Кредит доверия: беседуем с детьми откровенно | «Красный Север»
0°C

обновлено: 06:49, 19 декабря 2023

Общество

Кредит доверия: беседуем с детьми откровенно

Есть темы, которые кажутся запретными, но их замалчивание может привести к большой беде. «Откровенно о сокровенном» — проект Татьяны Проскуры, благодаря которому девочки-подростки знакомятся с вопросами безопасности, здоровья и взросления.

Время для чтения ~ 11 минут


Работая первый год психологом центра помощи, Татьяна Проскура общалась с приёмной мамой, которая пожаловалась, что очень сложно выстраивать разговор на тему взросления с детьми, имеющими травматичный опыт. В кровных семьях они видели многое, чего не следовало бы знать так рано, и интересуются, гуглят совсем не то, что им положено по возрасту. Татьяна задумалась, как ей — психологу, общественнику — помочь не одной конкретной семье, а многим.

Татьяна Проскура. Фото: предоставлено из личного архива Татьяны Проскуры
Татьяна Проскура. Фото: предоставлено из личного архива Татьяны Проскуры

Татьяна Проскура — мама восьмерых детей, трое из которых приёмные. Учредитель и председатель общественной организации Ямальского района «Небяни табеку» («Заветы матери»), педагог-психолог центра по оказанию помощи семье и детям, член Общественной палаты Ямальского района.


– В тот момент подруга посоветовала мне хорошую книгу Виолеты Бабич «Книга для каждой девочки». Это и стало первым проектом «Откровенно о сокровенном», который получил поддержку местного гранта в размере 49 тысяч рублей. На эти деньги мы закупили пособия, провели семинары для замещающих родителей «Как говорить с детьми на тему полового созревания». Книги раздавали бесплатно: кто-то давал их читать детям, а кто-то учился сам, чтобы выстроить разговор. Казалось бы, сумма в 49 тысяч совсем небольшая, но она стала тем фундаментом, на котором вырос мой проект.

– Далее началась работа в школе-интернате?

– Да, второй проект «Откровенно о сокровенном» включал внеклассные часы для воспитанниц Ямальской школы-интерната. Задумывался цикл лекций, направленных на сохранение репродуктивного здоровья: гигиена, воспитание. С первого раза получить президентский грант на реализацию не удалось, но я не сдавалась. Я верила в то, что моя работа важна и нужна, так как были случаи ранней подростковой беременности, и тема взросления до сих пор является табуированной для многих родителей из тундры — «хывы», как говорят ненцы.

С помощью эксперта стала готовить новую заявку. В 2020 году получила поддержку Фонда президентских грантов в размере 138 тысяч рублей. На эти деньги закупили методические пособия, и я провела внеклассные часы для 140 девочек-подростков.

В 2021 году Фонд губернаторских грантов поддержал проект суммой в 438 тысяч рублей, я организовала онлайн-вебинары для педагогов и воспитателей всего Ямальского района. Участвовали 85 педагогов и воспитателей, которые, в свою очередь, провели внеклассные часы для 338 детей.

И вот в 2023-м вновь получили поддержку Фонда губернаторских грантов — 486 тысяч рублей.

Три года подряд проект становится полуфиналистом международной премии #МЫВМЕСТЕ, в 2022 и 2023 годы признан лучшей практикой среди некоммерческих общественных организаций Ямала.


«Став председателем ямальского отделения «Женщины Ямала» в 2017 году, я заметила в протоколе опечатку: написали, что я мама восьмерых детей. Через месяц мне позвонили, попросили переделать протокол, на что я радостно ответила: «Не нужно, у меня их уже восемь: я стала мамой удивительной трёхмесячной малышки Александры, красавицы неночки». Моей ягодке скоро будет семь лет. Мои дети — участники благотворительных акций, мероприятий, они поддерживают меня во всём: от идей до тривиальных организационных вещей».


Фото: предоставлено из личного архива Татьяны Проскуры
Фото: предоставлено из личного архива Татьяны Проскуры

– Как строятся уроки?

– Два года я изучала возрастные особенности, составляла программу. Первый курс занятий был пилотным: старшеклассницы сами подсказывали, о чём им хотелось бы поговорить более подробно. По просьбам девочек блок «Профилактика сексуального насилия» стал в три раза больше, чем я планировала.

Конечно, я не взялась бы за реализацию без поддержки эксперта — на волонтёрских началах нас консультирует Алексей Денисов, заведующий перинатальным центром СОКБ Салехарда, депутат Законодательного собрания, кандидат медицинских наук. Сами уроки проходят в игровых комнатах. Это не только лекционные занятия, но и открытый диалог. Вместе смотрим документальные фильмы и мультфильмы с обязательным обсуждением. К примеру, есть замечательный, простой мультфильм, рекомендованный Министерством здравоохранения России, «Как взрослеет девочка».

– А что же с мальчиками?

