обновлено: 09:56, 25 марта 2025
Общество
Ямал цифровой. Как технологии помогают улучшать качество жизни северян
Ямал готовит третий ежегодный ИТ-форум «Цифра.Док». В этот раз местом притяжения для айтишников со всей страны станет Ноябрьск. На форуме соберутся 300 специалистов из разных регионов России, чтобы вместе обсудить сферу информационных технологий и как с ее помощью сделать жизнь в регионе лучше.
Время для чтения ~ 9 минут
«Цифра.Док»
Когда: 26–28 марта 2025 года.
Для кого: ИТ-специалистов из разных регионов, государственных и муниципальных служащих, руководителей учреждений и крупных компаний-разработчиков отечественного софта.
Что обсудят: основными темами форума станут информационная безопасность и современные методы защиты ИТ-инфраструктуры, применение технологий искусственного интеллекта в работе, импортозамещение, электронный документооборот, кадровый учет и цифровые сервисы для сотрудников.
Для всех участников это — возможность обменяться опытом, узнать о трендах и новых технологиях, установить деловые контакты с ведущими специалистами отрасли.
Константин Оболтин, заместитель губернатора ЯНАО, директор окружного департамента информационных технологий и связи: «Цифра.Док» — самое главное событие в мире ИТ на Ямале. Именно здесь мы обсуждаем самые важные темы цифровой трансформации. Наш регион, как один из лидеров цифровизации в стране, готов делиться своими знаниями, обмениваться успешными региональными инициативами с представителями российских субъектов и совместно с разработчиками программных продуктов обсуждать пути их развития. Благодаря взаимодействию на таких площадках, мы можем эффективно интегрировать отечественные цифровые разработки в различные аспекты нашей повседневной жизни».
Госуслуги, учёт и геосервисы
Стратегия в области цифровой трансформации ЯНАО стартовала в 2021 году и затронула основные сферы деятельности региона: образование, здравоохранение, развитие городской среды, социальную сферу, экологию, строительство, промышленность, транспорт, государственное управление и агропромышленный комплекс.
Что уже сделано
В регионе создана одна из лучших в стране систем электронного документооборота. На вооружение ямальский опыт взяли Республика Коми, Алтайский край, Челябинская и Тамбовская области. Внедрение современных систем в регионе позволило существенно сократить сроки обработки запросов от граждан и ускорить взаимодействие между различными ведомствами.
Ямал одним из первых регионов в стране начал перевод рабочих мест на отечественные программные решения. Сегодня более 80 процентов сотрудников органов власти округа работают на российском ПО.
В округе активно внедряются электронные сервисы для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде. На сегодняшний день 89 процентов ямальцев — активные пользователи «Госуслуг». Ямальские специалисты разработали 70 электронных форм. Скоро опубликуют еще 20 новых. Среднее время заполнения заявления на портале составляет пять минут, а получение результата — пять дней. Пользователи «Госуслуг» оценили эту работу в 4,8 балла из пяти возможных.
48 процентов (более 600) государственных и муниципальных услуг сегодня можно получить в онлайн-формате.
Для жителей региона продолжают работать сезонные геосервисы: «Зимники», «Ледовая обстановка» и «Водный транспорт». За 2024 год к ним обратилось более 200 тысяч посетителей. Пользователи отмечают высокую информативность и точность данных о движении головы ледохода в геосервисе даже на Оби в соседнем ХМАО.
На Ямале можно подать заявление на посещение особо охраняемых природных территорий онлайн и получить разрешение в электронном виде. За время работы сервиса выдано более 1500 разрешений, а посетили заповедные уголки 6000 человек — жители ЯНАО и гости региона.
В конце 2024-го в регионе обновили государственную информационную систему для получения мер соцподдержки ямальских кочевников. Создан пользовательский портал, где можно создать личный кабинет и подавать электронные заявления.
Вводится новая система ветеринарного учета для создания единой базы домашних животных. Она поможет автоматизировать учет прививок, лечения и другие ветеринарные мероприятия.
Шесть пилотных школ Ямала подключены к Московской электронной школе (МЭШ). Это масштабный проект для создания современной образовательной среды. Предоставляет учителям, ученикам и родителям удобный доступ к качественным учебным материалам, интерактивным урокам и другим образовательным ресурсам. Включает электронную библиотеку, виртуальный класс, систему тестов и заданий, а также платформу для общения.
