На Ямале возможны промышленные скопления нефти | «Красный Север»
0°C

обновлено: 18:45, 02 ноября 2022

Экономика

На Ямале возможны промышленные скопления нефти

Учёные Института нефтегазовой геологии и геофизики имени А. А. Трофимука СО РАН из Новосибирска исследовали баженовскую свиту в южной части Ямала, между Надымом и Харампуром. Они считают, что есть все предпосылки к промышленным запасам нефти.


Самый прочный горизонт

Баженовская свита в тысячу раз плотнее, чем традиционный пласт легкоизвлекаемой нефти, гораздо прочнее бетона. Как говорят инженеры, плотность алмаза составляет 10 единиц по шкале Мооса, а входящего в баженит кварца — 7 единиц. Не всякий алмазный бур возьмёт этот «монолит». Свита залегает на 2-3-километровой глубине, имеет небольшую толщину, очень высокую температуру — до 130 градусов по Цельсию —  и уникальное геологическое строение. 

Технологий добычи пока две — гидроразрыв и наклонное бурение, иначе никак не взломать пласт. А нефти в баженовской свите очень много! По оптимистичным прогнозам, объем геологических запасов углеводородов в баженовской свите — свыше 100 млрд тонн, но это практически недоступные для человечества залежи нефти.

Извлекаемых же запасов не больше 10-12 млрд тонн (оптимисты говорят — до 60 млрд тонн). Сегодня в нашей стране добывается около 560 млн тонн нефти. Если каким-то технологическим чудом подключить баженовские извлекаемые запасы в промышленном объёме, то даже по скромным оценкам хватит на 20 лет, причем это сверх той рентабельной нефти, что добывается в России — её должно хватить на ближайшие 15-20 лет.

Югра пытается взломать бажен

Миллиарды тонн нетронутой, нерентабельной нефти — и большинство из них, как предполагалось, находится в соседнем Ханты-Мансийском автономном округе, крупнейшем нефтяном регионе России. Добыча «черного золота» из традиционных коллекторов там падает. В 2017 году в Югре приняли ряд важных решений для поддержки масштабного освоения баженовской нефти, проект получил статус национального. Создан технологический центр Бажен, цель которого — разработать рентабельную технологию извлечения нетрадиционных, труднодоступных залежей нефти.

– Качество запасов, с которыми мы работаем, стремительно ухудшается, – отмечал ранее Вадим Яковлев, первый заместитель генерального директора «Газпром нефти». – Например, Приобское месторождение (ХМАО) – наш крупнейший актив, его продуктивность снизилась бы в три раза, если бы компания не применяла соответствующие технологии. Наша компания должна думать теперь не только о том, как обеспечивать потребности в нефти сегодня-завтра, мы должны готовить ресурсную базу, которая будет обеспечивать добычу через 10, 15, 30 лет. И для этого нужно создавать тот комплекс технологических решений, который позволит работать с запасами совершенно другого качества.

Пока Югра подбирается к своему бажену, планируя до 15 млн тонн к 2030 году, на Ямале особенно и не задумывались даже об уточнении запасов подобных залежей. 

— В Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции с каждым годом все сложнее поддерживать уровень добычи нефти из традиционных гранулярных коллекторов, – считает заведующий лабораторией проблем геологии, разведки и разработки месторождений трудноизвлекаемой нефти Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН, кандидат геолого-минералогических наук Михаил Фомин. – Гигантские и крупные месторождения уже открыты, а разведанные запасы в значительной степени освоены. Возникает необходимость вовлекать в промышленную разработку новые, пока еще недостаточно изученные объекты, среди которых самым сложным, пожалуй, является баженовская свита. 

Свои «сланцы» на Ямале

Пока основные перспективы нефтеносности баженовской свиты по-прежнему связываются с западными и центральными районами Ханты-Мансийского автономного округа, говорит Михаил Фомин:

—  В последние годы там было выполнено множество аналитических исследований керна по современным методикам. При этом в ЯНАО аналогичных исследований баженовской свиты выполнено существенно меньше – на приток нефти данная толща испытана лишь в единичных скважинах. Тем не менее, на юге Ямала – на Пякутинском, Малопякутинском, Вынхаяхинском, Известинском и Пальниковском месторождениях открыты небольшие залежи нефти.

Как сообщило РИА «Сибирь», сотрудники Института нефтегазовой геологии и геофизики интерпретировали геологические и геофизические материалы, а также данные по геохимии органического вещества из разрезов баженовской свиты на Ямале. И резюмировали: возможны промышленные скопления нефти. 

– Необходимо провести повторное испытание отложений на приток нефти с помощью современных технологий и методов, – уверен Михаил Фомин. – На этих и соседних площадях нужно пробурить новые поисковые и разведочные скважины с полным отбором керна, чтобы детально изучить структуру баженовского коллектора и характер насыщения его пустотного пространства.

Нужен ли настолько трудный и нерентабельный баженовский горизонт Ямалу? Покажут время и технологии, которые смогут сделать «сланцы» доступными.


0

0

0

0

0

0



обновлено: 18:45, 02 ноября 2022

Темы

Нефть