Опять двойка. Как встречать ребенка после школы? | «Красный Север»
0°C

Образование

Опять двойка. Как встречать ребенка после школы?

Завершился сентябрь – особенно непростой период для первоклассников и их родителей. Адаптация к новым обязанностям и распорядку жизни не могли не повлиять на взаимоотношения взрослых и детей – для некоторых дело закончилось крупными ссорами и общим семейным стрессом.


«Красный Север» поговорил со специалистом салехардского социально-реабилитационного центра «Доверие» Марией Широкопояс о том, как в таких условиях родителям создать комфортную обстановку не только для своих школьников, но и для себя, и сохранить психологическое здоровье всех родных.

– Мария Викторовна, какова основная причина возникновения конфликтов между школьниками и родителями?

– Как правило, причиной конфликтов становится страх родителей за своих детей. С началом школы и к взрослым, и к малышу начинают предъявлять больше требований. И даже совершенно нормальные мамы и папы, которые никогда жестоко не обращались с ребенком и не повышали на него голос, меняются из-за боязни, что он будет отставать в учебе, что с ним банально что-то случится по дороге из школы. Этот страх не дает смотреть на ситуацию спокойно. Но здесь я хочу отметить: бояться за своего малыша – абсолютно нормально. Однако если вы чувствуете, что ситуация выходит из-под контроля, возможно, стоит проконсультироваться с психологом.

Известно, что одна из частых причин ссор в семье – беспорядок в комнате. Родители должны понимать, что для многих детей приказ «убери у себя» – это что-то абстрактное. Взрослым нужно действовать точечно: «Есть ли у тебя грязные вещи? Неси их сюда», «У тебя наточены карандаши? Давай поставим в стакан», «Твои куклы в порядке? Давай сложим в коробку». Нужно проговаривать конкретные действия, чтобы малыш понимал, что от него требуется.

– Как родителям грамотно реагировать на плохие оценки ребенка?

– Двойка – это всегда сигнал для спокойного разговора с малышом. Мамам и папам, которые приходят ко мне на консультацию, я задаю вопрос: «Что вы делаете, когда вас ругает начальство?». Ответы получаю разные: кто-то, возвращаясь домой, садится смотреть сериал, кто-то – за видеоигры, но никто условно не «встанет в угол», не лишит себя развлечения, отдыха. Взрослый сам себя не наказывает. А ребенка за провинность почему-то наказывают все. Причина у этого одна: в наших семьях очень развиты системы наказания, а не системы поощрения. А ведь гораздо эффективнее было бы хвалить ребенка за пусть маленькие, но успехи, чем отчитывать за каждый промах – тогда малыш поймет, что без усилий не будет вознаграждения.

У нас же всё происходит наоборот. Представьте: мало того, что у вашего школьника уже случилась утрата на глазах у всего класса, так его еще и стыдят дома. А малышу нужно то же, что и вам – снять стресс. Поэтому после двойки его надо накормить, дать отдохнуть, а потом спокойно поговорить с ним. Ребенок должен смело и спокойно идти в дом со своими проблемами.

– Какие правила вы рекомендовали бы для предупреждения ссор на почве учебы?

– В любой семье должно быть железное правило: дома мы защищены своими родными, что бы с нами не происходило; здесь тебя всегда поймут вне зависимости от того, пришел ли ты с двойкой или со справкой об увольнении, и никогда не обидят. Ребенок должен воспринимать дом как место, где можно спокойно передохнуть и сказать: «Мам, пап, у меня сегодня пять двоек, замечание в дневнике, и еще вас вызывали в школу». Очень часто, когда родитель переступает порог квартиры, он начинает даже не с «как дела?», а с претензий и упреков: «Почему не помыл посуду? Почему не сделал уроки?». Но важно помнить, что обвинения не решают проблему, а только тратят время и создают дополнительную стрессовую ситуацию и для родителя, и для ребенка. Понятно, что мы после рабочего дня возвращаемся в эмоциональном разброде: кто-то веселый, кто-то грустный, кто-то злой. Конечно, без конфликтов никуда – но любой конфликт должен быть конструктивен. Важно помнить, что дома тебя примут любым, и самому обеспечивать это чувство защиты и понимания своим близким.

Не все взрослые знают, как этого добиться – многие переняли привычную модель поведения от своих собственных родителей. Но ее всегда можно поменять – конечно, не сразу, поэтапно, прилагая силы и учась адекватно реагировать на разные ситуации. Это очень важно для микроклимата семьи: ребенок будет видеть, как вы принимаете решения, и у него самого будут формироваться позитивные представления об отношениях в семье.

– Чего категорически нельзя использовать в воспитании?

– Важно помнить: крики, манипуляции, шантаж, игнорирование, лишение ребенка чего-либо важного относятся к жестокому обращению. Можно пальцем ребенка не тронуть, но применить к нему насилие – в данном случае психологическое. Все это очень жестоко и может нести тяжелые последствия потом. Если вы не знаете каких-либо других методик, не знаете, как поощрять ребенка, можно всегда поговорить с психологом и найти ту формулу, которая будет комфортна для вашей семьи.

– Что делать, если ребенка стали травить в школе?

– Ни в коем случае нельзя оставлять своего малыша без поддержки. Иногда есть смысл перевести ребенка в другой класс или в другую школу – ведь случается так, что с классом совсем не складываются отношения. Но, как правило, хороший педагог умеет решать такие ситуации.

В младшей школе именно классный руководитель должен справляться с буллингом. Опытный учитель вычисляет зачинщика и умело меняет его модель поведения – да так, что конфликт может потухнуть, даже не дойдя до родителей. Классный руководитель вообще отвечает за психологическое здоровье коллектива – он может научить детей решать любую ситуацию так, что они до конца школы не будут друг друга обижать.

В средней школе ребята действуют по усвоенной в «началке» модели поведения. Если педагог не справился с травлей в первом-четвертом классе, то, переходя на новую ступень, зачинщик найдет себе новую жертву. Здесь разбирательство идет по-другому – в разрешении конфликта участвуют не столько преподаватели, сколько школьный психолог. Он должен выявить зачинателя и интенсивно работать с ним, ведь у такого ребенка есть глубинные проблемы, а также дать рекомендации педагогу и родителям.

Иногда детская травля – это продолжение посыла взрослых. И, к сожалению, иногда травлей занимается сам учитель. Обсуждение и осуждение преподавателем ученика перед всем классом – тоже травля, даже если это единичный случай. Ведь ребенку на следующий день идти в школу, подавляя в себе чувство стыда – это может нести тяжелые моральные последствия.

– Куда родители могут экстренно обратиться в случае тяжелого эмоционального состояния?

– Для особенно трудных ситуаций действует детский телефон доверия: 8 800 2000 122. Это круглосуточный номер для всех членов семьи, туда можно позвонить даже в самых непростых случаях.


0

0

0

0

0

0



Темы