Как уходить от налогов на сотни миллионов рублей | «Красный Север»
0°C

обновлено: 09:58, 10 марта 2023

Экономика

Как уходить от налогов на сотни миллионов рублей

Имя господина Ситникова, устроившего экологическую катастрофу на промбазах в Коротчаево и на станции Фарафонтьевская и построившего сеть АЗС с низкокачественным топливом, звучит из каждого «утюга». В Сети даже появились жалельщики. Мол, душат бизнесмена – что ж раньше не замечали беспредела, который творится в его хозяйстве? «КС» изучил судебные документы, которые говорят о том, что эта веревочка вьется давным-давно…


В интернете, в открытом доступе, находится многостраничное решение Арбитражного суда ЯНАО от 5 февраля 2016 года с захватывающим содержанием. «Корпорация «Роснефтегаз» (КР) против налоговой инспекции Нового Уренгоя. Под оспаривание попали результаты выездной проверки налоговиков, проведенной с 7 октября 2013 года по 25 июля 2014 года и охватившей 2011–2012 годы деятельности КР. Видимо, учитывая масштаб вскрытых нарушений, акт появился только 25 сентября 2014  года. А 17 февраля 2015 года – и решение привлечь КР к ответственности за налоговое правонарушение – неуплату налогов на общую сумму 249 миллионов рублей плюс недоимка на 1,2 миллиарда, пени на 359 миллионов и совсем мелочные по сравнению с этим 171 тысячу рублей недоплаченного НДФЛ.

В КР, не имея возражений к содержанию решения МИФНС, усмотрели процессуальные нарушения у налоговиков (неувязки с подписями участников проверки) и подали апелляцию. И в июне 2015-го в итоге добились отмены санкций на 31 миллион рублей, что вызвало несогласие инспекции, а затем и новое судебное разбирательство, причем по инициативе предприятия.

«САМОВАРЫ» НЕ  СМУТИЛИ АРБИТРАЖ

Суть претензий и оправданий сторон строилась на переработке углеводородов. Налоговики, обнаружившие на промбазах Ситникова так называемые «самовары» – установки для производства подакцизных товаров, к которым относится ГСМ, – считали, что на них работали (это подтверждают показания работников КР и осмотры 14–15 июня 2014 года), а значит,  бизнесмен обязан уплатить причитающиеся налоги. Коммерсант настаивал, что оборудование хоть и приобретенное для производственных целей при пробных запусках в 2010-м вышло из строя, поэтому «идет демонтаж». Выводы разбирательства поражают воображение: поверив заключениям экспертов, аффилированных с КР, Фемида сочла недоказанным факт переработки ГСМ. Аргументы смехотворные, вплоть до того, что на мини-заводе отсутствовала вывеска, а «самовары» не оформлены как основные средства компании… Это как если бы у террориста нашли разобранную бомбу и на его двери не было самообличительной таблички, то и взятки гладки. Так и тут (здесь и далее цитаты из документов дела): «сотрудники налоговых органов не обладают специальными знаниями в вопросах производства бензина», «наличие того или иного оборудования еще не свидетельствует о выполнении работ». И просто гвоздь в крышку расследования УФНС: «налоговый орган настаивает на том, что подакцизный товар производился именно в 2011 и 2012 годах, при этом осмотр производился в 2014 году». Показания главбуха КР О. А. Никитченко о том, что до мая 2010 года установки давали дизтопливо и бензин «Нормаль-80», само собой, не стали доказательством работоспособности «самоваров» в 2011–2012 годах.

В деле есть и показания главного инженера Александра Кулиша, работавшего в КР с ноября 2013 по февраль 2014 года. Он заявил, что мини-заводы действовали в трех местах, где расположены склады ГСМ: на станции Фарафонтьевская, в Коротчаево и поселке Уренгой. Но его слова тоже «не пришиты» к делу – не тот временной период. А показания оператора технологических установок В. П. Сероух, работавшей на установке в рассматриваемые годы, в суде не сочли достаточными…

В декабре 2014-го КР «подстраховалась» экспертным заключением, подписанным директором ГУП «БашНИИнефтемаш» Виктором Никольским и ведущим инженером-технологом  Ильёй  Медведским. Оно говорит о том, что «самовары»  не могли  «варить» даже прямогонные компоненты моторных топлив, не говоря о высококачественных бензинах, а служили для подготовки углеводородов к транспортировке. Позже на допросе Никольский скажет, что обследование проводили два привлеченных специалиста, которые не работали в этом НИИ. А Медведский окажется директором компании, учрежденной Ситниковым. Но суд не понял, «каким образом данные обстоятельства повлияли…на проведение спорной экспертизы».

