ОБЩЕСТВО Первый подарок ветеранам на юбилей Победы – подписка на «Красный Север» ОБЩЕСТВО Гороскоп для всех знаков Зодиака на 21 января 2020 года ПРОИСШЕСТВИЯ СК: погибшего на картодроме Салехарда мальчика задушило шарфом НОВОСТИ Какую выгоду и бонус дает специальный налоговый режим самозанятым ямальцам ЭКОНОМИКА В Ханымее откроют ферму КРС ОБЩЕСТВО Ямальская легенда о сихиртя получила подтверждение на Таймыре НОВОСТИ Горячкина уступила китаянке десятый раунд ЭКОНОМИКА Рыбные консервы из Салехарда раздадут в Берлине ПРОИСШЕСТВИЯ Виновник унесшей три жизни в аварии в Надымском районе неоднократно попадался на пьяной езде НОВОСТИ Дмитрий Артюхов побывал в поселке, где живут 150 человек ОБЩЕСТВО В крещенских купаниях приняли участие 12 тысяч ямальцев ПРОИСШЕСТВИЯ В Лабытнанги драка в ночном клубе привела к гибели человека ОБРАЗОВАНИЕ Здесь будет сад: начальную школу в Тазовском ждет преображение ОБЩЕСТВО Интересное за ночь: скоростная дорога до Хельсинки, запрет на въезд в США беременным и про то, что в Испании теперь берут деньги за примерку НОВОСТИ В крещенской купели в Ямбурге первой искупалась нерпа ОБЩЕСТВО На календаре «КС» 20 января 1973 года ОБЩЕСТВО В Салехарде верующие совершали омовение в купелях с подогревом ПРОИСШЕСТВИЯ В Новом Уренгое сгорел аварийный дом. Есть пострадавшие ПРОИСШЕСТВИЯ В Ноябрьске автомобиль улетел с моста в реку НОВОСТИ Девятая партия матча за шахматную корону осталась за Вэньцзюнь НОВОСТИ Несколько сотен ноябрян уже окунулись в крещенскую купель СПОРТ Бегом! Ямальцы поддерживают Горячкину в матче за шахматную корону ПРОИСШЕСТВИЯ Двое полицейских и задержанный погибли в ДТП на Ямале ОБЩЕСТВО Ноябрянам раздали по 125 граммов блокадного хлеба ПРОИСШЕСТВИЯ В Ноябрьске пожарные спасли двух детей ОБЩЕСТВО Рассказываем, на что снимали Ямал участники фотоконкурса «Живем на Севере» КУЛЬТУРА Книжная полка: фильм, фильм, фильм! ОБЩЕСТВО Разделяй мусор и... что дальше? Обозреватель «КС» рассуждает о том, готовы ли ямальцы к новой экологической политике ОБЩЕСТВО Как вернуть себе форму после праздников? НОВОСТИ Главные события. Чем запомнилась первая рабочая пятидневка 2020-го?


  • Если птицы летят на таран...

    16.11.2019 18:06:00

    Если птицы летят на таран... Фото из архива Владимира Мицыка
    Помните, 1 ноября, в Тюмени птица врезалась в двигатель «Суперджета» АК «Ямал», не позволив ему улететь в Питер, а чуть раньше борт из Москвы столкнулся с пернатой на новоуренгойской взлетке?.. «КС» поговорил с пилотом, узнал, когда и какие крылатые представляют наибольшую опасность, как ее пытаются избежать.

    Ветеран авиации Владимир Мицык провел за штурвалом 40 лет, повидал из кабины много пернатых, но сталкиваться не доводилось. Это, говорит, благодаря везению и опыту – умелые летчики маневрируют, обходят птичьи косяки. От кого именно пилотам надо держаться как можно дальше?

    Чайки вредят чаще куропаток

    – Вообще встреча с куропатками на взлетке, как в Новом Уренгое, – достаточно редкий случай. Чаще самолетам мешают чайки и вороны. Чаек много у большой акватории, ворон – возле мусорных полигонов, – говорит ветеран.