Сертификаты на товары и услуги
Ямал первым в стране применил технологию электронных сертификатов с помощью Единой карты жителя Ямала «Морошка». Пользователям всего за год оказали больше двух миллионов услуг. Свыше 20 партнеров проекта по всему округу предоставляют скидки на свои товары и услуги. Северянам доступны полезные сервисы в сферах образования, спорта, культуры, транспорта и социальной защиты.
В прошлом году выдано более 60 тысяч электронных сертификатов льготным категориям семей с детьми на продукцию молочной кухни, школьные товары, семьям с новорожденными — на покупку детских принадлежностей, мониторов дыхания, а также студентам-льготникам — на покупку одежды.
Самой востребованной поддержкой стал электронный сертификат на покупку продуктов полноценного питания. Выдано 30 тысяч сертификатов, чтобы обеспечить малышей, беременных и кормящих матерей всем необходимым. Электронный сертификат для приобретения товаров для новорожденных позволяет родителям купить дорогостоящие, но необходимые вещи для малышей. С 1 января увеличена предельная стоимость сертификата для новорожденных — теперь это 37 тысяч рублей, сумма будет индексироваться.
Мария Калинина, заместитель начальника отдела электронного правительства окружного департамента информационных технологий и связи: «Совсем недавно Робот Макс научился отвечать на вопросы по карте «Морошка», мы анализируем запросы пользователей и продолжим обучать Робота для более точных ответов».
Надёжные связи
Цифровизация все больше охватывает нашу жизнь. В прошлом году связисты завершили строительство оптической магистрали от Надымской дороги до села Салемал протяженностью 80 километров. Это позволило обеспечить качественной связью более 15 тысяч жителей в пяти удаленных населенных пунктах — Салемале, Панаевске, Яр-Сале, Белоярске и Кутопьюгане.
Качественная связь появилась у жителей Нори и Зелёного Яра. Для этого обустроили антенно-мачтовые сооружения и установили современное оборудование. Теперь в населенных пунктах работают несколько операторов сотовой связи. А выполненные работы позволили значительно повысить пропускную способность канала, обеспечить стабильный сигнал и подключить к интернету социально значимые объекты.
Завершено строительство высокоскоростной линии связи до Антипаюты — теперь в селе работает 4G-интернет. В Самбурге построена новая оптическая сеть — у жителей села появилась возможность подключиться к интернету с высокой скоростью.
Новая стратегия
На Ямале формируется новая Стратегия цифрового развития. К ключевым направлениям на ближайшие пять лет добавляются спорт и туризм.
Основные цели программы:
- улучшение качества жизни граждан через применение современных технологий в здравоохранении, образовании и других социальных сферах;
- развитие инфраструктуры связи, повышение эффективности госуправления, поддержка цифровой грамотности, обеспечение кибербезопасности, стимулирование инноваций и устойчивое развитие.
Успехи Ямала
- Первое место в рейтинге федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении», 2023.
- Число электронных записей к врачу за год приблизилось к четырем миллионам, сервисом онлайн-вызова скорой помощи воспользовались более 73 тысяч человек.
- Нейросети обрабатывают рентгеновские снимки и данные компьютерной томографии, помогают точно ставить сложные онкологические диагнозы, выявлять остеопороз, риск сердечно-сосудистых заболеваний.
- При оценке флюорографии компьютерное зрение открывает новые перспективы в области ранней диагностики и профилактики заболеваний дыхательных путей.
- Развивается возможность дистанционного консультирования пациентов врачами, что особенно актуально для удаленных населенных пунктов.
- Второе место в сфере цифровой трансформации сельского хозяйства РФ, 2024.
- Все меры господдержки производителей доступны в электронном виде.
- Заработала Государственная информационная система в сфере АПК и рыбной отрасли.
- Появилась технология сбора данных даже в условиях отсутствия интернета в местах добычи рыбы.
- Для контроля качества работает видеонаблюдение на судах.
Текст: Юлия Дубенко
Журнал «Ямальский меридиан», № 3, 2025 г.