ОДНА  НОГА  ЗДЕСЬ, ДРУГАЯ  –  ТАМ

Разобраться во взаимоотношениях «дочек», наклепанных Ситниковым – задача, достойная Шерлока Холмса. С 1993 года Олег Афанасьевич учредил 37 предприятий, которые, в свою очередь, наплодили еще 12 юрлиц. Фирмы бизнесмена завязаны в клубок формального документооборота, создавая видимость хозяйственно-финансовых связей. «Отец» использовал их и людей, которых ставил реально или формально во главе «дочек», как взбрело в голову.

Например, по документам КР весь 2011 год торговала ГСМ, закупленным у учрежденной Ситниковым же «АЗС Тарко-Сале». Вот только в путевых листах и товарно-транспортных накладных царили полный разброд и шатания, свидетельствующие об их подложности. Например, 1 марта 2011 года один и тот же КамАЗ, управляемый разными водителями, отправился одновременно в Ноябрьск и Пурпе и таки достиг обоих пунктов назначения, вручив товар одному и тому же кладовщику Е. И. Коваленко…

Вдобавок к мистическому раздвоению, а подчас растроению транспортных потоков, есть и человеческие. Например, Е. А. Кастецкая 30 ноября 2011 года выдавала грузы в Надыме и Пуровске, между которыми больше 400 км, с разницей в 30 минут. Бухгалтер с фамилией Костецкая в компании была, но ее рабочее место находилось на Фарафонтьевской… Вездесущий кладовщик Коваленко вообще оказался «виртуальным». Физлицо с такой фамилией не значилось в КР и зарплат ему не переводили. Аналогичная ситуация с женщиной – М.К. Гордеевой, по документам КР принимавшей в подотчет весь объем ГСМ в Тарко-Сале. Несколько водителей по документам «возили» ГСМ даже в то время, когда прекратили работать на КР. А два КамАЗа юридически вообще никак в 2011 году не были связаны ни с поставщиком, ни с получателем топлива.

Его объемы в точках отправки и получения тоже совершенно не вязались, а сделки на 728 миллионов были не оплачены, а закрыты взаимозачетом. Еще бы, ведь у «АЗС Тарко-Сале» не было даже расчетных счетов. Столь очевидные подлоги в суде не пропустили, признав документы недействительными.

В декабре 2015 года КР пыталась приобщить к делу расходные ордера, подтверждающие расчеты с «АЗС Тарко-Сале», вот только оформлены они были с явными нарушениями и поддельными подписями. Например, М. Д. Скорохватова, работавшая директором комплекса заправок в «Корпорации Роснефтегаза», лишь при расследовании узнала, что числилась руководителем таркосалинской компании Ситникова. Экспертиза выявила еще массу бухгалтерских документов, которые были грубо сфальсифицированы…

В «Торгресурсе», которому КР якобы поставила топливо, от этого партнерства отреклись. А для сотрудничества с компанией «Промснаб», благодаря которому КР претендовала на 186-миллионные налоговые вычеты, не нашлось свидетельств. Замдиректора Д. М. Михеев, подписавший договор с КР, оказался неустановленным лицом  даже дом по его адресу в Омске еще только строится.

На базах КР в Новом Уренгое нефтепродуктами залита земля на площади в сотни квадратных метров... Тревогу забили общественники из «Зеленой Арктики», подключился депутат Владимир Пушкарёв. Сразу пять внеплановых проверок проводит окружное управление Росприроднадзора.

НА  ЗАПРАВКАХ НАШЛИ  ОТРАВУ ДЛЯ  МАШИН

Тогда в арбитражном суде КР ускользнула от обвинений налоговой в производстве ГСМ, но, возможно, это не удастся снова, когда за дело взялись силовики. По информации из достоверного источника, с апреля 2015 года расследуется уголовное дело по нескольким статьям: незаконное предпринимательство, незаконное использование товарного знака, незаконная рубка лесных насаждений, подделка документов и легализация денежных средств, приобретенных в результате совершения преступления.                 Следователи нашли доказательства незаконного изготовления ГСМ, которое не соответствовало ГОСТу и с полным правом могло называться «бодяженным». В июне 2016-го в Уренгое побывал главный госинспектор Ростехнадзора. Аппараты для производства моторного топлива были горячими. Не иначе перегрелись от «демонтажа», о котором было сказано в суде несколькими месяцами ранее...

