Харбейский рудник: забвение и думы | «Красный Север»
0°C

обновлено: 12:40, 24 сентября 2022

Общество

Харбейский рудник: забвение и думы

Ямальские музейщики предлагают погрузиться в историю Харбейского рудника. Почти 70 лет он заброшен и, кроме геологов и историков, мало кто знает о существовании молибденовых шахт, где киркой и лопатой работали заключённые ГУЛАГа.


В октябре краеведческий музей Лабытнанги приглашает к себе на выставку – она раскроет новые интересные факты о заброшенном руднике. Кроме того, посредством веб-технологий сотрудники музея намерены создать виртуальный образ первого на Ямале промышленного предприятия. Для этого они переводят в электронный вид фотографии и документы, пополняют музей артефактами.

В том, что у этого места есть огромный потенциал для привлечения туристов, специалисты убедились лично. В течение последних шести лет коллектив краеведческого музея исследует данные о заброшенном месторождении. В первую многодневную экспедицию на Харбей осенью 2014 года музейщики подробно обследовали территорию бывшего рудника и фабрики, сфотографировали сохранившиеся объекты и написали подробный отчёт об их историко-культурной ценности.

Спустя два года ещё раз побывали на Харбее – фонды музея пополнились предметами гулаговского быта и фрагментами производственной техники. Среди них, например, часть рельса, датированная серединой ХХ век, и обитая железом карцерная дверь. Предметы включены в основную экспозицию музея. Однако многое из того, что представляет историческую ценность, невозможно извлечь из земли и спасти от разрушения из-за огромного веса.

Поездка на вездеходе

Добраться до рудника непросто. Лабытнангские краеведы не смогли бы обследовать местность, если бы не помощь Игоря Перминова – председателя Общества ветеранов Полярно-Уральской геологии «Перевал» и организатора туристических вездеходных туров по Полярному Уралу.

Фото: Ингрид Сафронова
Фото: Ингрид Сафронова

В августе директор Музея Лабытнанги Надежда Толканова с молодыми научными сотрудниками Александром Зайцевым и Ингрид Сафроновой отправилась в краткосрочную экспедицию на Харбей, чтобы провести подробную фото- и видеосъёмку рудника и фабрики. Место, где в нечеловеческих условиях жили, работали и умирали люди, отличается удивительной красотой: вокруг суровые скалы и прозрачные озёра, жилые стойбища и заброшенные месторождения.

– Мы высадились из воркутинского поезда на станции «110 км», где нас уже ожидал Игорь Геннадьевич на вездеходе – модифицированном ГТ-Т с двигателем от танка Т-34, – рассказывает об этом маршруте Ингрид Сафронова. – За шесть часов преодолели более 50 км пути. Последняя треть была самой сложной – дорога семидесятилетней давности практически исчезла, и оставшиеся пятнадцать километров мы ехали через речушки и реки, по гравию и болоту, по камням острым и очень острым, через высокую траву и невысокий лес.

Харбейская опытная флотационная обогатительная фабрика каскадного типа была запущена в январе 1951 года. Летом того же года туда пустили ток по высоковольтной линии от Воркуты, а от перевалочной базы в посёлке Полярном отсыпали однопутную автогужевую дорогу с перекидными мостами в местах размытий. В рекордные сроки было разработано несколько шахт, и к сентябрю 1952 года впервые в горном Заполярье Западной Сибири было получено около семи тонн высококондиционного молибденитового концентрата. Тем не менее, работы на месторождении велись в регламенте разведочных. Казалось бы, были все основания развернуть в верховьях Харбея крупное горнодобывающее предприятие: действовала железная дорога Сейда – Лабытнанги, на перспективу существовал большой запас мощности по электроэнергии, да и страна отчаянно нуждалась в чистом молибдене. Но рудник просуществовал всего два года – в 1953 году месторождение было поставлено на сухую консервацию, а в сентябре 1954 года уже на мокрую – все горные выработки были залиты водой и заморожены.

