СПОРТСалехардцы пробегут «Кросс нации» НОВОСТИКак живут бездомные в Салехарде: ноль алкоголя и посильный труд ЖИЛЬЁСтарые снесут, новые построят: ноябряне отмечают новоселья НОВОСТИГаз станет основным источником энергии на ближайшие 50 лет ОБЩЕСТВОНа Ямале обсуждают меры по ограничению продажи алкоголя НОВОСТИБюджет Ямала пополнился почти на 20 миллиардов рублей ЖИЛКОМХОЗНовоуренгойская многоэтажка прославилась на всю страну ПРОИСШЕСТВИЯЖительницу Тарко-Сале подозревают в убийстве мужа НОВОСТИИзвестно, когда пойдет последний паром Салехард – Приобье ОБЩЕСТВОЮным ягельчанам подарили замок ЭКОНОМИКАВ Надыме ждут первую осеннюю ярмарку тюменских производителей ЭКОНОМИКАВласти ЯНАО анонсировали повышение зарплат бюджетникам ПРОИСШЕСТВИЯДовели до абсурда. Как подвыпившие сельчане удирали от полицейских через окно КУЛЬТУРАХудожники из Тюмени и Петербурга влюбились в утренние туманы шурышкарской земли КУЛЬТУРАВ музыкальных школах Ямала расчехляют новенькое оборудование, а в Тазовском появится кинозал ОБЩЕСТВОСудьбу первого салехардского фонтана решат горожане СПОРТЯмальский спортсмен вместе со сборной России победил на чемпионате мира по пожарно-спасательному спорту ОБЩЕСТВОНа Ямале выбирают социальный проект года НОВОСТИПервый фестиваль ямальской шишки: как это было НОВОСТИСнегопад признан уважительной причиной для неявки на работу НОВОСТИКрасавица с Ямала получила титул Miss the Sustainability на международном конкурсе НОВОСТИВ трех ямальских городах переизберут мэров НОВОСТИНовоуренгойскую многоэтажку «подперли» дощечкой ЭКОНОМИКА18 и 19 сентября ПАО «Запсибкомбанк» приглашает на ипотечную ярмарку в Салехард, Лабытнанги и Харп ОБЩЕСТВОЯмальская управляшка может лишиться жилфонда, которому подыскивают новую УК

5...7°C

Конкурс Живем на севере
16+
  • Городской транспорт будущего разгонят до 150 км в час

    29.01.2018 15:01:00

    Городской транспорт будущего разгонят до 150 км в час КРАСНЫЙ СЕВЕР

    Впервые я прочитал про струнный транспорт в 80-х годах в популярном журнале «Техника – молодежи». Футуристическая  картина, которую представлял молодой конструктор Анатолий Юницкий, завораживала: общепланетарная система, великое транспортное кольцо, космические станции...

    Рисовалось, что лет через сорок смелые мысли воплотятся в жизнь и изменят мир. И вот сорок лет спустя в Москве на выставке я наткнулся на вагончик с надписью «Струнный транспорт Юницкого». Неужели тот самый?..

    Подхожу, расспрашиваю. И узнаю, что «скоро сам Юницкий подойдет и всё расскажет». Я даже заволновался, ведь увижу конструктора, чьими статьями зачитывался в детстве. Через пару минут подходит седовласый пожилой человек, с молодыми и живыми глазами, и запросто приглашает в уютный вагончик. Рассматривая иллюстрированные проспекты, осторожно спрашиваю: мечта воплотилась в жизнь, вы так долго ждали этого события…

    – Я не ждал, – говорит Анатолий Эдуардович. – Это Илья Муромец ждал, а я работал. 40 лет, от замысла до воплощения. Для транспорта срок маленький. Например, от идеи уздечки для лошади до ее широкомасштабной реализации прошло семьсот лет, а до седла – тысяча. Вот и считайте...

    ВСЯ ДОРОГА: РЕЛЬСЫ И ОПОРЫ

    У Юницкого более 140 изобретений и 250 научных работ. Для создания струнного транспорта в Белоруссии открыт «Экотехнопарк», где можно увидеть то, что раньше было только на чертежах и  рисунках. По словам конструктора, построено примерно три километра тестовых участков, еще одна линия – 21 километр – будет высокоскоростной, сейчас землеотвод оформляют.