На 38 заправках КР тогда взяли 172 образца топлива и отдали на экспертизу. Ее результаты подтвердили то, что автомобилисты Нового Уренгоя и других ямальских городов знают давно – и потому сторонятся этих АЗС. Среди образцов нашли прямогонный бензин, что-то похожее на дизтопливо и смеси нефтепродуктов. Более того, на заправках торговали поддельным моторным маслом под  брендом  «ЛУКОЙЛа»  и  такой же тормозной жидкостью под брендом «РосДот-4». Все эти махинации, как установила судебно-бухгалтерская экспертиза, с февраля 2013  по сентябрь 2016 года принесли КР куш в 2,3 миллиарда рублей.

Масштаб уклонения от налогов и фальсификаций великого комбинатора пытаются уточнить в СУ СК России по ЯНАО в рамках уголовного дела, возбужденного 30 октября 2015 года и охватывающего шесть преступлений. Следователи изучили документы вышеназванного арбитражного суда, опросили более 200 сотрудников корпорации и близких к ней структур. И, насколько известно, расследование продолжается.


ГЛАВНЫЙ  ВРАГ

В большой игре господина Ситникова так много пешек, реальных и придуманных, что неудивительно, почему долгое время ему удавалось обводить всех вокруг пальца. Сама схема проста: качай, мешай, вари, продавай. Доходы такие, что на законы попросту плевать.

Корпорация много лет игнорировала судебные решения по незаконным заправкам и переправе через  Пур, а зачастую оказывала всяческое противодействие. Лишь недавно незаконную переправу демонтировали, как и несколько АЗС.

Юрист КР в интервью «КС» тогда оценил всё происходящее как происки конкурентов. Но сам Ситников называл в интервью «Новой газете» главного подозреваемого в своих бедах, вплоть до покушения на свою жизнь в сентябре 2013-го – московского бизнесмена Сергея Веселкова.

Неужели кто-то, действительно, позарился на подпольное производство топлива, загаженные нефтепродуктами базы и убогую сеть АЗС, где периодически вспыхивают пожары, а автомобилисты давно объезжают ее стороной?

ВЕСЕЛКОВ: ЧУДЕС  НЕ  БЫВАЕТ

«КС» связался с председателем Совета директоров ООО «Инвестиционная компания «Форум» Сергеем Веселковым, который согласился прокомментировать ситуацию. Сергей Николаевич сообщил, что самого Ситникова видел один раз и то мельком, никогда с ним не разговаривал. Обвинения, которые Ситников предъявлял ему через СМИ, считает пустозвонством и относится к ним с безразличием. Не исключает, что искусственное возмущение, которым полон господин Ситников, – завистливая реакция. Сам Веселков заверяет, что строит свой бизнес на прямо противоположных принципах, реализуя высококачественное топливо.

По словам Сергея Николаевича, низкие цены, которыми «Корпорация Роснефтегаз» пытается заманить несведущих клиентов на заправки, говорят о товаре больше, чем любая экспертиза. У завода-производителя качественный бензин стоит не меньше 41 тысячи рублей за тонну, а с учетом доставки на Ямал, расходы возрастают до 62–63 тысяч. Соответственно и в розницу это топливо не может уходить за 35–38 рублей за литр – чудес не бывает.

– Качественного бензина на рынке немного, в отличие от паленого, – говорит собеседник. – Чаще всего к низкосортному бензину добавляют присадки, которые повышают октановое число. Продукт остается как бы «бензином», но последствия для потребителя непредсказуемы. Машины после него встают.

Сейчас Веселков занимается развитием «мобильного» топливного бизнеса – бустеров. Содержание заправщиков, которые сами приезжают к клиенту, обходится дешевле, чем стационарные АЗС. Процесс полностью автоматизирован, бензин проходит проверку на каждом этапе. В прошлом году новшество дошло не только до Крыма, но даже до газовой столицы, и стало востребованным. Несмотря на то, что цена «подвозного» топлива несколько выше, чем на обычной заправке, потребитель выигрывает время и защищен от проблем, которые доставляет фальсификат.

– В Новом Уренгое стал популярен промышленный бустер, предприятия экономят время и исключают возможности для воровства, – отметил бизнесмен.

С учетом того, что основное ухудшение качества топлива

происходит на базах хранения и заправках, Веселков считает, что на этих этапах

необходимо ужесточение контроля государства. Иначе всегда найдется тот, кому

нажива дороже репутации.


0

0

0

0

0

0



обновлено: 09:58, 10 марта 2023

Темы