• Если птицы летят на таран...

    16.11.2019 18:06:00

    Если птицы летят на таран... Фото из архива Владимира Мицыка
    Помните, 1 ноября, в Тюмени птица врезалась в двигатель «Суперджета» АК «Ямал», не позволив ему улететь в Питер, а чуть раньше борт из Москвы столкнулся с пернатой на новоуренгойской взлетке?.. «КС» поговорил с пилотом, узнал, когда и какие крылатые представляют наибольшую опасность, как ее пытаются избежать.

    Ветеран авиации Владимир Мицык провел за штурвалом 40 лет, повидал из кабины много пернатых, но сталкиваться не доводилось. Это, говорит, благодаря везению и опыту – умелые летчики маневрируют, обходят птичьи косяки. От кого именно пилотам надо держаться как можно дальше?

    Чайки вредят чаще куропаток

    – Вообще встреча с куропатками на взлетке, как в Новом Уренгое, – достаточно редкий случай. Чаще самолетам мешают чайки и вороны. Чаек много у большой акватории, ворон – возле мусорных полигонов, – говорит ветеран.

    – А голуби, воробьи, совы?

    – Воробьи мелкие и не представляют большой угрозы, а голуби в основном в городе, в районе аэродрома их практически нет. Совы не были замечены в столкновениях с самолетами.

    Облететь можно и на автопилоте

    Большинство столкновений лайнеров с птицами, отмечает собеседник «Красного Севера», происходит на взлете или на посадке. Во-первых, ближе к земле пернатых больше, во-вторых, на взлете и посадке машина не такая маневренная, как на высоте. Да, в режиме автопилота есть возможность «облететь» крупную птицу, если та прямо по курсу.

    – На Ямале много чаек, пуночек. Эти мелкие тундровые птички летают стаями, и поэтому опасны. В районе гор встречаются орлан-белохвост, гуси-лебеди в период миграции, даже стерхи, – рассказал Владимир Иванович.

    – Пилот испытывает страх, когда видит птиц, паникует?

    – Паниковать пилоту никак нельзя, мы знаем, что делать.

    Привычка к отпугивателям

    Вообще чаще всего в небе авиаторам удается разойтись с птицами без тяжелых последствий. Но есть и критические случаи. Например, в районе Гималаев орел пробил стекло фюзеляжа, и пилота чуть не утащило наружу, за борт. Второму пилоту пришлось держать коллегу за ноги.

    Еще одна история произошла ближе к нам – в Урае. «Як-40» встретился со стаей тетеревов, пришлось прекратить полет. Обошлось без жертв, но птички здорово погнули фюзеляж, рассказал собеседник «Красного Севера».

    С орнитологической проблемой борются не на шутку. Федеральные правила авиации обязуют оснащать аэродромы современными светобликовыми отпугивателями, цифровыми биоакустическими установками, использовать флюгеры-чучела, пиротехнические средства, сети и тому подобное.

    Однако всё равно несколько раз в год появляются новости об авиапроисшествиях по вине птиц. Из недавних – аварийная посадка «Уральских авиалиний» на кукурузном поле в августе. Неужели крылатые стали невосприимчивы к «пугалкам»?

    – Всё действенно в начале использования. Потом птицы привыкают, – заявил ветеран авиации. – Проблема такая есть. Поэтому надо быть предельно внимательным, знать правила и законы.

    Что делать, когда косяку надо на юг?

    В период сложной орнитологической обстановки данные обновляются каждые полчаса – как погода. В полете есть возможность включить специальные отпугивающие фары, правда, они не очень эффективные, говорит Владимир Иванович.

    – По возможности пилоты всегда предупреждают друг друга о повышенной опасности, диспетчеры информируют нас, – пояснил Владимир Мицык.

    В межсезонье, когда косяки мигрируют, опасностей больше. Весной и осенью пилоты «включают» повышенную внимательность и орнитологические службы выкладываются по полной.

    АКЦЕНТЫ

    Гуси-лебеди, лежбище моржей и медвежья охота

    Последние годы Владимир Мицык работает в малой авиации – летает над Ямалом на сверхлегких «Крыльях Арктики».

    – Здесь небольшие скорости, самолетики маневренней – больше возможностей вовремя заметить и отреагировать, да и у птички больше шансов увернуться. Очень хорошо реагируют чайки, орланы, они летают ближе к горам. Гуси-лебеди представляют опасность, но их хорошо видно. Уток тоже много, раз мы летаем с воды – чаще встречаемся с водоплавающей птицей, – рассказал Владимир Иванович.

    Сверхлегкие «Крылья» на Ямале патрулируют леса в пожароопасный сезон, отслеживают браконьеров и помогают научному мониторингу. Часто пассажирами Владимира Ивановича становятся орнитологи, археологи, геологи и экологи. Самые любимые маршруты собеседника – на Гыданский полуостров, остров Белый, Вилькицкого. На побережьях губ и Карского моря можно разглядеть белых медведей, китов и моржей – зрелище.

    ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

    Алсу Хайретдинова
    Алсу Хайретдинова

    Автор
    alsu_x@mail.ru

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...