– К сожалению, пока я не нашла в этом вопросе единомышленников и экспертов, готовых помочь, а сама я не являюсь экспертом в психологических особенностях взросления мальчиков. И уж тем более я не хочу причинять дискомфорт ребятам, приходя к ним в аудиторию. А мужчину-педагога или психолога, желающего тратить на проект свободное время, пока не встретила. Я руководствуюсь основным правилом: не навреди.

– Как вы считаете, почему столь важная тема чаще замалчивается?

– Я не согласна с тем, что вопрос полового воспитания закрыт для России. Молодые мамы и папы готовы говорить со своими детьми о безопасности и взрослении, хотя часть из них просто не задумывается о необходимости этого. Многие забывают о немаловажной проблеме — о том, что их прямая обязанность — защитить детей от сексуального насилия, и уже с раннего возраста нужно говорить о «Правиле нижнего белья»: никто не имеет права заставлять тебя снять нижнее белье или показать свои интимные части тела — даже доктор без присутствия родителей, и то только по твоему желанию. И обязательно учить правильно называть свои половые органы, чтобы ребёнок в случае насилия мог верно донести информацию о случившемся. Как показывает статистика, педофилы чаще всего не станут связываться с ребёнком, который осведомлён и использует правильную терминологию. Это означает, что у него тесный контакт с родителями, он наверняка расскажет о случившемся.

Некоторые считают, что, разговаривая на подобные темы, они могут разжечь интерес, которого не появится, если их замалчивать. На самом деле они добиваются обратного — дети постесняются рассказать им о насилии или первом половом контакте. И возможность защитить их от ранней беременности или заболеваний, передающихся половым путём, снизится до минимума. Как показывает анонимное анкетирование девочек и девушек, чаще всего подростки вступают в первый половой контакт из любопытства. И если эта тема открыта, у них меньше поводов проявлять интерес. Это не значит, что нужно говорить в детском саду или начальной школе о зачатии. В раннем возрасте достаточно знать о гигиене тела, о правилах безопасности, особенно в интернете. О том, что в мире есть мужчины и женщины, представлять их гендерные роли в обществе. Повторюсь, я, как психолог, не говорю с детьми о сексе, я говорю с ними о здоровье, безопасности, о том, с какими проблемами необходимо обращаться к врачу, о том, что внешне красивый человек может оказаться носителем какой-то болезни. Детям надо рассказывать, что большинство изнасилований совершается достаточно близкими знакомыми, это могут быть соседи по подъезду, казавшиеся безопасными раньше друзья. Девочкам нужно понимать, что, если их зовут в гости посмотреть фильм, необязательно имеется в виду, что будет именно просмотр фильма. И о том, что категорическое «нет» иногда воспринимается как желание пококетничать, а не как отказ от действия здесь и сейчас.

Фото: предоставлено из личного архива Татьяны Проскуры
Фото: предоставлено из личного архива Татьяны Проскуры

В мечтах Татьяны Сергеевны — разработка внеклассных часов для мальчиков. А в планах — создание методического пособия для воспитателей и педагогов по проведению внеклассных часов по половому воспитанию для детей из числа коренных малочисленных народов, проживающих в интернатах. И ещё, подчёркивает Татьяна Проскура, хочется, чтобы проект перерос в некую законодательную инициативу на территории ЯНАО, а занятия были внедрены в образовательный процесс на постоянной основе.


– Что должен знать ребёнок в пять, десять и пятнадцать лет?

– В пять лет нужно обязательно знать части тела: носик, глазки, ручки и половые органы, осознавать правила безопасности, связанные с интимными частями тела. К примеру, моя младшая дочь пришла из садика и сказала, что мальчик в группе говорил про её части тела разные слова и просил показать. Она ему ответила, что они интимные, это означает, что их не надо показывать другим людям. А если бы ребёнок не знал названий, то, скорее всего, тема вызвала бы живой интерес. Ведь многие слышат, откуда берутся дети, от своих сверстников, желающих показаться продвинутыми.

А вот в десять лет уже вполне можно посмотреть мультфильм «Как взрослеет девочка» или «Как взрослеет мальчик». С подростками нужно говорить на равных, они чётко чувствуют фальшь и ложь, и если вам удалось выстроить отношения со своим ребёнком так, что он готов вести диалог на тему отношений с противоположным полом, значит, у вас огромный кредит доверия, и ваша задача — его не потерять. Как показал опыт, дети готовы говорить с нами откровенно о сокровенном.

Проект реализуется при поддержке АНО «Гранты Ямала» при финансировании Фонда президентских грантов. Фото: предоставлено из личного архива Татьяны Проскуры
Проект реализуется при поддержке АНО «Гранты Ямала» при финансировании Фонда президентских грантов. Фото: предоставлено из личного архива Татьяны Проскуры

Текст: Анастасия Русина

Журнал «Ямальский меридиан», № 11, 2023 г.


2

0

1

0

1

0



обновлено: 06:49, 19 декабря 2023

Темы

Архив журнала «Ямальский меридиан», Подростки, Дети, Психология