Муксун в Обской губе, как в чёрной дыре | «Красный Север»
0°C

Агропром

Муксун в Обской губе, как в чёрной дыре

Возрождения ямальской царь-рыбы понадобится ждать еще лет двадцать. По крайней мере, при существующих в округе возможностях ее воспроизводства.


Такое мнение «КС» высказал Андрей Матковский, начальник отдела эколого-сырьевых исследований Госрыбцентра (Тюмень).

По его словам, муксун – длинноцикловый вид рыбы. То есть живец долго растет до взрослой особи. К примеру, самки становятся половозрелыми только в 8–10 лет. Для сравнения: пелядь уже в 3–4 года дает потомство.

– Вначале надо восстановить в Обской губе нерестовое стадо, чтобы оно оставило нормальное потомство, – пояснил собеседник. – И нужно дождаться, пока эти мальки также вырастут до половозрелых особей. Жизненный цикл муксуна составляет 12 лет, а значит на данное восстановление потребуется два цикла.

Более трехсот тонн должно составлять нерестовое стадо, включая самок и самцов, для того чтобы царь-рыба вновь стала полновластной хозяйкой ямальской Оби. А общее поголовье – не менее полторы тысячи тонн.

Пока же данные показатели, по утверждению специалистов Госрыбцентра, проводивших недавно исследования в районе Салемала, совсем мизерные. Они делали контрольный отлов, так называемой «вонзевой» рыбы, идущей с севера на юг для нагула и нереста.

– Второй год подряд не смогли поймать ни одной половозрелой самки муксуна, – подчеркнул Андрей Константинович. – С Обской губы, где гигантский природный питомник муксуна, он идет в малых количествах.

Поясним, ямальский «плавающий деликатес» нерестится в Томской области. Оттуда молодь проходит около 2,5 тысячи километров до Обской губы, где вырастает до взрослой рыбины и формирует нерестовое стадо. А затем отправляется в поймы Томской области, чтобы дать потомство.

При этом одним из главных тормозов восстановления популяции ученый считает браконьерство. На его взгляд, о многих фактах недобросовестной ловли просто неизвестно. И создается ощущение, что в Обской губе царь-рыба растворяется, словно в черной дыре.

– За каждым кустом инспектора рыбоохраны не посадишь. Но можно использовать новые методы, в частности беспилотники. Также не всегда добросовестно промышляют некоторые аборигены. Да, настоящий тундровик никогда лишнего не возьмет. Сейчас же появились разные люди, которые, прикрываясь квотой для КМНС, норовят ухватить побольше запретной рыбы.

Как напомнил Андрей Матковский, квота дается для поддержания традиционного образа жизни. А те, кто лишь ей прикрывается, «рассекают на дорогих снегоходах», у них современные лодочные моторы. В чем здесь традиция и сохранение навыков предков? – вопрошает сотрудник Госрыбцентра.

И сети они не плетут. Ненецкая сеть короткая, раньше плели ее вручную, а сейчас закупают длинные, китайские.

Тем не менее, ученые резюмируют, что потенциал у Обь-Иртышского бассейна высокий. Это подтверждает небывалый, даже по меркам СССР, рост добычи частиковых видов рыб. В прошлом году здесь за всю историю был самый высокий улов щуки – свыше 7,5 тысячи тонн. Правда есть и другая сторона – огромные «урожаи» ямальцам не так-то просто продать. В приоритете у покупателей по-прежнему белорыбица.


0

1

0

0

0

0



Темы

Муксун