Коррекционная школа: нужна ли она особым детям на самом деле? | «Красный Север»
0°C

обновлено: 11:52, 01 августа 2022

Образование

Коррекционная школа: нужна ли она особым детям на самом деле?

Какое обучение будет оптимальным для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)? Этот вопрос не одно десятилетие волнует многих: родителей, педагогов, медиков, чиновников. Одинакового мнения нет, как и одинаковых диагнозов – каждый ребенок индивидуален. Одни дети способны социализироваться, другие испытывают затруднения в среде сверстников. Поэтому и тема относится к разряду всегда актуальных.


Фото: Юлия Чудинова
Фото: Юлия Чудинова

Во время «Честного маршрута» губернатора Ямала Дмитрия Артюхова в Новом Уренгое спросили о строительстве коррекционной школы. Глава региона выразил свою точку зрения, отметив, что готов выслушать все аргумента «за» и «против».

– Отдельная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья – это неверно. Сегодня мы возводим их с учетом доступности для всех категорий населения. Новые школы принимаются с необходимым оборудованием – лифты, подъемники. Будем закупать специальные образовательные методики. Такой опыт на примере детского садика «Виниклюзия» уже есть. Мы будем идти по этому пути, – сказал Дмитрий Артюхов.

«Здание устарело»  

Вопрос губернатору адресовала директор единственной такой школы в Новом Уренгое Анастасия Гаранина. Речь шла о коррекционном или инклюзивно-коррекционном учреждении, уточнила она в беседе с корреспондентом «Красного Севера».

– Дело в том, что спектр ограничений возможностей здоровья достаточно широк и разнообразен по своей нозологии. В существующей специальной коррекционной школе учатся ребята с ментальными и интеллектуальными нарушениями. Такая категория ребят проблематично инклюзируется в общеобразовательную среду, у них своя специфика обучения, – считает Анастасия Гаранина. – С такими ребятами работают учителя-дефектологи, узкие специалисты различных направлений.

Существующее здание школы морально и физически устарело, да и с трудом вмещает всех учеников, для кого она предназначена.

– В городе хороший опыт инклюзии в общеобразовательные школы ребят с различными физическими недугами, но с сохранным интеллектом. Что касается «Садко» (Центр социальной помощи семье и детям – прим.ред.) – хорошо оснащенного современного учреждения, то у него другое функциональное назначение. Они занимаются социальным обслуживанием, реабилитацией ребят с ОВЗ и инвалидов, – прокомментировала Анастасия Гаранина.

По ее мнению, у школы другой функционал – образовательный, коррекционный процесс, профилизация направлений трудовой деятельности.

Фото: mbou18.yanao.ru
Фото: mbou18.yanao.ru

Должен быть выбор

Заместитель директора Центра помощи семье и детям «Садко» Ирина Александрова считает, что нужна и инклюзивная, и коррекционная школа с учетом потребностей детей.

– Если ребенок способен влиться в коллектив, то он может обучаться в инклюзивной школе, а если у него есть психические отклонения, то он нуждается в коррекционной школе. К примеру, ребенок-колясочник с ДЦП сможет обучаться в обычной школе, если там созданы условия, есть специальные приспособления, сопровождение тьюторов, почему бы и нет. А если ребенок не в состоянии освоить программу общеобразовательной школы… Считаю, что должен быть выбор, – рассказала Ирина Александрова.

В тоже время есть дети с тяжелыми психическими нарушениями, которые в силу своих особенностей не могут влиться в коллектив. Им нужна специальная программа, методики, занятия с узкими специалистами, подчеркивает Ирина Александрова.

Нужно менять работу с детьми-инвалидами

Председатель региональной общественной организации родителей детей-инвалидов «Милосердие» ЯНАО Людмила Бедненько ратует за социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья.

– Необходимо предусмотреть получение образования детьми-инвалидами в школах общего образования. К сожалению, отсутствуют программы, тьюторы, индивидуальный подход. В тоже время есть дети, которые в силу состояния здоровья не могут посещать обычную школу. Необходимо в сфере образования менять подходы в плане работы с детками с особыми потребностями, – сообщила Людмила Бедненько.

Она также отметила, что коррекционная школа №18 требует реконструкции и капитального ремонта. Объект данный находится в плачевном состоянии.

– Условия нужно создавать в обычных школах, тогда потребность в специализированных отпадет, – подытожила Людмила Бедненько.

Индивидуальный подход к каждому ребенку

В департаменте здравоохранения ЯНАО отметили, что обучающимся с ОВЗ называют человека, имеющего недостатки в физическом или психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Условия обучения устанавливаются коллегиально психолого-медико-педагогической комиссией, где определяют, какие условия нужно создать для получения качественного результата. Также учитывается индивидуальная ситуация развития обучающегося и особые образовательные потребности.

К каждому ребенку с ОВЗ должен быть индивидуальный подход с учетом мнения родителей и ребенка о необходимости создания особых условий обучения.

«Виниклюзия»: Всегда следовать за ребенком!

Социализацией самых юных новоуренгойцев с ограниченными возможностями занимается уникальная для Ямала «Виниклюзия». Наряду со 141 здоровым воспитанником, детсад посещают 59 особых детей. И без помощи узких специалистов, тьюторов и специального оборудования тут не обходятся.

– Все зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка, – уверена заместитель директора учреждения Наталья Максимова. – Есть группы, скомбинированные по 15 человек, в которых 3-4 ребенка с особенностями здоровья. Есть группы только с детьми с ОВЗ. Все очень индивидуально. В инклюзивных детсадах есть правило – всегда следовать за ребенком. Если он не хочет находиться в коллективе, избегает сверстников, то мы создаем для него такие условия. А есть дети, которым не нужны особые условия, они находятся в скомбинированных группах.

Фото: КРАСНЫЙ СЕВЕР
Фото: КРАСНЫЙ СЕВЕР

В маленьких группах по 5-6 человек дети осваивают адаптированную программу. Им тяжело находиться в группе с другими малышами. С ними индивидуально занимаются психолог, дефектолог, логопед, инструктор по физкультуре. У каждого ребенка свой маршрутный лист оздоровления. К примеру, у воспитанника реальный возраст 6 лет, но его развитие на уровне трехлетнего – соответственно подбирается и программа обучения.

– Если у ребенка сохранный интеллект, то его можно социализировать, но если нет – нужен индивидуальный подход. Мы создаем условия согласно его развитию. Еще раз повторюсь, в инклюзивных образовательных организациях мы всегда следуем за ребенком, а не ребенок подчиняется правилам учреждения, – отметила педагог с тридцатилетним стажем работы с детьми.

В завершение беседы она подчеркнула, что «инклюзию» нельзя понимать односторонне – это не только интеграция детей с особенностями здоровья в коллектив, но и принятие каждым членом большого коллектива особого ребенка как равного, умение уважать его потребности и оказывать поддержку при необходимости.


0

0

0

0

0

0



обновлено: 11:52, 01 августа 2022

Темы