На Севморпути наступает «рыбный день» | «Красный Север»
0°C

Экономика

На Севморпути наступает «рыбный день»

Пока популяция муксуна не восстановлена, разнообразить меню ямальцев может дальневосточный лосось. Поставлять его в западную часть страны планируется Севморпутем. Но чтобы цена на этот товар была доступной, «рыбные рейсы» с Камчатки в Архангельск должны стать регулярными…


Межведомственная рабочая группа по вопросам организации доставки рыбной продукции с Дальнего Востока в центральные регионы на днях определила дату первого рейса с дальневосточной рыбой. Атомный лихтеровоз «Севморпуть», по словам представителей «Атомфлота», прибудет в порт Петропавловска-Камчатского под погрузку 1 августа и в этом году совершит как минимум два «рыбных» рейса между Архангельском и Камчаткой. Объем возможного грузооборота Росрыболовство, по словам заместителя главы этого ведомства Петра Савчука, спрогнозирует вместе с рыбодобывающими компаниями до 15 апреля. 

Чтобы рекорды не гнили в поле

Отправлять свою продукцию Севморпутем в европейскую часть страны дальневосточные компании, такие как «Доброфлот» и «Норебо», пытались и раньше. Груз шел до Архангельска, а оттуда преимущественно в Санкт-Петербург. По данным Росрыболовства, это выгодно. Стоимость доставки рыбы из Владивостока до Москвы в высокий сезон по железной дороге в 2018 году составляла 15,5 руб-ля за килограмм, а по СМП – 11 рублей за килограмм. 

На самом деле расходы на транспортировку камчатского лосося по железной дороге еще выше, потому что его еще надо доставить морем с Камчатки до Приморья, чтобы погрузить там в вагон-рефрижератор. Однако короткий период навигации и отсутствие специализированных судов ледового класса приводят к тому, что из 700 тысяч тонн рыбной продукции, которая ежегодно отправляется вглубь страны с Дальнего Востока, на долю Севморпути приходится лишь 10–12 тысяч тонн. 

Путина-2018 принесла дальневосточным рыбакам рекордный улов – свыше 670 тысяч тонн лосося. Однако тогда же интернет наполнили кадры с десятками тонн гниющей рыбы, которые рыбодобывающие компании не смогли (или не захотели) переработать и вывезти с Камчатки, а потому просто выбросили в поле. Вскоре появилась идея перевозить дальневосточную рыбу атомным контейнеровозом, которую в январе Морская коллегия при Правительстве РФ и одобрила.

Для больших перевозок нужен специальный флот

Атомный лихтеровоз «Севморпуть» может самостоятельно – без ледокола – идти во льдах толщиной до полутора метров. Он вмещает 1328 20-футовых морских контейнеров, включая 104 рефрижератора. После модернизации, которая закончится в конце июня, судно сможет перевозить около 5,5 тысячи тонн рыбы за рейс. Сейчас разрабатывается логистическая схема дозагрузки «Севморпути» другими дальневосточными грузами и формирование грузовой базы в обратном направлении. 

При этом понятно, что лихтеровоз один, а задач, в решении которых он должен быть задействован, много. Это и поддержка северного завоза, и обеспечение потребностей нефтегазового комплекса (сейчас судно стоит под погрузкой в Архангельске для нужд «Арк-тик СПГ 2»), и доставка оборудования для Павловского месторождения свинцово-цинковых руд на Новой Земле и тому подобное. 

Поэтому готовится предложение организовать круглогодичную контейнеровозную линию через СМП. Для этого надо построить шесть-семь судов арктических классов Arc4 – Arc7 вместимостью 200–300 рефрижераторных контейнеров каждый. И тогда, по оценке компании «Югрефтрансфлот», себестоимость морской перевозки дальневосточной рыбы может упасть до 5,2 рубля за килограмм, а значит, она станет более доступна в европейской части страны.

Эта тема, о чем не раз говорил экс-губернатор округа, а ныне  министр природных ресурсов Дмитрий Кобылкин, весьма актуальна и для Ямала. Популяция сиговых в прежних объемах восстановится не скоро. Заменить муксуна и нельму для ямальцев на время мог бы дальневосточный лосось. Главное – чтобы он был доступен по цене. Решается эта задача путем увеличения объема вывоза лосося по Севморпути и его поставки на Ямал через морской порт Сабетта.

АКЦЕНТЫ

Сабетта снова впереди

Ямальский морской порт вновь признан самым динамично развивающимся в России.

Порты Арктического бассейна лидируют по динамике объемов перевалки грузов среди портов России. 

По данным Минтранса РФ, за январь – февраль через них перевалено 17,8 миллиона тонн грузов (увеличение на 27,2 % по сравнению с 2018 годом.), из которых сухогрузы составили 5 миллионов тонн (прирост – 9,8 %), наливные – 12,8 миллиона тонн (рост 35,6 %). И это притом, что из всех портов в Российской Арктике зимой не замерзает Мурманск – остальные в это время могут работать только с помощью ледоколов. 

Ямальский порт Сабетта, по информации Федерального агентства морского и речного транспорта, вновь стал абсолютным лидером по росту объемов перевалки – 4,944 миллиона тонн за два первых месяца 2019 года. Это на 155,8 % больше показателя аналогичного периода годичной давности. 

Подобная динамика, несомненно, связана с тем, что в конце прошлого года вышел на полную мощность проект «Ямал СПГ». Сейчас танкеры ледового класса загружаются в Сабетте сжиженным природным газом каждые 33 часа.

Порты других бассейнов – Балтийского, Азово-Черноморского, Каспийского, Дальневосточного нарастили объем перевалки на 2–7 %.

ТЕХНОЛОГИИ

Атомный ледокол «Арктика» отвязали от причала

Новейший российский ледокол начали готовить к загрузке ядерного топлива и ходовым испытаниям.

Специалисты «Балтийского завода» провели швартовые испытания новейшего российского атомного ледокола «Арктика», который строится в Санкт-Петербурге, оценили работу резервных генераторов и других систем жизнеобеспечения судна. Затем ледокол отбуксировали в зону с усиленным режимом безопасности судоверфи, где в его реакторы будет загружено ядерное топливо. 

«Ледокол проекта 22220 «Арктика» находится в активной фазе строительства, первоочередная задача, которую предстоит решить во втором квартале 2019 года, – загрузка топлива. Под эту процедуру нами вся документация уже разработана», – передает ТАСС слова Александра Рыжкова, гендиректора ЦКБ «Айсберг», разрабатывающего ледокол. После того как ядерные реакторы будут запущены, начнутся ходовые испытания судна.

«Арктика» – головное судно серии новейших российских ледоколов, которые строятся на «Балтийском заводе». Он станет самым мощным в мире и предназначен в первую очередь для обеспечения круглогодичной навигации в западной части Северного морского пути (от Мурманска до ямальской Сабетты). В 2021–2022 годах на помощь «Арктике» придут его серийные собратья «Сибирь» и «Урал», которые возводятся в Санкт-Петербурге.

Одновременно с этим, как на днях заявил глава «Атомфлота» Мустафа Кашка, будет продлен срок эксплуатации действующих «Таймыра», «Вайгача» и «Ямала». До 2025, 2027 и 2028 годов соответственно. Это необходимо для бесперебойного роста грузопотока по Северному морскому пути.


0

0

0

0

0

0



Темы