Фото предоставлено Ингрид Сафроновой
Фото предоставлено Ингрид Сафроновой

В начале девяностых в период добычи фосфоритов ту харбейскую автогужевую дорогу частично заново отсыпали, поэтому сегодня, можно сказать, этот участок пути кажется относительно ровным.

Горное дело жизни

Масштаб работ поражает даже сегодня, когда от свидетельств деятельности рудника почти ничего не осталось, признаются краеведы.

– Мне, как историку, было важно своими глазами увидеть отголоски той эпохи. Мы были на руднике всего одну ночь. Проснувшись с рассветом, участники нашей экспедиции занимались фото- и видеосъёмкой, а я исследовал территорию лагеря, делал записи и пометки для разработки своего дальнейшего проекта. Глядя на штольни, остовы зданий, погнутые рельсы, развалины обогатительной фабрики и колючую проволоку попытался представить весь производственный путь и жизнь, кипевшую здесь десятки лет назад.

О гулаговском прошлом напоминает небольшая территория на пологом склоне горы на левом берегу ручья Молибденитового, напротив промышленной зоны рудника. Здесь виднеются остатки столбов и ограждений из колючей проволоки. «Колючка», ржавеющая на земле, встречается также около обогатительной фабрики и рядом с шахтами.

Промышленная разработка молибдена на Полярном Урале была частью государственного стратегического плана. Но как в условиях послевоенной разрухи и полного отсутствия инфраструктуры создать мощную рудную базу и обеспечить её кадрами? Наравне с вольнонаёмными на Харбее с самого начала трудились и заключённые системы ГУЛАГ из Воркутинского исправительно-трудового лагеря. Для работ на Полярном Урале был выделен отдельный лагерный пункт (ОЛП-57). Харбей был центральным лагерем, в нём перемешали и «политических», и «бытовиков». Невольный рабочий и технический персонал пополнялся также за счёт заключенных 501-й стройки.

– Когда-то на руднике кипела жизнь, на его разработку был положен адский труд – чего стоит только доставка техники в отдалённую и труднодоступную местность! – отмечает Надежда Толканова. – И всё это делалось ради великой цели, до которой сегодня никому нет дела. Понимание этой действительности поражает больше всего.

– Пока ещё есть что сохранять – это нужно делать, – уверена Надежда Владимировна. – Но раз нет возможности реконструировать рудник, его необходимо воссоздать хотя бы в виртуальном мире. В век современных технологий было бы стыдно окончательно потерять такой уникальный объект, как первое промышленное предприятие Ямала.

Фото: Ингрид Сафронова
Фото: Ингрид Сафронова

Игорь Перминов – давний друг Музея Лабытнанги и оказывает всяческое содействие в предоставлении информации, а также при организации экспедиций к местам ГУЛАГа. Он согласен, что ещё есть шанс сохранить реальный туристический потенциал места:

– Харбейский рудник заинтересовал меня ещё в восьмидесятых. Там представлен полный геологический цикл, а поразительный объём работ в таком диком уголке не перестаёт восхищать по сей день. У этого направления есть все шансы стать туристическим – достаточно обратиться к опыту Европы в музеефикации промышленных разработок. И реконструировать рудник возможно! Например, я лично проверял, что штольневые выработки первого этажа расположены очень удобно и вполне доступны для ремонта, нужны только вложения, которые впоследствии стократ себя оправдают.


Всего за сутки сотрудники лабытнангского музея провели видеосъёмку рудника и обогатительной фабрики в обычном формате, с высоты птичьего полёта, а также в формате на 360 градусов для очков виртуальной реальности. На 2020–2021 годы краеведы планируют проработать комплексный VR-проект по реконструкции всего рудника. Для этого необходимо снарядить длительную экспедицию на рудник и провести подробную профессиональную фотограмметрию. 

Фото: Ингрид Сафронова
Фото: Ингрид Сафронова

Текст, фото: Ингрид Сафронова

Опубликовано в журнале «Ямальский меридиан» №10. Октябрь 2020 г.


2

0

0

0

0

0



обновлено: 12:40, 24 сентября 2022

Темы

История Ямала, Архив журнала «Ямальский меридиан»