то селфи с оленем или дегустация традиционного блюда, подписчики эмоционально комментируют. Кто-то вспоминает молодость, другие открывают для себя мир кочевых народов.

– Наша семья ведет полукочевой образ жизни, — рассказывает Елена. — У нас есть стадо оленей, но большую часть времени за ними приглядывают наши родственники, спасибо им. Для мужа это очень важно – не отрываться от корней. Свободное от работы время мы стараемся проводить в тундре. На выходных, в отпуске собираем детей, садимся на снегоход и едем в стойбище.

Всё детство с фотоаппаратом

Любовь к тундре и фотоискусству у Елены с детства. Пленочный фотоаппарат она всегда брала с собой, собираясь к дедушкам и бабушкам в стойбище.

– Мама отпрашивала меня у директора школы в мае, и я отправлялась на все лето к родным. Кроме тетрадок и книжек, обязательно брала несколько комплектов пленки, — говорит Елена. — Многие из старых снимков публикую до сих пор.

В тундре только первое время было тяжело, непривычно. Потом появились новые друзья, игры и приключения. Старшие приглядывали за младшими, читали им книги, учили писать и считать. Или собирались дружной компанией и шли изучать ближайшие окрестности.

Фото: предоставлено из личного архива Елены Худи
Фото: предоставлено из личного архива Елены Худи

По погоде и правилам тундры

Семья Елены как минимум раз в месяц выбирается в гости к родным-кочевникам. Ее тети, дяди, племянники живут в разных уголках огромного полуострова Ямал, а родственники мужа — по большей части в надымской лесотундре. Быт и традиции каждой семьи этноблогер знает изнутри и трепетно их чтит.

Елена прекрасно представляет, каково это — быть хозяйкой чума и хранительницей очага. Однако те обязанности, которые каждый день выполняют кочевые женщины, не кажутся ей слишком сложными и утомительными. По ее словам, северные девушки с детства привыкли к холоду, постоянному труду и бытовым трудностям.

Этноблогер с любовью рассказывает, как проходит типичный день хозяйки чума:

– Женщины встают рано, еще до шести утра, и первым делом оценивают погоду, которая определяет планы на день. Затем топят печь, готовят утренний чай. За завтраком обсуждают предстоящие дела. Вскоре мужчины уходят заниматься стадом, а женщины наводят порядок в чуме и вокруг него, готовят, шьют, присматривают за детьми.

По словам нашей собеседницы, дети кочевников очень любознательные, открытые и дисциплинированные. Елене ни разу не доводилось встречать маленьких хулиганов в стойбищах. Это вполне объяснимо — жизнь в суровых условиях диктует свои правила.

По воспоминаниям Елены, тундра представлялась ей мистическим местом. Казалось, что под каждым кустом прячется народ сихиртя или ведьма Парнэ. Возможно, они возникали в детском воображении под влиянием ненецких сказок. Бывало, девочка сядет читать книгу деду, а тот слушает-слушает, а потом поправляет, говорит: «Я тебе другую историю расскажу, как на самом деле было». Он всегда предостерегал внучку от баловства за пределами чума, ведь лесные духи не дремлют, могут и осерчать.

В жилище ненцев тоже надо соблюдать условности. Например, женщинам в чуме ни в коем случае нельзя заходить на определенную часть пространства позади печи. Елена уверена, что традиции дисциплинируют девочек и мальчиков, подрастающих в семьях северных народов.

Фото: предоставлено из личного архива Елены Худи
Фото: предоставлено из личного архива Елены Худи

Отношения в кочевой семье

– В былые времена пару для повзрослевших детей подыскивали родители. Этот обычай сохраняется в некоторых семьях, но теперь все чаще парни и девушки знакомятся через соцсети, — рассказывает Елена. Своего мужа Николая Сэротэтто она впервые увидела, когда он с родней приезжал в гости. Стали общаться, потом решили создать семью.

– Родители отпустили его из тундры, и мы обосновались в поселке. Растим троих детей, ждем четвертого, — рассказывает она.

По словам Елены, кочевые семьи чаще всего многодетные, так было испокон веков. Главой считается мужчина, ведь от него зависит безопасность в стойбище. Но решения нередко принимаются совместно на семейном совете.

Профессия чумработницы

Труд женщины на стойбище сложно переоценить. На ней держится хозяйство, дети.

Уже несколько лет на федеральном уровне обсуждается инициатива Ямала закрепить профессию «чумработница» в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, как должностей служащих и тарифных разрядов. Пока же, рассказала начальник отдела финансового и правового обеспечения департамента КМНС Анастасия Исмагилова, кочевых женщин официально оформляют оленеводами третьего разряда в оленеводческих бригадах Ямала. Они трудятся наравне с мужчинами-оленеводами, из-за тяжелых условий труда выходят на пенсию в 45 лет с минимальными выплатами.

Фото: предоставлено из личного архива Елены Худи
Фото: предоставлено из личного архива Елены Худи

– Жизнь в тундре неразрывно связана с постоянными перекочевками с имуществом и традиционным жилищем по местам нахождения оленьих пастбищ. Поэтому женщина, помимо своих прямых обязанностей (поставить чум, наколоть дрова, растопить снег на воду, накормить семью), помогает мужу со стадом оленей: пасет, защищает их от хищников, — отметила Анастасия Исмагилова.

Этноблогер Елена Худи убеждена, что закрепление профессии «чумработница» станет важной поддержкой для северных женщин:

– Можно было бы организовать обучение в школе-интернате, где учатся дети из кочевых семей. Подобные курсы стали бы полезными и для взрослых – тех, кто собирается работать в сфере туризма. Сегодня гости с Большой земли все больше интересуются, как устроен уклад кочевой жизни. И с точки зрения организаторов туров, важно хорошо знать традиции, обычаи и быт коренных северных народов.


Текст: Дарья Кашкова

Журнал «Ямальский меридиан», № 3, 2025 г.


0

0

0

0

0

0



Темы

Архив журнала «Ямальский меридиан», История Ямала, Новый Порт, КМНС, Этносы, Культура, Традиции, Оленеводы, Блогеры