    – Там мы планируем получить скорость до 500 километров в час, – уточняет Анатолий Юницкий. – Это принципиально новый вид транспорта, без сплошного полотна. Движение основного колеса пойдет по двум струнным рельсам, очень узким, низким по материалоемкости. Стоимость эстакад в 10–20 раз дешевле традиционных, они будут легкие, ажурные, даже тени не дадут. Вся дорога: рельсы вот таких размеров (показывает полоску толщиной 3–4 сантиметра. – Прим. авт.) и опоры через пять километров. Это же не мосты, которые заслоняют небо и требуют тысяч тонн металла, бетона.

    Чтобы избежать температурной деформации, рельсы натягивают, как струны. Для эстакад и колесной пары разработаны принципиально новые решения. Разработан  грузовой вариант с вместимостью подвижного состава до 20 000 тонн, а пассажирский обещает быть очень бюджетным. Это, говорит изобретатель, как воздушное метро, может идти с интервалом в две секунды. Расчетная скорость 150 километров в час, дешевле в сто раз.


    У новой технологии достаточно критиков, но конструктору удается находить инвесторов и понемногу двигать вперед свою компанию SkyWay.jpg

    У новой технологии достаточно критиков, но конструктору удается находить инвесторов  и понемногу двигать вперед свою компанию SkyWay.

    С ТАКИМИ СВАЯМИ НЕ РАСТАЕТ МЕРЗЛОТА

    По расчетам Юницкого, струнный транспорт можно строить на любой территории, в том числе и в Заполярье. Проблему полярных ветров и низких температур позволит решить низкая парусность конструкций и морозостойкие марки стали.

    – Допустим, у вас в Ямало-Ненецком автономном округе даже легче строить. Потому что поставить сваи, зимой забурить в вечную мерзлоту – это проще, чем построить на болоте в Белоруссии.

    Причем в Арктике, по мнению конструктора, струнная дорога будет значительно долговечнее обычной.

    – В Арктике нельзя строить традиционные дороги, потому что летом всё тает и всё проваливается. Мы можем такие сваи сделать, что холод будет переноситься в землю и намораживаться лед, и поэтому летом тоже не будет таять, – заявляет конструктор.

    В демонстрационном ролике электромобили на стальных колесах передвигаются по струнным рельсам, у которых десятикратный запас прочности, расстояние между опорами от 400 метров до пяти километров. Преимуществ у транспорта Юницкого много, но основное – экологичность.

    – Под асфальтом и шпалами похоронена территория, равная пяти Великобританиям. Эта земля мертва, она не дышит. А мы можем эти земли освободить и вернуть землепользователю, – уверен Юницкий.

    РЕГИОНАМ ПРЕДЛОЖАТ УСКОРЕНИЕ

    Чтобы внедрить его задумки, нужно перестроить всю транспортную индустрию, а такие процессы, как правило, идут очень медленно. В прошлом году проект Юницкого признали инновационным в России, и это открывает большие возможности.

    – Когда мы пройдем сертификацию, то сможем участвовать в тендерах и предлагать наш проект в различных регионах РФ, – говорит он.

    До сих пор все попытки создать транспорт будущего проигрывали консервативным, проверенным метро и «железке». В 60-х годах просчитывали монорельсовую магистраль на Камчатке, длиной 500 километров, и полярный монорельс Норильск – Салехард. Проект остался только на бумаге. В Москве монорельсовую дорогу построили, но впоследствии признали неэффективной – в 2018 году ее частично разберут, оставив часть для туристов… Насколько рентабельными будут «струны» 40-летней закалки, должны разбираться специалисты. Скептиков всё еще хватает, зато теперь им есть на что посмотреть и на чем прокатиться в минском технопарке.


     СТРУННОМУ ТРАНСПОРТУ НУЖНА СЕРТИФИКАЦИЯ

    «КС» узнал, что создатель струнного транспорта предлагал ямальскому профильному ведомству изучить его разработку и по возможности внедрить. Что решили эксперты?

    По словам пресс-секретаря окружного департамента транспорта и дорожного хозяйства Александра Павлики, специалисты не одобрили идею белорусского конструктора. Их краткий вывод таков: «Дорого и неэффективно для Арктического региона».

    – Всё то же самое, что предлагает Юницкий, можно сделать при помощи имеющейся транспортной инфраструктуры и гораздо дешевле. Поэтому нет нужды строить новую. К тому же эта система лишь прототип. Пока она не пройдет соответствующую сертификацию в федеральных структурах, ничего не сдвинется, – пояснили в департаменте.

    Что касается инновационного транспорта вообще, то окружной программой  внедрение такого на Ямале пока не предусмотрено.

     

    Андрей Кориков

    Автор
    korikov@mail.ru

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...