    – А голуби, воробьи, совы?

    – Воробьи мелкие и не представляют большой угрозы, а голуби в основном в городе, в районе аэродрома их практически нет. Совы не были замечены в столкновениях с самолетами.

    Облететь можно и на автопилоте

    Большинство столкновений лайнеров с птицами, отмечает собеседник «Красного Севера», происходит на взлете или на посадке. Во-первых, ближе к земле пернатых больше, во-вторых, на взлете и посадке машина не такая маневренная, как на высоте. Да, в режиме автопилота есть возможность «облететь» крупную птицу, если та прямо по курсу.

    – На Ямале много чаек, пуночек. Эти мелкие тундровые птички летают стаями, и поэтому опасны. В районе гор встречаются орлан-белохвост, гуси-лебеди в период миграции, даже стерхи, – рассказал Владимир Иванович.

    – Пилот испытывает страх, когда видит птиц, паникует?

    – Паниковать пилоту никак нельзя, мы знаем, что делать.

    Привычка к отпугивателям

    Вообще чаще всего в небе авиаторам удается разойтись с птицами без тяжелых последствий. Но есть и критические случаи. Например, в районе Гималаев орел пробил стекло фюзеляжа, и пилота чуть не утащило наружу, за борт. Второму пилоту пришлось держать коллегу за ноги.

    Еще одна история произошла ближе к нам – в Урае. «Як-40» встретился со стаей тетеревов, пришлось прекратить полет. Обошлось без жертв, но птички здорово погнули фюзеляж, рассказал собеседник «Красного Севера».

    С орнитологической проблемой борются не на шутку. Федеральные правила авиации обязуют оснащать аэродромы современными светобликовыми отпугивателями, цифровыми биоакустическими установками, использовать флюгеры-чучела, пиротехнические средства, сети и тому подобное.

    Однако всё равно несколько раз в год появляются новости об авиапроисшествиях по вине птиц. Из недавних – аварийная посадка «Уральских авиалиний» на кукурузном поле в августе. Неужели крылатые стали невосприимчивы к «пугалкам»?

    – Всё действенно в начале использования. Потом птицы привыкают, – заявил ветеран авиации. – Проблема такая есть. Поэтому надо быть предельно внимательным, знать правила и законы.

    Что делать, когда косяку надо на юг?

    В период сложной орнитологической обстановки данные обновляются каждые полчаса – как погода. В полете есть возможность включить специальные отпугивающие фары, правда, они не очень эффективные, говорит Владимир Иванович.

    – По возможности пилоты всегда предупреждают друг друга о повышенной опасности, диспетчеры информируют нас, – пояснил Владимир Мицык.

    В межсезонье, когда косяки мигрируют, опасностей больше. Весной и осенью пилоты «включают» повышенную внимательность и орнитологические службы выкладываются по полной.

    АКЦЕНТЫ

    Гуси-лебеди, лежбище моржей и медвежья охота

    Последние годы Владимир Мицык работает в малой авиации – летает над Ямалом на сверхлегких «Крыльях Арктики».

    – Здесь небольшие скорости, самолетики маневренней – больше возможностей вовремя заметить и отреагировать, да и у птички больше шансов увернуться. Очень хорошо реагируют чайки, орланы, они летают ближе к горам. Гуси-лебеди представляют опасность, но их хорошо видно. Уток тоже много, раз мы летаем с воды – чаще встречаемся с водоплавающей птицей, – рассказал Владимир Иванович.

    Сверхлегкие «Крылья» на Ямале патрулируют леса в пожароопасный сезон, отслеживают браконьеров и помогают научному мониторингу. Часто пассажирами Владимира Ивановича становятся орнитологи, археологи, геологи и экологи. Самые любимые маршруты собеседника – на Гыданский полуостров, остров Белый, Вилькицкого. На побережьях губ и Карского моря можно разглядеть белых медведей, китов и моржей – зрелище.

    ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

    Алсу Хайретдинова
    Алсу Хайретдинова

    Автор
    alsu_x@mail.ru

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...